Екатерина Стадольская
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Путешествие по Царству Воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: социализация, познание, коммуникация, художественное творчество, здоровье, физическая культура.
Цель: развивать познавательную активность в ходе познавательно-исследовательской деятельности, расширять знания детей о воде.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение воды для всего живого.
2. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе „Путешествие по Царству Воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
3. Учить образованию и использованию в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. Учить составлять композицию из заранее вырезанных детьми заготовок. Продолжать учить делать аппликацию. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность.
5. Воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому, формировать интерес к окружающему миру, а также эмоционально-целостное отношение к нему.
Предварительная работа: вырезание из цветного картона фигурок животных и растений, изготовление эскиза необитаемого озера, отгадывание загадок о воде, водных животных, рассматривание иллюстраций про обитателей водного мира.
Материал и оборудование:
1. Мультимедийная презентация «Кому нужна вода»
2. Мультимедийная презентация «Царство Воды»
3. Аудио-запись «Звуки воды»
4. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей, пустые стаканы, сахар, зеленка, марганцовка, ложечки, ведро, ваза, лейка, банка, кувшин, фужер, чайник.
5. Символы, обозначающие свойства воды.
6. Макет «Капелька», игрушечный ежик и лисенок.
7. Клей, салфетки, кисточки.
8. Шаблоны животных, насекомых, растений и др, предварительно вырезанные детьми для аппликации.
9. Шаблоны капельки (по количеству детей).
10. Шаблон-тучка (для воспитателя)
Ход деятельности.
Деятельность педагога Деятельность детей
I. Вводная часть. Создание мотивации и эмоционального настроя на дальнейшую деятельность.
Воспитатель: Звучит аудиозапись журчания ручья.
- Ребята, вы слышите необыкновенные звуки? Прислушайтесь и определите, что это за звуки.
- Действительно, это журчит ручей.
- Ребята посмотрите, эти необыкновенные звуки услышали наши знакомые друзья-игрушки Лисенок и Ежик. Они пришли к нам в гости, но не одни. Посмотрите, кто-то еще с ними пришел. Как вы думаете, кто это?
- Она поможет Ежику и Лисенку, отправиться в путешествие по Царству Воды. Эта Капелька путешествовала по всему свету, много видела, много интересного знает о воде. И мы сегодня будем путешествовать вместе с ней. Выполним опыты и оживим необитаемое озеро.
II. Основная часть.
Капелька:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Так ли это? Как вы думаете?
Воспитатель спрашивает у детей: А откуда взялась капелька, где она может быть?
Воспитатель приглашает детей к просмотру мультимедийной презентации с фотографиями реки, озера, ручья, болота, океана, моря, болота.
- Ребята, давайте рассмотрим те места, где путешествовала наша Капелька и назовем их.
Дидактическая игра «Назови ласково».
Воспитатель называет слово, а ребенок должен назвать это слово в уменьшительно-ласкательной форме. Например: пруд, озеро, болото, лужа и др.
Лисенок: Мы видели на картинках огромное количество воды. Значит, капелька - это частичка чего?
Ежик: А кому нужна вода?
Психогимнастика «Кому нужна водичка».
Воспитатель приглашает детей к просмотру мультимедийной презентации с фотографиями некоторых животных, насекомых, птиц, которым нужна вода. После просмотра каждой фотографии детям также предлагается превратиться и показать то животное, насекомое или птицу, которых они увидели. (Рыба, лягушка, цветок, птицы, заяц, пингвины, бабочка) Просмотр сопровождается аудиозаписью звуков ручья.
- Воспитатель: А может ли человек прожить без воды? Зачем ему нужна вода? Для чего?
- Воспитатель: Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода - это основа жизни.
Как вы думаете, ребята, что может происходить с водой? Что может делать вода?
- Ежик и Лисенок: Ребята, а у нас в группе есть вода, где она находится?
Воспитатель приглашает детей на физкультминутку, раздает каждому ребенку капельки и тучку.
Физкультминутка «Тучка и капельки»
Дождик песенку поет:
Кап, кап, кап.
Только кто ее поймет
Кап, кап, кап.
Не поймем ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы.
И весенняя листва,
И зеленая трава.
Лучше всех поймет зерно -
Прорастать начнет оно:
Кап, кап, кап.
Ежик и Лисенок с Капелькой переходят в зону аквариума. А где еще у вас в группе есть вода? Аквариум мы уже видели, лейку с водой – тоже. Проходят в учебную зону (к столу для опытов).Ребята, а что это у вас такое интересное, для чего это?
- Воспитатель: Это Капелька хочет с вами поиграть и рассказать, о том какая бывает вода. Хотите поиграть и узнать?
Опыт №1. «Вода - это жидкость»
Капелька: Что такое вода? Ее можно налить во что-нибудь?
Капелька: А вылить? Перелить из одного сосуда в другой? Давайте проверим.
Капелька раздает детям различные сосуды, заранее приготовленные на столе, затем в эти сосуды наливает воду, а потом предлагает детям перелить воду из одного сосуда в другой.
Капелька: Итак, делаем вывод: вода – это жидкость. А как вы думаете почему?
Капелька: Правильно, потому что ее можно вылить, перелить, налить.
Ежик и Лисенок: А чтобы вы запомнили, мы приготовили вот такой символ.
(воспитатель закрепляет первый символ на магнитной доске)
Опыт №2. «Вода бесцветная»
Ежик и Лисенок обращают внимание детей на второй стол для опытов. А что на этом столе? Молоко, что ли? Мы любим с Ежиком молочко.
Капелька: А вот для чего. А сейчас ребята, мне понадобится ваша помощь. Помоги мне Ваня. Опусти, пожалуйста, ложечку в молоко.
На втором столе для опытов стакан с водой, стакан с молоком, ложечка.
Капелька: Ребята, видно ложечку?
А теперь опусти ложечку в воду.
Теперь видно ложечку?
Капелька: Какого цвета молоко?
А вода какого цвета?
Капелька: Правильно, у воды нет цвета, она бесцветная.
Ежик и Лисенок выбирают ребенка для закрепления следующего символа на доске.
Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите в этом убедиться?
На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, марганцовка.
Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой.
Изменила свой цвет вода? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку. Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет.
Ежик и Лисенок: Значит, делаем вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили. Но на самом деле вода бесцветная.
Воспитатель приглашает детей на физкультминутку.
Физкультминутка «Лодочка»
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса я подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там,
Плывут рыбки тут и там.
Опыт №3. «Вода без вкуса»
Лисенок и Ежик: Ой, что-то мы запыхались, пить хочется.
Воспитатель: Ребята, а давайте игрушек угостим и сами водички попьем.
Капелька: Вода, которую вы пили, была сладкая? Соленая? Кислая? Горькая? А какая на вкус?
Воспитатель: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Лисенок и Ежик: А чтобы вы не забыли, мы приготовили символ этого свойства.
Отдают символ детям.
Капелька: Давайте продолжим наш опыт. Положите в стакан с водой вещество (сахар, которое находится у вас на столе.
Размешайте, а теперь попробуйте воду.
Какая она стала на вкус?
Как вы думаете, что мы добавили в воду?
Капелька: Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в нее положили. Но на самой деле у воды нет вкуса.
Опыт №4. «Вода без запаха»
Капелька: А теперь я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Воспитатель: Есть ли у воды запах, если она ничем не пахнет?
(Воспитатель предлагает закрепить символ этого свойства на магнитной доске)
Звучит музыка воды.
Дидактическая игра «Найди место»
Воспитатель: А сейчас ребята, путешествие Капельки и ее друзей-игрушек Ежика и Лисенка продолжается, и мы все вместе оказались на берегу голубого озера. Слышите, как плещется водичка? Но озеро оказалось необитаемым, ни рыбок, ни лягушек, ни растений. Давайте оживим это озеро, теми животными и растениями, которые нуждаются в чистой воде.
Капелька: Молодцы ребята, теперь у животных и растений появился новый дом, и это место перестало быть необитаемым.
III. Заключительная часть. Итог деятельности.
Воспитатель: Сегодня вы очень многое узнали о воде. Посмотрите на доску, где висят наши символы и вспомним, что нового о воде сегодня вы узнали.
А что вам запомнилось и понравилось больше всего в нашем путешествии?
Воспитатель: Давайте поблагодарим наших друзей-игрушек Лисенка и Ежика и Капельку за увлекательное путешествие.
А сейчас сюрприз от Капельки - сок.
Слушают аудиозапись и определяют, что это звуки воды, звуки журчания ручья.
Отвечают: капелька.
Внимательно слушают воспитателя.
Да.
Ответы детей.
Предположительные ответы детей: в ручье, в луже, в воде, в аквариуме, в океане и др.
Смотрят фотографии и называют, что на ней изображено.
Прудик, океанчик, болотце, лужица и др.
Воды.
Предположительные ответы детей: цветам, животным, насекомым, слонам, бабочкам, лягушкам, рыбам, акулам и др.
Дети смотрят на фотографию, превращаются и показывают того, кто на ней изображен.
Нет.
Ответы детей.
Предположительные ответы детей: бежать, течь, литься, капать, бушевать, журчать др.
Предположительные ответы детей: в водопроводном кране, в аквариуме, в душе и др.
Выполняют физкультминутку.
Дети слушают Ежика, Лисенка и воспитателя.
Да.
Предположительные ответы детей: в стакан, в ведро, в вазу, лейку, банку, кувшин, чайник и др.
Дети берут сосуды, в которые Капелька наливает воду. Затем начинают переливать воду из одной емкости в другую.
Предположительные ответы детей: потому что ее можно вылить, налить, перелить, отлить и др.
Ребенок опускает ложечку в молоко.
Нет.
Ребенок опускает ложечку в молоко.
Да.
Белого.
Ответы детей.
Ребенок закрепляет следующий символ на магнитной доске.
Да.
Наблюдают за действиями воспитателя.
Наблюдают за действиями воспитателя и отвечают на вопросы.
Дети совместно с Ежиком и Лисенком формулируют вывод.
Дети выполняют физкультминутку.
Дети дают водичку Ежику и Лисенку. Пьют воду.
Ответы детей.
Совместно с воспитателем формулируют вывод.
Ребенок закрепляет символ на магнитной доске.
Ребята берут по одному кубику сахара, кладут в стакан с водой и размешивают.
Пробуют на вкус.
Сладкая.
Ответы детей.
Слушают Капельку.
Дети нюхают воду.
Нет.
Нет.
Ребенок закрепляет символ на доске.
Продолжают путешествие, и переходят к берегу необитаемого озера.
Дети берут шаблоны животных и растений и приклеивают на лист.
Дети смотрят на доску и называют по символам свойства воды :
• Вода - это жидкость
• Вода - бесцветная
• Вода – безвкусная
• Вода – без запаха.
Вспоминают яркие и интересные моменты путешествия.
Благодарят друзей-игрушек, говорят им спасибо.