Надежда Колесникова
Мастер-класс «Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Материал подготовил: Н. Е. Колесникова, воспитатель I квалификационной категории МБДОУ ДС «Голубые дорожки» г. Волгодонска
В настоящее время все большую популярность среди педагогов приобретает термин «игра-экспериментирование», т. е. детское экспериментирование. Детское экспериментирование свободно от обязательности (мы не можем обязать ребенка ставить опыты, во время любого эксперимента у ребенка должно сохраниться ощущение внутренней свободы). Следует учитывать индивидуальные различия (позволять интересующимся экспериментировать чаще, не неволить тех, у которых особых склонностей к исследовательской деятельности нет). Не нужно лишать детей возможности общаться друг с другом (делиться своими открытиями, проговаривать свои действия вслух).
Публикация «Мастер-класс „Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В 1997 г. Н. Н. Поддьяков сформировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности служит не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Детское экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. В первые три года экспериментирование является практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование развивает новую сторону мыслительной деятельности – умение оперировать неясными знаниями.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, поскольку постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Дошкольники прирожденные исследователи. И этому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Британский психолог Пенелопа Лич пишет: «Если вы отвели ребенку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления о позаботится сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (себя, когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому ученому, ему нужна в его научной работе независимость. Главное, чтобы во время любого экспериментирования, у ребенка сохранилось ощущение внутренней свободы.
Экспериментально-исследовательский процесс ставит ребенка в позицию первооткрывателя. Дети сначала с помощью педагога изучают, а затем самостоятельно, путем использования карт-схем, подтверждают свойства веществ, формулируют алгоритм проведения определенных опытов и в итоге рассказывают о полученном результате, объясняя причинно-следственные связи и закономерности.
Центр экспериментирования периодически обогащается новыми играми, пособиями, красочным материалом и пополняется с учетом программного материала. В процессе проведения опытов и экспериментов дети учатся видеть и решать проблему, ставить цель, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, делать выводы. Важным становится умение ребенка планировать процесс работы, формировать познавательные действия, развивать воображение, творческую активность, любознательность, познавательную мотивацию. Предметное наполнение центра экспериментирования отвечает требованиям безопасности. Главный принцип: все, что в нем представлено, находится в полном распоряжении детей, все можно потрогать, взять в руки и рассмотреть.
В группе созданы картотеки опытов, карт-схем для проведения опытов.
Рассмотрим свойства воздуха (опыты №1, №2); свойства огня (опыты №3, №4); свойства воды (№5, №6, №7).
Опыт №1 (используем карту-схему).
Налить полный стакан воды. Положить сверху открытку или квадрат из плотного картона. Прижимая открытку к стакану рукой, перевернуть его вверх дном над емкостью. Убрать руку. Что произошло?
Вывод: открытка не падает, и вода не выливается, потому что воздух, находящийся снаружи, давит на нее сильнее, чем вода изнутри.
Осторожно! Вода выльется, если открытку сдвинуть.
Опыт №2 (используем карты-схемы).
а) Большую глубокую миску наполнить водой. Высокий пустой стакан вверх дном погрузить в воду. Через некоторое время стакан вынуть и посмотреть, стакан мокрый или нет.
б) Предложить высокий стакан набить на 1/3 бумагой. Погрузить стакан в воду вверх дном. Через некоторое время вынуть его и посмотреть, что стало с бумагой. Какая она, сухая или мокрая?
Вывод: стакан и бумага остались сухими потому, что при погружении перевернутого стакана в воду воздух внутри его мешает воде подняться вверх и намочить и стакан и бумагу.
Опыт №3 (карта-схема).
Пламя загрязняет воздух. Показать, что при горении выделяются вредные вещества.
Взять небольшое стекло и свечу. Стекло держать над пламенем на расстоянии 1-2 см. Через некоторое время стекло снизу почернеет, образуется слой копоти, т. е. огонь загрязняет воздух.
Вывод: При горении в воздух выделяются вещества, загрязняющие воздух.
Опыт №4 (карта-схема).
Предложить детям выяснить, как погасить свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени, и не задувая ее. Зажечь свечу, накрыть банкой. Через некоторое время свеча гаснет.
Вывод: Для горения нужен кислород, банка не дает доступа кислорода, и огонь гаснет. Для тушения огня используют также воду, которая при высокой температуре превращается в пар и препятствует доступу кислорода. Огонь можно засыпать землей, тогда кислород не будет поступать, и пламя погаснет.
Опыт №5 (не все предметы и вещества растворяются в воде).
Взять 4 спички, надломить их посередине и согнуть под прямым углом. Положить их на блюдце сгибами друг к другу. Капнуть на сгиб каждой спички по капельке воды. Понаблюдать, как постепенно спички начнут расправляться и образовывать звезду.
Вывод: Волокна дерева впитываю влагу, она ползет по ним все дальше и дальше. Дерево набухает и его волокна «толстеют». Они начинают расправляться.
Опыт №6 (Радуга в стакане).
1. Взять 4 стакана. Насыпать сахар: 1 стакан – 1 ст. л., 2 стакан – 2 ст. л., 3 стакан – 3 ст. л., 4 стакан – 4 ст. л. Поставить стаканы по порядку 1-2-3-4.
2. Добавить в каждый стакан по 3 ст. л. воды, перемешать до полного растворения сахара.
3. Добавить в каждый стакан по 1 чайной ложке краски одного цвета (красный, синий, желтый, зеленый). Перемешать.
4. Влить цветную воду в стакан в обратном порядке 4-3-2-1. Вливать аккуратно по стенке стакана.
Вывод: вода разделяется на слои по цвету из-за разного содержания сахара в воде, т. е. разной плотности воды (чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой в стакане).
Опыт №7 (Вулкан в стакане).
Покажи, как образуются цвета голубой, оранжевый, розовый.
Берем по 2 стакана для получения каждого цвета, т. е. 6 стаканов и 3 небольших подноса или тарелки.
1. Налить немного воды в каждый стакан.
2. Добавить краски:
1) синий и белый цвет;
2) красный и желтый цвет;
3) красный и белый цвет.
3. Насыпать в каждый стакан по 1 ст. л. соды. Перемешать.
4. Добавить уксус (можно лимонную кислоту).
Вывод: происходит реакция между содой и уксусом, выделяется углекислый газ. Пена выливается из стаканов, словно «лава» вулкана.
Уважаемые коллеги! Творите, экспериментируйте вместе с детьми. Это развивает мыслительные действия, заключающиеся в поиске ответов на проблемные вопросы.
Свое выступление хочется закончить словами древнекитайского изречения:
«То, что я услышал, я забыл,
То, что я увидел, я помню,
То, что я сделал, я знаю!»
Спасибо за внимание!