Ирина Михайловна
Консультация для педагогов «Роль музыки в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музыки в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
«Музыка является самым чудодейственным,
самым тонким средством привлечения
к добру, красоте, человечности.
Как гимнастика выпрямляет тело,
так музыка выпрямляет душу человека»
В. А. Сухомлинский
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей формируются элементы гражданственности и патриотизма.
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна.
Музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку. С самого рождения, ребенок способен различать многие звуки и чутко реагировать на них.
Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой.
Детские годы – это период накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее музыкальное развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребенка. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого
В нашем дошкольном учреждении патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.
Формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях.
“Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель.
“Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.
Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие.
На занятиях в доступной форме я рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно.
Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.
На основе народного творчества в нашем детском саду проводятся такие праздники, как:
«Ярмарка»,
«Колядки»,
«Масленица».
Огромную роль музыка играет при ознакомлении детей с образом Родины.
Для ребенка «Родина»- это мама, самая красивая, самая добрая, заботливая, любимая,
это близкие, родные ему люди- семья, дом, где он живет,
детский сад, двор, улица, город.
Вот почему дети, в канун 8 Марта, с такой любовью рисуют портреты мам, готовят для них подарки, сочиняют стихи, поют песни, частушки, танцуют танцы.
Разучивание песен о маме, бабушке воспитывает у детей любовь, доброту, гордость за своих близких.
Помимо этого, в нашем детском саду стало доброй традицией отмечать День Матери (который проводится в ноябре).
Очень верно подметил русский писатель Ю. Я. Яковлев: “Любовь к Родине начинается с любви к матери,
а человек начинается с его отношения к матери».
Воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств способствует также знакомство с песнями о Родине, родном крае. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время.
Курчатов! Это наша малая Родина, это наш дом и его надо любить и беречь. «С днем рождения, Курчатов!»
Этот праздник очень любят ребята, потому что узнают историю города, его достопримечательности, памятники.
Приобщение детей к государственной символике РФ – одна из приоритетных задач в патриотическом воспитании дошкольников.
Каждый год в нашем детском саду проходит мероприятие, посвященное Дню рождения Российского флага, на котором дети узнают историю появления флага, его значимость.
Ребята нашего сада почтительно, с уважением относятся к символам нашей страны, растут патриотами, любят Родину и гордятся тем, что граждане России! Об этом мы говорим на празднике: «День России».
Еще один праздник: «День освобождения города Курска от немецко-фашистских захватчиков».
Мы знакомим детей с военным прошлым нашей малой Родины, о тяжких годах войны, о подвигах солдат, освобождавших Курск.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема любима детьми. Песни этой тематики воспитывают чувство патриотизма, любовь и уважение к армии. Тема очень любима детьми, особенно мальчишками. Песни, написанные в темпе марша, а содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.
Хочется сказать несколько слов про встречу наших ребят с солдатами СВО. Хотя дети еще маленькие, но им уже знакома тема войны. У некоторых воюют отцы, братья. Дети с большим интересом и со слезами на глазах слушали солдат, а потом выступили с небольшим концертом.
Впечатления и эмоции, полученные в ходе различных мероприятий, приобщают детей к истории родного города, края и своего народа, воспитывают любовь к своему Отечеству.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах.
Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам и посещения музея боевой славы.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников.
1 июня в детском саду проводится праздник – День защиты детей.
Основная цель данного праздника – приобщение детей к миру, дружбе и любви к родной природе.
Совместное решение задач патриотического воспитания воспитателями и мной, как музыкальным руководителем, дает ощутимые результаты: музыка прочно входит в быт детей, занимая значительное место в их жизни.
Через музыкальную деятельность мы решаем следующие задачи:
Формируем духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.
• Развиваем познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.
• Побуждаем детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
• Воспитываем потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.
• Закрепляем знания детей о Великой Отечественной войне и героизме русского народа через художественную литературу, музыку.
• Воспитываем любовь и уважение к ветеранам войны, вызывать желание быть похожими на них.
• формируем у детей чувство собственного достоинства, как представителей Российского государства.
Решение задач по патриотическому воспитанию дошкольников - процесс длительный и сложный. Но, положительного результата я считаю, мы достигли, благодаря совместной, систематической работе всех педагогов нашего коллектива.
Налицо ощутимый результат: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.
Всем, нам хочется заглянуть в будущее, чтобы увидеть наших детей счастливыми, добрыми, здоровыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова:
«Я – россиянин!»
«Я горжусь своей страной!»
Вот так, постоянно расширяясь, эта любовь к близкому переходит в любовь к государству, его истории с его прошлым и настоящим, а затем и ко всему человечеству!
(Академик Лихачев)