Анна Волкова
Познавательно-исследовательский проект «Хлеб войны»
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей стране к хлебу относились всегда по- особенному. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, сколько труда нужно приложить людям, чтобы хлеб появился у нас на столе. Бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, его вырастивших, должно прививаться с детства.
Поэтому, было решено познакомить детей с историей хлеба в годы ВОВ.
Так был разработан краткосрочный проект «Хлеб войны».
Мы подошли к определению целей и задач нашего проекта.
Цель:
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Хлеб войны“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через организацию поисково-исследовательской проектной деятельности;
формирование у детей представлений о ценности хлеба, процессе изготовления.
Задачи:
1. Познакомить старших дошкольников с особенностями хлебопечения в годы Великой Отечественной Войны.
2. Обогащать представления детей о значимости и ценности хлеба в нелегкие военные годы.
3. Развивать умение детей добывать знания из разных источников: книг, видеоматериалов, Интернета, журналов по теме проекта.
4. Формировать умение детей применять полученные знания в практической деятельности по приготовлению военного хлеба.
5. Воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу и его создателям.
6. Расширять взаимодействие с родителями воспитанников.
Тип проекта :
-по направленности - познавательно-исследовательский
-по продолжительности - краткосрочный
Вид проекта : групповой
Участники: воспитанники старшей группы, родители.
Для реализации проекта была проделана предварительная работа.
Детям был предложен опрос: «Что бы вы хотели узнать о хлебе?». Дети задавали такие вопросы, как – «Откуда берут хлеб?», «Как пекут хлеб?», «Какой бывает хлеб?», «Когда появился первый хлеб?».
Педагогом был предложен свой вопрос – «Каким был хлеб в годы Великой Отечественной Войны?» Исходя из возникших вопросов, был составлен алгоритм дальнейшей работы.
Предварительная работа включала в себя цикл занятий о хлебе, его происхождении и ценности. Дети познакомились с памятниками и музеями хлебу.
Далее следовал Первый этап – рождение проблемы
Детям было показано архивное фото, где солдаты обедают в перерывах между боевыми действиями
В процессе рассматривания возник ряд вопросов:
• «Что ели солдаты в военные годы?»,
• «Отличался ли военный хлеб от хлеба, который едим мы сегодня?»,
• «Был ли хлеб вкусным?»,
• «Из чего его пекли?»,
• «Кто занимался хлебопечением?» и др.
Таким образом, совместно с детьми была определена проблема проекта :
Каким был хлеб в годы Великой Отечественной войны?
Дети предлагали различные гипотезы, и мнения у всех разошлись. Чтобы разрешить проблему, воспитанники решили поискать информацию с помощью родителей в энциклопедиях, в библиотеке и Интернете. Всех родителей группы пригласили принять участие в исследовательском проекте.
Дети совместно с родителями в процессе поисково-исследовательской деятельности собрали богатый познавательный материал о хлебе войны.
По итогам этого этапа были созданы:
патриотический «Уголок памяти»,
памятка «Как использовать остатки хлеба»
• сборник «Рецепты военного хлеба»,
• сборник познавательного материала «Хлеб войны», с которыми дети
знакомились с большим интересом.
Вторым этапом была практическая деятельность
«Изготовление военного хлеба»
Выбрав с детьми один из рецептов военного хлеба, были закуплены все необходимые продукты.
Дети с большим интересом и удовольствием месили тесто, рассматривали его структуру.
Также они были ознакомлены с особыми трудностями приготовления хлеба в тяжелых боевых условиях.
Замесив тесто, выложив его в форму и поставив в духовой шкаф, дети отправились в группу на тихий час. С большим нетерпением они ожидали второй половины дня, чтобы скорее увидеть и попробовать хлеб, испеченный своими руками.
Дети пришли к выводу, что военный хлеб был пресный, несладкий и очень отличается от хлеба, который едим мы сейчас.
Мы вышли на завершающий этап нашего проекта.
Результат нашей работы — это создание лэпбука «Хлеб-всему голова». В него вошла информация о хлебе, собранная в результате реализации проекта. В лэпбуке размещены загадки, пословицы и поговорки о хлебе, игры и задания, история возникновения хлеба и многое другое.
В результате работы над проектом мы значительно расширили свои знания о значении и составе хлеба во время войны, утвердились во мнении, что хлеб – это жизнь.
Мы совместно с родителями в процессе поисково-исследовательской деятельности собрали богатый познавательный материал о хлебе войны – массу рецептов хлеба (фронтового, тылового, ржаного, блокадного и др., произведения художественной литературы по теме проекта, воспоминания людей о тяжелом, голодном времени. Выяснилось, что единого рецепта фронтового хлеба не существовало. В разных уголках охваченной сражениями страны его готовили по-своему.
В ходе работы узнали страшные рецепты хлеба военного времени. Страшные, потому что совершенно непонятно, как можно было жить, питаясь таким хлебом, - и победить!
-Пусть во всех домах мира будет хлеб! Ведь хлеб – это жизнь!