Светлана Еремеева
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Эта удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
обучающие:
- расширять представление о строении знакомого вещества в процессе изучения его с помощью лупы, побуждать детей выделять особенности предмета: размер, форму, цвет, запах;
- формировать представление о свойствах соли;
- закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования;
развивающие:
- развивать познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим экспериментам;
- развивать умения обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
воспитывающие:
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе „Эта удивительная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
-воспитывать любознательность, потребность в получении информации, желание экспериментировать.
Материалы и оборудование: коробка, мешочки с солью, шапочки, халаты, подносы, стаканчики с тёплой водой, ложки, тарелки, лупы, пинцеты, цветной мел, воронка, бутылочка для сувенира.
Ход ООД
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я приготовила для вас коробочку с сюрпризом. Хотите узнать что в ней?(ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, что в мешочках? (ответы детей)
Воспитатель: Хотите узнать? Возьмите все по одному мешочку помните в руках, пощупайте. Как вы думаете, что там? (ответы детей)
Воспитатель: Послушайте загадку и тогда узнаете, что находится в мешочках.
Воспитатель загадывает загадку.
Все ребята знать должны,
Из чего пекут блины!
Ты не знаешь что ли?
Молоко, мука, яйцо и щепотка… (Соли)
Воспитатель: (показывает соль на тарелочке)
Соль, один из важнейших минералов на земле. Поваренная соль - это пищевой продукт. На первый взгляд может показаться, что это обычная приправа к нашей еде. Но, это не так!
Когда-то, несколько сотен лет назад соль была очень дорогим товаром изначально считавшаяся «белым золотом». Цена соли была настолько велика, что она играла роль денег. За соль можно было купить все что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом. Соль подавали на стол в дорогих солонках, ее берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия. К соли относились очень уважительно. Хотите узнать, почему соль называют «Удивительное вещество природы»? (ответы детей). Я предлагаю вам стать учёными и провести исследование.
Прежде чем начать наши исследования наденьте пожалуйста специальную одежду и давайте вспомним с вами о правилах безопасного поведения в лаборатории. Какие правила мы должны соблюдать с вами при проведении опытов (ответы детей)
1. - Соблюдать тишину
2 - Не толкать соседа во время работы
3 - Сначала послушай, посмотри, а потом повтори
4 - Не трогать руками глаза.
5 - Выполнил и положи на место.
Воспитатель: И так дорогие юные учёные занимайте свои места за столами. Сегодня мы будем проводить эксперименты с обыкновенной пищевой солью, которую мы каждый день употребляем в пищу
Опыт 1 «Из чего состоит соль?»
Воспитатель: Перед вами тарелочки с солью, возьмите увеличительное стекло рассмотрите соль.
Скажите, на что похожа соль? Какого цвета соль? (ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю узнать есть ли запах у соли. Но чтобы частицы не попали в нос надо легко помахать рукой над солью к себе.
Имеет ли она запах? (ответы детей)
Воспитатель: Наберите полную ложку соли и переверните ее над тарелкой. Что мы определили? (ответы детей)
Воспитатель: Итак, что мы знаем о соли? (ответы детей) Верно, соль белого цвета, сыпучая, не имеет запаха и состоит из кристаллов.
Воспитатель: Устали? Поиграем?
Игра: «Соленый - несоленый»
Воспитатель: Я буду называть слова, если это можно посолить, то вы хлопаете, если этот продукт не солят, тогда вы приседаете. Готовы? (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, мандарин, рыба, яйцо).
Воспитатель: Ну, что же ребята, мы с вами немного отдохнули я предлагаю продолжить наше исследование, предлагаю подойти к нашим столам.
Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится» Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Давайте проверим боится ли соль воды.
Опыт №2 «Соль растворяется в воде»
Воспитатель: Возьмите стакан с водой. Положите в него 1 ложку соли, перемешайте и посмотрите, что произошло с солью? (ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, соль растворилась в воде, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, напомните пожалуйста кого цвета соль? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете соль бывает других цветов? (ответы детей)
Воспитатель: Вы знаете, соль можно окрашивать в разные цвета, затем даже рисовать цветной солью и делать поделки. Хотите, мы с вами попробуем покрасить соль в разные цвета. Но сначала давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Мы мешочки с солью взяли»
Мы мешочки с солью взяли
Крепко пальчики мы сжали
Очень холодно зимой мёрзнут руки ой, ой, ой.
Надо руки нам погреть, посильнее растереть!
Постучали, покрутили, потянули и открыли.
Воспитатель: Окрашивать соль мы будем необычным способом. Я для вас приготовила вот такие необычные краски. Это, ребята, натертый мел. Выберите любой цвет, который вам понравится. Ну, что, приступим? Внимательно слушайте инструкцию. Насыпьте 4 ложки соли в пустой стаканчик, добавьте к нему 1 ложку наших необычных красок. Осталось всё перемешать (дети выполняют инструкцию)
Воспитатель: посмотрите, что произошло с солью?
Воспитатель: верно, соль в ваших стаканчиках приобрела выбранный вами цвет? Теперь самое интересное. Мы по очереди пересыплем нашу соль в этот необычный сосуд (дети по очереди пересыпают соль в сосуд с помощью воронки).
Воспитатель: посмотрите, какой чудесный сувенир получился у нaс, сделанный своими руками из окрашенной соли.
Рефлексия
Воспитатель:
- Что нового вы узнали о соли?
- Какие свойства у этого вещества?
- Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?
- Было ли вам интересно?
- Что больше всего понравилось?
- А какой опыт был самым интересным?
- А как вы думаете, пригодятся вам полученные знания и умения в дальнейшем?