Ольга Демченко
Познавательно-исследовательский проект для старшего дошкольного возраста «Зачем автомобилю бампер?»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно - исследовательский проект для старшего дошкольного возраста "Зачем автомобилю бампер?".
Организация проектно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста является эффективным средством формирования познавательной активности дошкольников, суть которой заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевают
Публикация «Познавательно-исследовательский проект для старшего дошкольного возраста „Зачем автомобилю бампер?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
новыми знаниями, умениями, учится активно усваивать знания через практическую деятельность.
В выборе темы исследовательской работы " Зачем автомобилю бампер?" помогло детское любопытство и неподдельный интерес моего воспитанника, к машинам как объекту исследования.
Замысел будущей исследовательской работы возник на основе личного наблюдения ребенка, когда ребенок увидел поврежденный автомобиль. И возникло столько вопросов:
- А почему именно эта часть повреждена у автомобиля?
- А что такое бампер?
- А зачем автомобилю бампер?
Тот азарт и эмоциональные впечатления, которыми делился Артем, рассказывая детям о своих впечатлениях, явились «пусковой пружинкой» нашей совместной познавательной деятельности. Понимая увлеченность и интерес ребенка, просто ответить на вопросы было бы не достаточно и педагогически неправильно. Это и стало мотивацией для разработки проекта и организации поисково - исследовательской деятельности.
На основе возникших вопросов важно, чтобы ребенок понимал, где он может найти информацию по интересующему вопросу, кто ему может помочь в нахождении ответов, кто лучше может знать об этом вопросе? Поэтому следующим моим шагом были встречные вопросы к Артему:
- Я не знаю ответы на твои вопросы. Как ты думаешь, где мы можем узнать об этом, кто больше нас знает об автомобилях?
Артем ответил так:
- Давай спросим у папы, а дедушка знает? Можно посмотреть по компьютеру, узнать в интернете.
Что бы получить ответ на интересующие вопросы – «Что такое бампер?» и «Зачем он автомобилю?», Артем целенаправленно обратился к папе. На наглядном примере, папа показал собственный автомобиль, Артем выяснил: у автомобиля есть передний и задний бампер; у современных автомобилей бампер сделан из материала - пластмассы; он сочетается с цветом кузова и выглядит, как единое целое кузова - сразу трудно понять, где начинается и заканчивается бампер.
Попутно, рассмотрев модель устаревшего автомобиля «Запорожец», который стоит у дедушки во дворе, ребенок заметил отличительные особенности: бампер является как бы отдельной частью автомобиля, цвет другой, сделан из металла. Таким образом, методом сравнения двух автомобилей, Артем выявил сходства и отличия. У современных и старых автомобилей есть бампер - передний и задний, одна и та же функция- защита корпуса от повреждений, но отличаются они внешними особенностями и материалом изготовления. Вместе с Артемом мы сделали вывод: бампер современных машин отличается от машин прошлых лет, но функция его та же – защита машины от повреждения при столкновении.
Продолжая поддерживать интерес к объекту исследования, я предложила вспомнить: «Как ты думаешь, где можно увидеть сразу много разных машин?»
- «Возле магазинов, школы, детского сада, спорткомплекса».
- «Как ты думаешь, а у современных машин чем отличаются бамперы?». Выслушав рассуждения Артема, предложила их проверить, посетив парковку автомобилей.
На парковочные площадки отправился дедушка с внуком. Именно там ребенок наглядно смог подтвердить свои выводы и умозаключения, наглядно проверить информацию, которую получил от папы. У разных моделей машин, разные бампера. Здесь же Артем узнал про габариты машин. Чем больше по габаритам автомобиль, тем шире бампер. Измерить ширину и сравнить.
Затем, для расширения кругозора у ребенка была организована экскурсия на СТО. Там появилась возможность более близко и подробно изучить строение автомобилей, побеседовать с работниками СТО, задать вопросы и там же найти ответы на них. После полученных знаний, Артем сделал вывод, что у разных автомобилей разные бампера. Есть бампер передний, а есть задний. У маленьких автомобилей бампера поменьше, а у больших – побольше.
Последовал следующий вопрос: "Интересно, как выглядел самый первый бампер? Из чего делали его раньше?". Как ты думаешь, как мы можем попасть далеко в прошлое на некоторое время?" Ответы: хорошо бы было отправиться в прошлое на машине времени или посмотреть в компьютере. С помощью презентации удалось вовлечь ребенка в "Историю появления и развития бампера автомобиля".
В ходе работы над проектом ребенком так же было замечено, что не у всех транспортных средств есть бампер. Например, у экскаватора его нет, так как у него впереди ковш, бампер ему не нужен.
Основная задача, которую я ставила как педагог - способствовать развитию познавательной активности, любознательности и творческих способностей ребенка посредством включения в проектно-исследовательскую деятельность.
Процесс проектирования и реализации детской исследовательской деятельности включал три основных этапа.
На І этапе – подготовка к исследовательской работе, определились с тем, что ребенок хочет изучить и исследовать (поиск проблемы, определили тему исследовательской работы и способы решения этой проблемы, кто в этом может помочь. В итоге совместно с воспитанником был сформулирован план работы реализации детского исследовательского проекта : определились, где и кто будет собирать информацию, как будет использована эта информация и т. п.
План исследовательской работы ребенка:
поиск и анализ информации
1. Рассмотреть вместе с папой автомобиль с целью понять, что такое бампер, где находится эта часть у автомобиля и как выглядит
2. Наблюдать на СТО за автомобилями и выявить их сходства и отличия
3. Попросить папу помочь мне в измерениях бампера
4. Сходить с дедушкой на парковочную стоянку для сравнения бамперов у разных моделей автомобилей
5. Найти в Интернете с помощью папы интересную информацию о самом первом бампере у автомобиля
способ представления результатов работы
6. Вместе с воспитателем оформить презентацию «Зачем автомобилю бампер?.»;
7. Все, что я узнал про машины и бамперы, рассказать детям нашей группы.
На этом этапе совместной деятельности важно было объединить совместные усилия педагога – родителей в поддержке исследовательской деятельности ребенка (со – Участие)
Задачи для ребенка:
1. Развивать умение делать выводы и умозаключения согласно возрасту;
2. Воспитывать самостоятельность и инициативу в поиске информации, исследовательской деятельности, умении сравнивать и анализировать;
Задачи для педагога:
1. Поддерживать детскую инициативу в поисково-исследовательской деятельности ребенка;
2. Создавать ситуации для расширения самостоятельных действий в познании объектов окружающей среды;
3. Помочь ребенку планировать исследовательскую деятельность
4. Повышение собственной компетентности педагога в организации поисково- исследовательской деятельности с воспитанником на основе возникающих вопросов у ребенка.
Задачи для родителей:
1. Создавать условия для повышения родительской компетентности в поисково - исследовательской деятельности с ребенком.
2. Приобщение родителей к развитию познавательного интереса у ребенка посредством личного участия в проектной деятельности.
ІІ этап – собственно процесс исследования, включал наблюдения ребенка и выполнение им элементарных исследовательских действий (измерения, сравнение бампера у современного автомобиля и у устаревшей модели, рассматривание иллюстраций, беседы…. По мере погружения в тему и появления новой информации, интерес к выбранному объекту не угасал, напротив, что в итоге позволило сформулировать гипотезу и выводы о том, что главное предназначение бампера - для предохранения корпуса машины от повреждений.
На этом этапе участие членов семьи (папы, дедушки) и их поддержка познавательного интереса у ребенка к исследованию имело большое значение в решении проблемы. В итоге были оформлены материалы о ходе исследовательской деятельности: ….
Важным моментом завершения исследовательской деятельности (ІІІ этап) является отчет и защита работы.
Еще в процессе работы над проектом, возник вопрос, а знают ли ребята в группе о бамперах? Предложила представить полученные знания в виде презентации перед сверстниками.
Также представилась возможность принять участие на муниципальном уровне в конкурсе среди дошкольников и младших школьников «Я - исследователь!». Рассказ об объекте своих интересов, побудительных мотивах и целях исследовательской работы, четкость ответов на вопросы членов жюри дали результат – Артем награжден дипломом призера (2 место) конкурса.
Но самое главное: в ходе реализации проекта ребенок получил опыт поисковой деятельности и переработки информации, опыт публичного выступления.