Ксения Папина
«Письма-треугольники». Познавательно-исследовательская деятельность с использованием технологии «Путешествие по реке времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность «Письма - треуголки» с использованием технологии «Путешествие по реке времени».
Цель. Расширить и обобщить полученные знания детей о годах Великой Отечественной войны, нашем городе Тула во время войны. Исследовать способы сообщения людей во время войны и в настоящем времени.
Задачи.
Публикация «„Письма-треугольники“, Познавательно-исследовательская деятельность с использованием технологии „Путешествие по реке времени“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Треугольные письма с фронта
- Темочки
Продолжать знакомить с понятиями прошлое и настоящее с помощью меток материальной цивилизации.
Расширять знания о военных профессиях, о тяжелой службе солдат, защищавших родину.
Развивать способности к исследовательскому типу мышления.
Развивать творческие способности, конструктивные возможности детей.
Воспитывать чувство гордости за героев войны, свою страну, уважение к подвигам ветеранов.
Воспитывать самостоятельность.
Технологии и методы.
Работая над творческо-информационным проектом к 9 мая, я решила включить в него познавательно-исследовательскую деятельность, которая имеет своей целью формирование у дошкольников ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.
Для проведения исследовательской деятельности я выбрала наиболее соответствующую возрасту детей (5 лет) технологию «Путешествие по реке времени». В поиске информации по реализации этой технологии, я столкнулась с тем, что многие педагоги вообще не знают что это такое. А технология очень интересная и простая, главное - нравиться детям.
Необходимо изготовить панно «Река времени». Панно «Река времени» представляет собой несколько листов формата А1, соединяемых вместе. В нижней части листа необходимо нарисовать синюю полосу, символизирующую историческое развитие человечества (река времени течет непрерывно). На листах помещаются временные метки (остановки-островки на реке) – самые яркие события или явления прошлого, отражающие уровень развития человека. Это может быть жилище, изображение костюма определенного времени, предметы быта и т. д. Ребенку легче понять, что было много лет назад, если он видит, как выглядел человек, где жил и какими предметами пользовался. Путешествуя по реке времени детям задается вопрос: что бы вы увидели в прошлом? Дети могут сравнивать прошлое и настоящее. Временных меток не должно быть очень много. Лучше добавлять материал постепенно, привлекая детей к его поиску. «Путешествия» необходимо проводить по темам, например: история почты, история жилища, история костюма, возникновение часов, огня, транспорт и т. д. Панно должно быть доступно для детей, чтобы каждый мог посмотреть и воспользоваться им, добавить что-то подходящее к определенному времени. Главное – знания преобразуются в создание материального объекта, который ценится детьми.
В свое панно «Река времени» я решила добавить временную метку «Великая Отечественная война». Эту дату, конечно, нельзя обойти стороной. Я подобрала фотоматериалы и иллюстрации по теме и решила остановиться на исследовании способов почтового сообщения в годы войны.
Во время познавательно – исследовательской деятельности соблюдаются здоровьесберегающие технологии (режим динамических поз, подвижная игра).
Методы: наглядный, словесный, практический.
Оборудование: панно «Река времени», фотографии военных лет и современности, картинки-раскраски, оборудование для показа презентации, тетрадные листы, карандаши цветные.
Предварительная работа.
Организация предметно-развивающей среды: уголок, посвященный Вов: папка-передвижка «Дети во время войны», альбомы фотографий «Техника военных лет», «Памятники Победы в Туле», «Тула в годы войны»; подборка стихотворений о войне и победе для детей; раскраски с изображением солдат, вечного огня, салюта.
Работа с детьми. Познавательные и творческие занятия с детьми, разучивание стихотворений, просмотр фотоматериалов и презентаций по теме Великая Отечественная война, беседы.
Работа с родителями. Принесенные родителями фотографии родственников – ветеранов ВОВ использованы не только для организации выставки в ДОУ, но и в процессе образовательной деятельности. Родители принесли фотографию военных лет и фотографию, сделанную в наше время (это прадед моей воспитанницы).
Подбор материалов для оформления панно «Река времени».
Ход познавательно-исследовательской деятельности.
Деятельность не имеет четких временных рамок, дети привлекаются без принуждения. На любом этапе могут присоединиться или уйти. Как показывает практика, в основном этапе участвуют все.
Подгруппе детей предлагается раскрасить материал (картинки с изображением солдата, ветерана с медалями, открытки к 9 мая, боевой машины «Катюша», танка Т-34, вечного огня) для размещения на панно «Река времени».
Детям предлагается совершить «путешествие в прошлое».
В. : Ребята мы с вами уже много знаем о военном времени. Как вы думаете, что бы вы увидели, если бы оказались в тех далеких годах?
Ответы детей.
В. : Кира нам что-то принесла и хочет показать. (Ребенок показывает фотографии своего прадедушки в молодости и сделанную несколько лет назад. Воспитатель предлагает поместить фото на панно «Река времени»). Прошло уже целых 70 лет после победы в войне.
В. : что мы можем сделать, чтобы увидеть, как выглядел наш город во время войны?
Д. : посмотреть фотографии, прочитать и т. д.
В. : давайте посмотрим, как выглядела главная улица нашего города Проспект В. И. Ленина.
(На фото дети видят город сейчас и во время войны, размещают на панно).
В. : вот как изменился наш город. Послушайте стихотворение:
Давно ушла от вас война.
Седыми стали ветераны.
И сорок пятая весна
Доныне лечит ваши раны.
Вы отстояли мир в боях
С врагом жестоким и коварным.
И навсегда в людских сердцах
Ваш подвиг будет легендарным.
И сколько весен не пройдет –
Одну мы помнить будем свято.
Весну, которую народ
Великой сделал в сорок пятом.
(автор: Борис Новиков).
Разместим фотографии на нашем панно.
Дети размещают фотографии.
В. : А ветераны какими были раньше?
Д. : молодыми!
В. : конечно! Они защищали нашу родину. Служили в различных видах войск. Какие военные профессии вы знаете? Чтобы лучше вспомнить, отгадайте мои загадки.
Самолёт стоит на взлёте,
Я готов уж быть в полёте.
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас!
(Военный летчик)
Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется …
(Танкистом)
Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост…
(Солдат)
«Девушка» ходит,
Песню заводит,
Враг услышит —
Сразу не дышит.
(Катюша)
Молодцы! Ребята, служба у солдат всегда была очень тяжелая. Они доблесно сражались в боях с врагами, делали укрепления, чинили оружие. А кто же руководил солдатами в бою?
Д. : командир.
В. : правильно, солдатами руководил командир. Давайте мы с вами поиграем в игру «Слушай мою команду!» (Цель: развитие произвольного внимания, преодоление двигательного автоматизма, развитие коммуникативных навыков, отработка социальных ролей, приобщение к подвижным играм. Роль командира выполняют разные дети, игра повторяется несколько раз. Движения детям можно подсказать: маршировать, «летать на самолете», бросать гранату, перепрыгнуть через ров в лесу, спрятаться и т. д.).
Представим, что мы все солдаты, а Ваня наш командир. Он будет отдавать приказы, а мы будем их исполнять.
В. : ну что устали немножко? Давайте присядем, отдохнем. Вот так и солдаты очень уставали. Отдыхали они очень мало. Как вы думаете, что они делали во время отдыха?
Ответы детей.
В. : А еще солдаты очень скучали по дому и по своим родным. Вот сейчас если вы соскучились по маме, папе, бабушке что мы делаем?
Д. : звоним по телефону, используем компьютер, идем в гости.
В. : А во времена наших прадедушек никаких телефонов не было, уехать было никуда нельзя –командир не отпустит. Что делали люди?
Д. : писали письма.
В. : солдаты во время отдыха писали письма домой. Но письма были не такие как сегодня. (Показ письма-треуголки). Какая форма у этого письма? Видите письмо без конверта, как вы думаете, почему?
Ответы детей.
В. : конечно, ведь это были тяжелые времена, найти конверт было трудно. Солдаты придумали складывать письма треугольником и отправлять домой. Писали солдаты на чем придется: на листах из тетрадей, на простых белых листах, бланках. Послушайте стихотворение об этих письмах.
Лист из ученической тетради
Сложен треугольником простым -
Так являлись вести о солдате,
В дом к его любимым и родным.
Мятые, затертые листочки -
Близких душ единственная связь,
Сколько раз читали эти строчки:
То грустя, то плача, то смеясь.
Время шло. Из дома выносили
Старый хлам, ненужное тряпье,
Только письма бережно хранили
Как наследье ценное свое. (Лилия Юсупова http://www.chitalnya.ru/work/84836/)
Мы с вами говорили, что когда-то в очень давние времена письма людям доставляли голуби. А во время войны письма доставлялись по адресатам самыми разными способами: их везли на военных машинах, отправляли самолетами ночью, передавали из рук в руки. Письма, пришедшие с фронта, берегли, ведь это были вести от родного человека.
Давайте и мы с вами попробуем сложить такое письмо.
Дети складывают письмо-треуголку, используя схему и показ воспитателя.
В. : давайте украсим наши письма, как открытку для ветерана.
Дети украшают свои письма рисунками.
В. : какие вы молодцы! Давайте отправимся к нашему панно и поместим на него рисунки, которые мы заранее приготовили. Чтобы мы увидели, если бы оказались в тех временах, когда прадедушка Киры был молодым солдатом? Куда мы поместим солдата? А дедушку-ветерана? «Катюшу» и танк? Открытку? Вечный огонь? Письмо-треуголку?
Дети работают самостоятельно, приклеивая картинки к листу. Затем панно размещается в группе в доступном для детей месте. По желанию детей его можно дополнить, когда найдется что-то новое по теме.