Наташа Бойко
Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Лимон-волшебник»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Ребёнок в дошкольном возрасте познаёт мир по принципу : что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на мир широко открытыми глазами. Детям всё интересно, их всё манит и привлекает, их познавательные способности, которые можно выразить девизом: «Хочу всё знать!». Желание получать новые впечатления, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Наблюдая за детьми, мы обратили внимание на то, что познавательная активность детей недостаточно высока, и это отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другим видам деятельности. Поэтому возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста „Лимон-волшебник“» размещена в разделах
Цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении
- формирование у детей диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта;
- расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
- расширение детского кругозора ;
- воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.
Тема моей исследовательской работы «Лимон - волшебник».
Растёт на дереве лимон -
По витаминам чемпион.
И тот, кто любит чай с лимоном,
Стать может тоже чемпионом.
Актуальность.
Лимон – один из основных источников витамина «С», его применение укрепляет иммунную систему человека, повышает эластичность кровеносных сосудов, помогает очистить организм от токсинов – веществ загрязняющих и ослабляющих организм, и самое важное - лимон предотвращает авитаминоз!
Мы очень любим чай с лимоном! Считаем, что этот фрукт добавляет чаю аромат и прибавляет нам сил и бодрости! И мы задумались: чем ещё полезен лимон, где и как его ещё можно применить?
Мы поставили перед собой цель: изучить полезные и необычные свойства лимона.
Необходимо было решить ряд задач: изучить литературу о лимоне и его свойствах;
провести серию опытов по изучению удивительных и волшебных особенностей лимона.
Лимон — вечнозелёное, многолетнее растение высотой от 3 до 7 метров. Лимон относится к цитрусовым растениям. Его ближайшие родственники: апельсин, мандарин, помела, грейпфрут, лайм. Родиной лимона принято считать Индию. Известно, что войска Александра Македонского привезли лимоны из Индии в Европу. Лимоны были очень дорогими, практически на вес золота.
В Россию лимон был завезён из Турции во времена Петра 1. Богатые люди выписывали лимоны из Голландии, а доставляли их в Россию в солёном виде.
Применение.
Древние китайцы использовали лимон с целью привлечения хорошей энергетики в дом и изгнания духов. Древние греки для борьбы с молью клали дольки лимона между складками одежды и были спокойны за свои вещи.
Лимон спасает от простуды, улучшает память и внимание. Лимон используют для отбеливания кожи лица. Полезен он для рук и ногтей. Полоскания раствором лимонного сока освежают и дезинфицируют полость рта. Чтобы придать блеск потускневшим волосам, их можно ополоснуть водой, в которую добавлен лимонный сок. Если в вашем доме завелись муравьи, не паникуйте! Смажьте лимонным соком их «любимые места» и муравьи забудут дорогу в ваш дом. Можно спасти пересоленное блюдо, добавив в него немного лимонного сока. И еда становится не только вкусной, но и полезной.
Лимонный сок ещё добавляют в лимонады и другие напитки. А лимонную кислоту кладут во многие кулинарные изделия. Помните! Самое неполезное в лимоне — это косточки. Они могут спровоцировать сильное выделение желчи и аллергическую реакцию. А самое полезное — белая прослойка. В ней больше всего витамина С.
В мире много неизвестного и, конечно, интересного. Что за чудо наш лимон, приглашает в гости он! Проведём опыты.
1. Лимон — осветлитель.
Очень часто люди не задумываются, что портят цвет зубов крепко заваренным чаем. Для опыта я налил в два стакана крепко заваренный чай. В один стакан положил дольку лимона. Чай посветлел.
Вывод: лимон обесцветил чай, тем самым мы можем защитить свои зубы от желтоватого оттенка.
2. Лимон — пятновыводитель.
Дети любят рисовать. Иногда на одежде появляются следы от фломастеров. Проведём опыт. Пятно от фломастера посыпем солью, затем потрём лимонным соком.
Вывод: лимон выводит пятна от фломастеров.
3. Лимон — невидимка.
Нам с друзьями интересно играть в разведчиков или в тайных агентов. Я нашёл способ передачи секретной информации. Для опыта я выжал сок одного лимона, написал ватной палочкой послание и подождал, пока сок подсохнет. Прогладил бумагу тёплым утюгом. Буквы стали видимыми.
Вывод: лимонный сок при нагревании приобретает желтый оттенок на бумаге.
4. Лимон — насос.
Как бы надули воздушный шарик маленькие человечки из Солнечного города? Проведём опыт. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и три столовых ложки уксуса, выливаем в бутылку через воронку. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой. Что происходит? Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.
Вывод: при взаимодействии соды и кислоты лимона, образуется газ, который может надуть шарик.
5. Лимонная батарейка.
Я уверен, что человечки в Солнечном городе использовали какие-то необычные батарейки. Можно ли из лимона их сделать? Я приготовил 4 лимона, 4 медные проволочки (примерно по 10 см. каждая, 4 медных монетки, 4 шурупа и 1 светодиод. Папа зачистил противоположные концы проволок на расстоянии 2-3 см. Сделали в лимонах надрезы и вставили в них монетки и проволочки. К другим концам проволочек прикрутили по одному шурупу к каждой. Воткнули в лимоны на расстоянии 1-1,5 см. от монеток. А в одном месте к разным концам проволочек я поднес светодиод. Что произошло? Да! Лампочка загорелась!
Вывод: лимон – проводник электричества.
Заключение.
Наши опыты показали, что лимон обладает волшебными свойствами! Предлагаю и вам начать исследовать чудо-фрукт, но прежде — выпейте чай с лимоном - зарядитесь энергией и хорошим настроением!
Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.