Елена Николаевна Петришина
Познавательно-исследовательский проект для детей средней группы «Юный эколог»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная часть проекта
Название проекта : «Юный эколог»
Руководитель проекта : Петришина Е. Н.
Участники проекта : воспитатель, дети средней группы, родители.
Продолжительность проекта : долгосрочный (с октября по апрель)
Целевая группа : дети средней группы №4
Содержательная часть проекта
Описание проекта
Актуальность проекта :
Публикация «Познавательно-исследовательский проект для детей средней группы „Юный эколог“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность поднимаемой мной проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Цель проекта : создание условий для формирования элементарной экологической культуры, воспитания нравственных идеалов как основы поведения ребенка.
Задачи проекта :
Образовательные: формировать элементарные представления о мире природы. Формировать знания о взаимосвязи между объектами и явлениями природы, между человеком и природой. Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе и учета этого в практической деятельности.
Развивающие: развивать эмоционально- ценностное восприятие мира природы.
Воспитательные: воспитывать любовное, заботливое отношение к природе путем системного, целенаправленного общения с окружающим миром
Задачи для родителей:
-создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересованность родителей в сотрудничестве с педагогами группы, желание участвовать в нем.
- укрепление взаимодействия родителей с педагогом группы.
Ожидаемый результат:
для детей : Формирование первоначальных навыков экологически грамотного отношения к миру природы.
Развитие познавательного интереса к природе. Воспитание трудолюбия, бережного отношения к природе.
Начальное формирование навыков правильного поведения в природной среде.
Вовлечение в творческую деятельность.
для педагога
Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
Личностный и профессиональный рост.
Самореализация.
для родителей Повышение уровня экологического сознания, экологической культуры и педагогической грамотности по данной теме. Расширятся знания по экологическому воспитанию детей. Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве. Активное участие в жизнедеятельности группы
Взаимодействие с родителями: оформление информационного уголка, информирование через создание буклетов, письменных консультаций.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный - создание развивающей среды
- подбор методической литературы
- подбор художественной литературы и дидактических игр
- картотека пальчиковых и подвижных игр
- материалы для экспериментирования
Формы работы: - СОД
- Дидактические игры
- Подвижные игры
- Пальчиковые игры
- Речевые игры
- Наблюдения в природе
- Труд в природе
- Экспериментальная деятельность
- Продуктивная деятельность
- Чтение художественной литературы
- Музыкально - ритмические движения, слушание музыки
Методы проекта :
Игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры – забавы, игры-драматизации.
Словесные: чтение рассказов, сказок, заучивание стихов, потешек, беседы и рассказ воспитателя.
Практические: совместные действия воспитателя и ребенка, опыты, эксперименты, выполнение поручений,
Наглядные: наблюдение, рассматривание иллюстраций, использование кукольного театра.
План работы по природоохранному социально-образовательному проекту
«Юный эколог»
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственный
Октябрь
Тема: «Деревья нашего участка»
Цель: Создание условий для формирования у детей представление о деревьях, как о живых организмах.
Задачи: 1. Расширить знания о разнообразии деревьев на участке детского сада и родного края, особенностях их строения. 2. Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.
3. Познакомить детей со свойствами дерева (в воде не тонет, горит)
4. Учить рисовать деревья, правильно передавая его строение.
5. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.
1. «Как появляются деревья?»
(от семечки до дерева) 11.10.2022 педагог
2. Беседа «Чего нельзя делать в лесу». Экспериментирование: «Дерево и его свойства» 13.10.2022 педагог
3. Чтение П. Воронько «Зеленый город» и беседа по содержанию 19.10.2022 педагог
4. «Мы-пейзажисты» (рисование любимого дерева, итог: выставка творческих работ «Парк осенью» 25.10.2022 педагог
Ноябрь
Тема: «Синичкин день» (Птицы)
Цель: Создание условий для расширения и углубления знания детей о перелетных и зимующих птицах (журавль, утки, гуси, сова, снегирь, синичка и др.)
Задачи:
1. Формировать у детей знания и представления об особенностях внешнего вида птиц и приспособлении их к среде обитания;
2. Познакомить детей с таким явлением, как осенний отлёт птиц на юг и понять его причины.
3. Передавать любовь к природе через художественно-эстетическую деятельность, развивать творческие способности.
4. Воспитывать бережное отношение к птицам.
1. Беседа о перелетных птицах и птицах, которые остались зимовать. 02.11.2022г. Педагог
2. Изготовление эко кормушек. Акция «Накорми птиц». 08.11.2022г. Педагог, родители
3. Заучивание стихотворения «Журавель»П. Воронько. Творческая работа "Журавленок" 16.11.2022г. Педагог
4. Викторина: «До новых встреч!»
Коллективная аппликация «Совушка» 24.11.2022г. Педагог, родители
Декабрь
Тема: «Комнатные растения»
Цель: создание условий для формирования осознанно правильного отношения к объектам живой природы (комнатные растения).
Задачи: 1. Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека (хлорофитум, бальзамин, фикус, герань, декабрист). 2. Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей. 3. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы). Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы. 4. Воспитывать желание заботиться о растениях.
1. «Досуг «Помоги растению». 02.12.2022г. Педагог
2. Экспериментально-исследовательская деятельность - опыт "Дыхание растений", "На свету и в темноте». 08.12.2022г. Педагог
3. «Пересадка растений»
(корневищем, усами, черенками) 16.12.2022г. Педагог
4.
Рисование:«Мое любимое комнатное растение»
Итог: Альбом «Наши комнатные растения». 22.12.2022г. Педагог, родители
Январь
Тема: «Воздух»
Цель: Создание условий для формирования обобщающих знаний о воздухе, его значении в жизни нашей планеты. Задачи: 1. Формировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. 2. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
3. Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. 4. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
1. «Знакомство с воздухом и его свойствами, способами его обнаружения.» 11.01.2023г. Педагог
2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого 17.01.2023г. Педагог
3. Игра – эксперимент «Дуем – играем», «Как рождается
ветер» 25.01.2023г. Педагог, родители
4. Итоговое занятие «Невидимка-воздух»
31.01.2023г. Педагог
Февраль
Тема: «Приобщение к экологической культуре через художественную литературу»
Цель: Создание условий для формирования экологической культуры по средствам знакомства с творчеством К. Д. Ушинского
Задачи:1. Познакомить детей с творчеством К. Д. Ушинского.
2. Расширять представления детей о животном мире и мире природы через рассказы К. Д. Ушинского.
3. Развивать умения передавать свои впечатления от прочитанного в художественно-эстетической деятельности.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
1. Знакомство с творчеством К. Д. Ушинского.
08.02.2023г. Педагог
2. Лепка из глины «Любимое животное» 14.02.2023г. Педагог
3. Рисование по книге «Четыре желания» 22.02.2023г. Педагог
4. Викторина по рассказам и сказкам К. Д. Ушинского 28.02.2023г. Педагог
Март
Тема: «Что за чудесница - водица-волшебница».
Цель: Создание условий для расширения знаний детей о воде и ее значение для живых существ.
Задачи:1. Познакомить детей с ролью воды в жизни человека, растений, животных.
2. Выделить экологические проблемы и способы охраны воды.
3. Закреплять навыки опытно-экспериментальной деятельности.
4. Вызывать интерес к изображению сосулек разными аппликативными
техниками;
5. Воспитывать бережное отношение к воде и желание экономить пресную воду.
1. Беседа «Что такое вода и кому она нужна» 06.03.2023г. Педагог
2. Акция «Берегите воду!». Создание памяток, листовок «Берегите воду!». Целевая прогулка в парк. Раздача листовок. 14.03.2023г. Педагог, родители
3. «Страна фокусов»(опыты с водой) 22.03.2023г. Педагог
4. Итог: развлечение «Вы слыхали о воде? Говорят-она везде» 28.03.2023г. Педагог
Апрель
Тема: Земля-наш общий дом»
Цель: Создание условий для формирования у детей основы экологического знания, экологической культуры, бережного отношения к природе и всему окружающему.
Задачи: -формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе.
-расширять знания детей о жизни растений, которые могут исчезнуть (подснежники);
-привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы;
-доставить детям радость от участия в совместном труде и творчестве;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности.
1. «Земля-наш общий дом» 05.04.2023г. Педагог, родители
2. Беседа: «День подснежника»
Оригами «Подснежник» 11.04.2023г. Педагог
3. Трудовой десант «Чистый город» 19.04.2023г. Педагог, родители
4. Подведение итогов проекта «Юный эколог» 25.04.2023г Педагог
5. Выставка поделок из бросового материала «Мусор — тоже ресурс. Отходы в доходы, а не во вред природы» 28.04.2023г. Педагог, родители
В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные конкурсы, игры, акции. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческой– поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной эмоциональной среды в нашей группе.