Наталья Позинова
«Чайковского повсюду знают!» Музыкальный праздник для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(Музыкальный праздник для детей старшего дошкольного возраста)
Атрибуты: мультимедийная установка для показа презентации; цветы, яркие осенние листья на леске, обручи; музыкальные инструменты для импровизации: треугольники, колокольчики, бубны, деревянные ложки, трещотки.
Публикация «„Чайковского повсюду знают!“ Музыкальный праздник для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2017
(Звучит 1-й концерт для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского (аудиозапись). Дети входят в зал и рассаживаются.)
Пока звучит музыка музыкальный руководитель произносит:
Музыкальный руководитель :
Музыка льётся, сверкает, искрится!
Радость и праздник! Солнце и свет!
Будто велит всем печалям забыться
Музыка счастья – первый концерт!
(С. Дроздова.)
(Дети слушают музыку ещё 1 -2 минуты.)
Музыкальный руководитель : Ребята, сейчас звучала музыка великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Жил он более ста лет назад, но люди с удовольствием слушают его музыку по сей день. Это и было главной мечтой Петра Ильича Чайковского.
Он желал бы всеми силами души,
Чтобы музыка его распространялась,
Чтоб она баюкала в тиши,
Чтобы с нею вместе улыбались.
Чтоб она печали отвела,
Напоила путника в дороге,
Он хотел, чтоб музыка была
Утешеньем, радостью, подмогой.
(С. Дроздова.)
(Дети исполняют танцевальную импровизацию под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».)
Музыкальный руководитель : Как красиво вы кружились в вальсе! Кто написал эту волшебную музыку? (Ответы детей.) Верно. Это «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» в исполнении симфонического оркестра.
А я предлагаю вам поиграть в «Музыкальную угадайку»! Послушайте загадки о музыкальных инструментах симфонического оркестра.
Имя – легкое дыханье, в голосе – очарованье.
Ручейком хрустальным льется, (флейтою) она зовется.
Голосом протяжным впору петь про русские просторы.
Про деревню нам с тобой пропоет сейчас… (гобой).
Он по возрасту – ребенок. Голосок подвижен, звонок,
Чист и ясен – спору нет! Прозывается… (кларнет).
Он простужен и встревожен, и из трубок будто сложен.
Он ворчит, а не поет. Это – дедушка… (фагот).
Дитя кларнета и гобоя. И хоть блестит металлом он –
Прекрасно знаем мы с тобою, что деревянный… (саксофон).
Струнно-смычковых – большая бригада. Я вам открою секрет.
Не смогут звучать инструменты как надо, если смычка рядом нет.
Движенья плавные смычка приводят в трепет струны.
Мотив поет издалека, поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив! В них – радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, ее названье… (скрипка)
Звук напряженный, сочный, певучий, сладко-таинственный, плавно-тягучий.
Ножкою острой стоит на полу. Место в оркестре ей – в правом углу.
Имя приятное – как карамель. И называется… (виолончель)
Представьте себе великана такого: доброго, толстого, очень большого.
Звучит его голос солидно и плавно, так густо, насыщенно – право же, славно!
Назвать его имя – заданье для вас. Зовут музыканты его… (контрабас)
Уж сотни лет они известны. Их знают все, они – не новые.
Всем инструменты интересны… Какие? Струнные щипковые!
Огромной бабочки крыло ей форму дивную дало.
Капризна эта недотрога и струн имеет очень много.
И чтобы музыку играть – их нужно все перебирать… (арфа)
Кстати, композитор Чайковский много путешествовал по разным странам, но при этом всегда говорил: «Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку – Русь». Композитор очень любил русские песни. Он всегда старался запомнить и записать полюбившиеся народные напевы, услышанные в исполнении простых людей. Многие народные напевы мы слышим в музыкальных произведениях Петра Ильича Чайковского.
(Звучит фрагмент музыкального произведения «Октябрь» из цикла «Времена года».)
Давайте представим такую картину: Осень. По аллее задумчиво шёл…
(На экране появляется портрет П. И. Чайковского)
Дети: Пётр Ильич Чайковский.
Музыкальный руководитель : Настроение у Чайковского было…
Дети: Печальное, тоскливое, грустное.
Музыкальный руководитель : И вдруг Чайковского посетили такие мысли: «А может мне поехать в деревню, посмотреть, как народ веселится?» Только подумал об этом – и настроение у него сразу переменилось. Быстро собрался и поехал по дороге, припорошенной первым ноябрьским снежком.
(Звучит фрагмент музыкального произведения «Ноябрь» из цикла «Времена года».)
Музыкальный руководитель : Приехал композитор в деревню, а там народ как раз на посиделки собрался. Вот только гармонист опаздывает. Да ничего, на ложках себе подыграем.
(Дети играют на ложках под р. н. м. «Ах, вы, сени».)
Музыкальный руководитель : Хорошо летом в деревне, а особенно вечером!
Вышли парни да девушки погулять, себя показать!
(Дети исполняют танец «Соловушка».)
Музыкальный руководитель : Вдруг комаров налетело видимо-невидимо! И давай люди от комаров отбиваться: по плечам себя хлопают, по бокам, по коленям! Покажите как.
(Дети хлопают себя по плечам, по бокам, по коленям.)
Музыкальный руководитель : Быстрей! Быстрей! А тут музыканты возьми да заиграй!
(Напевая мелодию «Камаринской», музыкальный руководитель продолжает хлопать себя по коленям, по плечам, по бокам и т. д. Дети выполняют то же самое.)
Ух! (Останавливаются.) Вот и пляска получилась – «Камаринская»! Так это было или не так? То ли быль, то ли небыль? Однако «Камаринская» и по сей день звучит, да людей веселит! Да и Пётр Ильич её нотами записал и поместил в сборник музыкальных пьес для детей, который называется «Детский альбом».
Хотите послушать эту плясовую?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель : Тогда я включу музыку, а вам предлагаю плясать. На то она и плясовая.
(Звучит «Камаринская», дети пляшут.)
Музыкальный руководитель : А сколько раз мелодия повторялась, заметили?
(Дети отвечают по-разному.)
Музыкальный руководитель : Надо это уточнить с помощью наших волшебных музыкальных бабочек!
Музыкальный руководитель располагает в зале четыре импровизированные клумбы. Около каждой клумбы встаёт ребёнок, который держит в руках яркий осенний листочек на нитке.
Музыкальный руководитель : По очереди, в соответствии со сменой частей (вариаций) наши листочки будут кружить над клумбами и опускаться на клумбу с последним звуком музыкального отрывка.
(Предварительно нужно определить, какая клумба будет первой.)
Итак, Листочки готовы? А вы, ребята, внимательно слушайте и наблюдайте.
(Звучит «Камаринская».)
Музыкальный руководитель : Сколько раз мелодия повторялась?
Дети: Четыре раза.
Музыкальный руководитель : Правильно! Я предлагаю сыграть «Камаринскую» всем вместе!
(Детям предлагается выбрать детские музыкальные инструменты для музицирования. С детьми обсуждается, какие инструменты к какой вариации больше подойдут.
Дети исполняют «Камаринскую».
Музыкальный руководитель : Какая радостная, праздничная музыка1
Пусть музыка всегда живёт,
И радость всюду побеждает!
Пусть сердце русское поёт!
Чайковского повсюду знают!
(С. Дроздова.)