Наталья Шестакова
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Свойства воздуха".
Область: познание. Познавательно-исследовательская деятельность.
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
4. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.
Интеграция образовательных областей:
-социализация (совместная деятельность);
-коммуникация (продуктивный диалог);
-познание.
Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.
Оборудование: оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, салфетки, пипетки, пластиковые дощечки, гуашь бумага формата А4 (по количеству детей, воздушные шары (2шт, переходник, шприц, ёмкость с измельченным чесноком, весы, шланг длинный, книга, парашютист.
Ход ОД:
Прошу в круг всех встать,
За руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!
Я пришла к вам не одна. Гостей в группу привела!
Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками.
Дети, сегодня к нам на занятие прилетел Воздушный шарик. Посмотрите, какой он грустный и печальный. Послушайте его историю: «Воздушный шарик родился недавно и совсем ничего про себя не знает, даже не знает почему его называют воздушным. От этого ему очень грустно, ведь ничего не знать – это совсем не весело. И поэтому он решил обратиться к нам за помощью». Мы поможем Воздушному шарику? (да)
Что вы знаете о воздухе? (рассказ ребенка «Воздух в жизни человека»)
Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.
Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.
Только чистый воздух полезен для здоровья. Загрязняет воздух :
(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет).
Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль).
Воспитатель: да, нас со всех сторон постоянно окружает воздух, он всегда вокруг нас. А для чего нам нужен воздух? Чтоб дышать.
А кому еще нужен воздух? - рыбам, птицам, животным.
Правильно, всему живому. Но воздух никто не видел, не трогал руками. Так может и нет никакого воздуха?
Давайте не будем гадать, а проверим с помощью опытов и экспериментов и узнаем какими свойствами обладает воздух.
Воспитатель: Я предлагаю вам, дети вместе с Воздушным шариком отправиться в нашу лабораторию, и как настоящие ученые проведём опыты, чтобы узнать побольше интересного о воздухе.
Воспитатель: Давайте расскажем Шарику, что такое лаборатория? (ответы детей).
Воспитатель: правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. (показываю правила.)
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину.
Правило№3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило№4. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Наша лаборатория не простая, а чуточку волшебная. Давайте наденем халаты и шапочки. Чтобы попасть в неё, нам надо сказать заклинание. Повторяйте за мной:
Хлопни, топни, повернись
И в учёных превратись!
Основная часть.
Воспитатель: проходите в лабораторию, и ты шарик с нами проходи.
И первый наш опыт. Сможем ли мы увидеть воздух?
Дети, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: нет, потому что он прозрачный.
Воспитатель: попробуем его поймать.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.
Воспитатель: возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: он пуст.
Воспитатель: его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что мы видим?
Дети: пакет полон воздуха, он похож на подушку.
Воспитатель: правильно, воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: в нём нет воздуха.
Воспитатель: вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, внутри нас воздух есть? Давайте проверим?
Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой (выходят пузырьки).
Воспитатель: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была
(ответы)
Пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: воздух есть внутри нас.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете ученым нужен отдых?
Дети: да
Воспитатель: я предлагаю немного отдохнуть нашим глазкам.
Гимнастика для глаз: закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают, упражнения
выполняют. (продолжают стоять с закрытыми глазами).
А теперь их открываем
И за шаром наблюдаем.
Нарисуем букву О, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
И исследовать воздух, мы пойдем.
Воспитатель: давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.
Ты знаешь, шарик, все люди дышат через нос. Дети, давайте покажем, шарику, как дышат наши носики.
А вы, что-нибудь чувствуете? Я прошу вас закрыть глазки и подышать, делая глубокий вдох и выдох. Скажите, что вы почувствовали? (ничего) А теперь? (Воспитатель поочерёдно проносит мимо детей ёмкость с измельчённым чесноком). Да, вы почувствовали аромат, идущий от чеснока. Помог в этом воздух.
Вывод: воздух не пахнет, но переносит запахи, чистый воздух не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.
Воспитатель: а теперь давайте попробуем вдохнуть воздух ртом.
Вы что –то почувствовали? Какого вкуса?
Вывод: воздух-безвкусный.
Воспитатель: а как вы думаете, а имеет ли воздух вес? (весы, шарики воздушные).
Взвешиваем два шарика (должны весить одинаково, затем один прокалываем и наблюдаем изменения.
Вывод: имеет вес.
Воспитатель: а сейчас мы немного отвлечемся и вспомним какие пословицы мы знаем про воздух.
1. Грач в воздухе — весна на улице.
2. Нам победа, как воздух, нужна.
3. Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля.
4. Воздух, сколько ни глотай, сыт не будешь.
5. Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся.
Опыт 3. С салфеткой.
Воспитатель: возьмите салфетки за уголки, поднесите к лицу. Сделайте вдох …. и выдох… Что вы увидели? (салфетка шевелится).
Воспитатель: вы правильно заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях, когда дует ветер. Откуда же ветер появился тут, сейчас? (Дети высказывают своё мнение).
Воспитатель: вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался, и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Я предлагаю немного нам размяться.
Двигательная гимнастика («Ветер дует нам в лицо….»)
Вывод: Ветер — это движение воздуха. - Скажите, а воздух может иметь силу?
Вот мы сейчас и проверим с помощью эксперимента.
Положим пустой воздушный шарик на стол и наполовину прикроем его книгой. Ребенок медленно вдавливает поршень шприца до упора, и наблюдаем вместе с детьми за тем, что происходит с книгой. Затем, пусть ребенок медленно выдвигает поршень шприца к себе до конца, по-прежнему наблюдая за книгой. Повторить несколько раз. В завершении еще раз впустить воздух в шарик, положив шприц на стол, не двигая поршень. Описать, что происходит.
Воспитатель: что мы видим и узнаем?
При вдавливании поршня шприца до упора шарик слегка надувается и приподнимает книгу. Когда поршень выдвигают на себя (к себе) до конца, шарик снова сдувается, и книга опускается. Перемещение поршня вызывает движение воздуха. Воздух требует место, поэтому он надувает шарик. Усилие, которое требуется для нажатия на поршень, передается шарику. Поэтому он может поднимать книгу или, когда воздух выходит, снова опускать. Воздух — это тело, которое занимает определенное место, он не может просто исчезнуть. Когда воздух вытесняется из шприца, он должен занять другое место. Шарик эластичный, он может растягиваться. Так воздух снова находит себе место.
Воспитатель: друзья, а вы знаете, что воздухом можно рисовать, так как он имеет силу. Сейчас вы в этом убедитесь. Такая техника рисования воздухом называется кляксография.
Дети выполняют узор в технике кляксография. В пипетку набираем краску и выдуваем ее на пластиковую дощечку, на ней –капля краски. Берем трубочку, и дуем через нее на эту каплю краски, она начинает превращаться в узор. Берем лист бумаги и прикладываем на узор, на нем должен остаться отпечаток.
Вывод: воздух имеет силу.
Опыт№4.
Воспитатель: а воздух может сопротивляться? Почему все предметы падают по-разному?
(проводится эксперимент с парашютистом)
Воспитатель: возьмем парашют за центр купола и поднимем как можно выше. Отпустить парашютиста вниз. Наблюдение за падением парашютиста. Как работает парашют?
Эксперимент с бумагой. Высоко поднимем лист бумаги и отпустим его. Наблюдать за падением листа. Сомните второй лист бумаги. Уронить смятый лист с такой же высоты. Наблюдение за поведением смятого листа во время падения. Заметна ли разница?
Воспитатель: что мы видим и узнаем?
Лист бумаги опускается на пол, медленно паря. Смятый лист падает вниз быстро и вертикально. Парашют раскрывается и образует форму колокола, купола, когда парашют опускается, воздух под ним распирает купол, поддерживает его, поэтому снижение происходит плавно. Парашютист скользит вниз намного медленнее, чем смятый лист бумаги.
Вывод: все пространство, которое нас окружает, наполнено воздухом. Когда какой-то предмет падает вниз, он движется сквозь воздух. Падая, предмет раздвигает собой воздух в стороны. Воздух при этом начинает оказывать сопротивление. Чем больше поверхность предмета, тем больше это «сопротивление воздуха», Сопротивление воздуха при этом «поддерживает» предмет, тем труднее для объекта перемещаться по воздуху. Плоский лист бумаги имеет большую поверхность, чем смятый комок).
Воспитатель предлагает детям набрать воздуха, зажать нос и не дышать какое-то время, потом спрашивает: «Легко ли им было не дышать».
Дети: нет, трудно
Воспитатель: почему?
Дети: воздуха не хватает.
Воспитатель: какой вывод можно сделать? (ответы детей). Всему живому на земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Воспитатель: ребята, давайте по картинкам еще раз повторим шарику все свойства воздуха, о которых мы сегодня узнали:
1- воздух существует, его можно поймать;
2- воздух невидимый, прозрачный, бесцветный;
3- воздух живет вокруг нас и внутри нас;
4- ветер — это движение воздуха;
5- воздух имеет вес и силу;
6- воздух может сопротивляться;
7- воздухом можно рисовать;
8- воздух не имеет запаха, он только их передает;
9- воздух безвкусный.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: ну а сейчас нам пора превратиться из учёных опять в детей. Повторяйте за мной:
Хлопни, топни, повернись
И в детишек превратись!
Снимите халаты и шапочки.
Воспитатель: посмотрите дети, а шарик то наш повеселел, он многое узнал о воздухе, и мы вместе с ним. За ваши открытия он хочет вам оставить на память о себе шары (гелевые шарики залетают в группу). Спасибо вам большое!