Людмила Уварова
Познавательно-исследовательский проект «Я — исследователь» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Я — исследователь“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Сроки реализации: долгосрочный – 1 год.
Участники проекта : дети, родители воспитанников, педагоги.
Цель проекта : Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях ребенка, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через организацию опытно-экспериментальной деятельности”.
Задачи проекта :
- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
- изучить и проанализировать методический материал по данной теме.
- дополнить техническую базу для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).
Методы и технологии реализации проекта : метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.
Этапы проведения проекта
I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).
1. Подготовка к работе педагогов.
Анализ методической литературы.
Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.
Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
Подготовка практического материала для проведения опытов.
Создание картотеки экспериментов и опытов с детьми подготовительной группы.
2. Сотрудничество с родителями.
Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме “Детское экспериментирование”.
Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта :
- Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.
- Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.
- Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.
3. Подготовительная работа с детьми.
- Беседа и рассматривание иллюстраций, просмотр видеороликов, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.
- Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.
Примерный алгоритм группового проекта
Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.
1. Что мы знаем?
Развивающие вопросы, которые можно задать детям:
- для чего нам нужна лаборатория в группе?
- для чего нужны эксперименты?
- вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?
2. Что мы хотим узнать?
- Что такое микроскоп и лупа?
- Какие вещества растворяет вода?
- Почему дует ветер?
- Почему не тонут айсберги?
- Как действует магнит на предметы?
3. Что нужно сделать, чтобы узнать?
- Иметь в наличии лабораторию для опытов.
- Проделать эксперименты и опыты.
- Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.
- Рассказать друг другу о том, что узнали.
II. Практический
Формы организации образовательного процесса
В разных видах детской деятельности в системе “Педагог - Ребенок – Родители”
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Месяц Формы работы
Сентябрь 1. Просмотр короткометражного познавательного мультфильма для детей «Макро и Микро Мир» (Ссылка - https://youtu.be/kFinZo4HWVA)
2. Конспект НОД «Весёлая лаборатория»
Октябрь 1. Эксперимент «Какая бывает вода»
Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.
2. Эксперимент «Вода – растворитель. Очищение воды»
Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при работе с различными веществами.
3. Эксперимент «Куда делась вода»
Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).
Эксперимент – развлечение «Путешествие Капельки»
Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра доказывать правильность своего мнения.
Ноябрь Эксперимент «Мир ткани»
Цель: Назвать ткани (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива вещей.
Эксперимент «Мир металлов»
Цель: Называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро, сравнивать их использования в быту и на производстве. Развивать логические способы познания свойств и отношений (сравнения, обобщения, анализ).
Эксперимент «Мир пластмасс»
Цель: Узнавать предметы, сделанные из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид); сравнивать их свойства; понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования.
Эксперимент «Мир резины»
Цель: формирование у детей представлений о резине.
Декабрь Эксперимент «Воздух»
Цель: расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.
Эксперимент «Почему дует ветер»
Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он лёгкий, холодный, опускается вниз – он тяжёлый.
Эксперимент «Этот удивительный воздух»
Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
Эксперимент «Вдох – выдох»
Цель: расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
Январь Эксперимент «Разноцветные сосульки»
Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре, полученные в ходе поисковой деятельности.
Эксперимент «Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги»
Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
Эксперимент «Изменение объёма жидкости»
Цель: выявить изменение объёма жидкости при замерзании.
Февраль Эксперимент «Испытание магнита»
Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими.
Эксперимент «Два магнита»
Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.
Эксперимент «Как действуют магниты на предметы»
Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.
Эксперимент «Когда магнит вреден»
Цель: Познакомить с тем, как магнит действует на окружающее.
Март Эксперимент «Волшебный шарик»
Цель: установить причину возникновения статистического электричества. Эксперимент “Чудо-причёска”.
Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов
Эксперимент «Что такое молния»
Цель: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.
Эксперимент «Почему горит фонарик»
Цель: уточнить представление детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.
Апрель Эксперимент «Сила притяжения»
Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле.
Эксперимент «Почему легче»
Цель: выяснить, как действуют сила притяжения.
Эксперимент «Как дождинки»
Цель: представить, как выглядит вода в условиях невесомости. Развивать представление о физическом явлении – земное притяжение.
Эксперимент «Упрямые предметы»
Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результат наблюдения.
Май Оформление электронной презентации, оформление выставки детских альбомов по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Месяц Формы работы
Сентябрь Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.
Октябрь Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты «ученых» для экспериментирования, сделать эмблемы
Ноябрь Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойства
Декабрь Дать задание родителям сделать или приобрести детский флюгер на поддувку для занятий по экспериментированию.
Январь Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.
Февраль Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.
Март Дать домашнее задание родителям побеседовать с детьми на тему «электричество», «молния», и изобразить молнию на листке
Апрель Помощь родителей в проведение опытов принести по две пробки
Май Домашнее задание родителям вместе с детьми определить «Где живёт эхо?»
III. Обобщающий
Оценка реализации проекта детьми : беседа «Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?».
Презентация продуктов деятельности.
Ожидаемые результаты
Для детей:
- У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.
- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой
. - Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.
Для педагого:.
Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.
Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.
Ресурсное обеспечение проекта
Методическое:
1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В, 2010 г.
2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Тугушева Т. П., Чистякова А. Е., 2010 г.
3. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е. А., Сучкова И. М., 2011 г.
4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н. В., Обруч №2, 1997 г.
5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н. В., Обруч №2, 1998 г.
Материально-техническое:
- подборка консультативного материала для педагогов и родителей;
- разработка группового проекта, конспектов занятий и игр
- экспериментирование;
- подбор иллюстраций, детской литературы;
- подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;
- оформление “детской лаборатории в группе.