Екатерина Баландина
Познавательно-исследовательская деятельность «Освобождение бусинок из ледяного плена» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность
«Освобождение бусинок из ледяного плена» (средняя группа)
Номинация «Дошкольное образование
(экспериментирование, кружковая работа)»
Баландина Екатерина Васильевна,
воспитатель, 1кв. кат.
МБДОУ ДСОРВ «Рябинушка»,
с. Зелёное Усть-Абаканского района
республики Хакасия
Пояснительная записка
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „Освобождение бусинок из ледяного плена“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Снег и лед
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Труд». Продолжительность НОД 20 – 25 минут. Познавательно-исследовательскую деятельность с детьми планирую и осуществляю по программе Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» в рамках дополнительного образования. Занятия экологического кружка «Секреты природы» проводятся 1 раз в неделю. Содержание деятельности соответствует задачам данного возраста. Для реализации каждой задачи были подобраны оптимальные приемы, методы, средства, помогающие в интересной и занимательной форме развивать интерес к экспериментированию. Демонстрационные, наглядные пособия, отвечают методическим требованиям: достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение было рациональным, продуманным в учебном пространстве. Организационный момент «Гора дружбы» направлен на создание у детей положительных взаимоотношений, эмоций. Во время совместной образовательной деятельности использовалась мотивация, побуждающая к творчеству, желанию узнавать, действовать и доводить ситуацию до логического завершения. Большую роль на качество усвоения материала оказало эффективное использование современных технических средств (компьютер, экран, проектор). Дети рассматривали предметы, отбирали нужные среди других, трогали, ощущали реальность присутствия разных предметов и материала, видели его визуально, осуществляли нужные действия, могли сравнивать и рассуждать, сопоставлять и делать выводы. Эффективность приемов достигалась за счет поставленных перед детьми заданий, которые носили поисковый, проблемный, поисково- занимательный характер. Этапы совместной деятельности по длительности были оптимальны, её организация носила «клиповый» характер, то есть быструю сменяемость видов деятельности, что не позволило детям утомляться. Ребята в ходе экспериментальной деятельности были достаточно активны, внимательно слушали и выполняли задания, отвечали на вопросы, с желанием выполняли все условия опытов и экспериментов. Во время просмотра слайдов, дети были эмоциональны, горели желанием быстрее завершить эксперимент, чтобы увидеть результат. Результаты проделанной работы показали: что исследовательский метод – не только способствует высокому качеству усвоения нового, но и формирует более высокий уровень опыта познавательно-исследовательской деятельности детей. Он оказывает значительное влияние на развитие речи детей, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности, коммуникативных, социально значимых качеств личности дошкольника. Облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности дети научились выявлять непонятные явления (постановка проблемы); выдвигать гипотезу, формулировать выводы и обобщения, делать практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний. В итоге ситуация успеха помогла детям справиться с уровнем конфликтности, положительная динамика прослеживалась у детей в развитии способности к рефлексии, повышении самооценки. Считаю, что поставленные программные задачи были решены. Это показал итог нашей совместной образовательной познавательно-исследовательской
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму
Конспект познавательно-исследоваетльской деятельности
«Освобождение бусинок из ледяного плена» (средняя группа).
ОО «Познавательное развитие»
Цель: - создание условий для расширения представлений о свойствах льда – тает в тепле. Развитие дивергентного мышления при выборе способа действия; стимулирование самостоятельного формулирования выводов детьми; развитие эмпатии, желания помочь другим; воспитание аккуратности в работе.
Задачи: Продолжать приобщать детей к навыкам элементарной исследовательской деятельности; развитию мышления и способности к умозаключениям; путем несложных исследовательских действий подвести к уточнению и закреплению представлений детей о свойствах: льда; ставить проблему, которую необходимо разрешить;
- предлагать возможные решения,
- проверять эти решения исходя из данных;
- делать выводы в соответствии с результатами проверки;
- делать обобщения.
Вид детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Материал: замороженные во люду бусинки в ванночках (2 – 3 штуки, баночки и ванночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки для каждого ребенка, набор детских разноцветных, пластмассовых бус, леска толстая на каждого ребенка, макет «Лед на реке», оргстекло размером с макет, карточки с условными изображениями: ванночки с капельками воды- 3штуки,
тарелочки – 3 штуки, рисунок отопительной батареи – 3штуки.
Предварительная работа: чтение сказки Г. Х Андерсена «Снежная Королева», русская народная сказка «Заюшкина избушка» и «Лисичка сестричка и серый волк», игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок, украшение построек из снега, беседа «Что бывает зимой», ситуативный разговор на тему «Зимние игры и развлечения», загадывание загадок о свойствах снега и льда, заучивание приговорок, физминуток, песенок по теме, коллективные игры в кругу, изготовление макета «Лед на реке». Дидактические игры «Что сначала, что потом», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, - покажем». Просмотры мультиков и слайдов по теме, прослушивание «Как мальчик Ваня спасал снежный комочек».
Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Организационный момент:
Ребята, давайте построим «Гору дружбы и добра», без нее нам сегодня дальше идти нельзя, потому что с добром и дружбой нам с вами будет легче. (Воспитатель вместе с детьми строит гору дружбы и добра складывая руки друг на друга).
Воспитатель: Чувствуете тепло наших рук? Его так много, что хватит надолго и это поможет нам в нашем добром деле. Согласны?
А теперь посмотрите на гостей, подарите им свою добрую улыбку, от вашей улыбки всем станет веселее.
- Ой! Смотрите! Лисичка?
Воспитатель заранее организовывает место на столе: оргстекло, под ним хорошо видны: «водоросли», «рыбы», «камни», «песок». На стекле стоит игрушка-лисичка. Воспитатель подходит к детям, обращает внимание на лисичку,
Ребята, помогите разобраться, о чем говорится в стихотворении:
Осторожная лисица подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода – неподвижна и тверда.
- Что же случилось с водой?
Ответы детей:
- она превратилась в лед;
- наверное, это было зимой, и она замерзла;
- вода превратилась в лед от мороза.
Воспитатель: Вот и я несла вам в садик бусы, уронила их в воду, а мороз заморозил их, и попали бусинки в плен. Как же нам быть? Что делать?
После того как дети предложат освободить бусинки из плена, воспитатель спрашивает:
- А как можно освободить бусинки из ледяного плена?
Дети выдвигают предположения.
После того как будут высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо».
- можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (хорошо – лед растает, и бусинки освободятся; плохо – руки замерзнут);
- можно отогреть в варежках (хорошо лед тоже растает, и бусинки освободятся; плохо варежки намокнут);
- можно положить на батарею (долго ждать придется);
- есть специальное сверло, которым бурят лед рыбаки, можно взять его;
- можно отковырнуть ножом, только попросить взрослых, а то поранишься;
- можно положить в теплую воду, там лед растает;
- можно оставить просто в группе – у нас тепло и лед растает.
Воспитатель вместе с детьми выбирает три гипотезы и проверяют их:
- поставить на батарею;
- погреть в руках, или просто оставить в тарелочке у нас тепло, лед и растает.
- положить в теплую воду.
Воспитатель помогает разделиться с помощью парных карточек (нарисованные батареи, капля воды, и тарелочка) на группы и проверить свои гипотезы, подготовить все необходимое для проведения опыта.
Воспитатель: Пусть тарелочки стоят, а мы поиграем.
Игра - физминутка (в кругу)
Дети встают в круг и, проговаривая, имитируют все соответствующие движения.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы во двор пришли играть.
Бабу снежную слепили.
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли
Съели суп и спать легли.
Далее действовать по ситуации: если лед еще не растает, то использовать подвижную игру: «Встать по пальцам» (по 1, по 2, по 3) или «День наступает – все оживает, ночь наступает – все замирает!».
Воспитатель: Дети надо проверить наши тарелочки, что же произошло с бусинками?
Дети проверяют и делают выводы:
- быстрее всего бусинки освободила теплая вода;
-и я своим теплом погрела, и бусинки оттаяли, - только руки замерзли;
- на батарее бусинки дольше были в плену, а потом освободились.
Дети вытирают воду со столов и выбирают бусинку с помощью считалочки, проводят игру «Освободим бусинки из плена» : воспитатель в роли бусинки, дети, замерзшие капельки. Они крепко обнимают ее со всех сторон – «Бусинка в ледяном плену».
Посчитаемся зимой мы считалочкой такой.
Снова льдом покрылся пруд,
Караси в пруду живут.
А по льду звенят коньки:
Хватит спать карасики!
Воспитатель просит теплые руки детей, которые не стали льдинками, растопить льдинки. Дети гладят теплыми руками детей – льдинок, и они постепенно отпускают из плена бусинку – воспитателя.
Воспитатель благодарит детей за такое доброе дело, и хотела бы позвать на помощь бусинок подружек, чтобы дети сделали из них украшение.
Бусинка воспитатель просится на полочку (ставит коробочку на полочку, где она быстро находит себе подружек) – нарезанные бусы из искусственной соломки-трубочки.
Дети сами себе изготавливают бусы.
Рефлексия: Кому вы подарите свои бусы? Мне тоже очень нравятся ваши бусы.