Рената Соколова
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Путешествие на дно морское»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в средней группе
Познавательно – исследовательская деятельность
«Путешествие на дно морское»
Программные задачи:
• учить детей составлять небольшие рассказы творческого характера,
выбирая интересное содержание, не отступая от заданной темы;
• использовать технологию коллекционирование;
• обогащать активный, пассивный и потенциальный словарь детей;
• продолжать расширять представление об окружающем мире;
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе „Путешествие на дно морское“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
• формировать мотивацию учения и интереса к самому процессу
обучения;
• развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи
окружающих, монологическую форму речи, память, внимание, творческие способности, воображение;
• воспитывать желание слушать своего товарища и высказывать свои мысли.
Словарь:
Активный словарь – подводный мир, нырять, выныривать, погружаться, всплывать, медуза, осьминог, морская звезда, дельфины, черепашки.
Пассивный словарь - обитатели подводного мира, ощутить.
Оборудование: фильм – «подводный мир»,
Батискаф из большой коробки, очки зеленые, коллекция ракушек, коврик из крупной гальки, бутылка 0.5 л с соломинкой заполненная водой. Настольная игра «Морское дно».
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Давайте поприветствуем друг друга.
Дети встают в круг
Педагог: Мы создали круг, взялись за руки. А теперь давайте поприветствуем друг друга рукопожатием. Начинает …. Мы помним, что пожимаем руку соседа не сильно, но и так, что бы он почувствовал ваше пожатие. Спасибо, вот мы и поздоровались.
Воспитатель заинтересовывает детей, показывает шкатулку, в которой размещена коллекция
Педагог: «Ребята, сегодня я принесла что-то очень интересное! Отгадайте загадку и тогда вы узнаете, что же находится в моей шкатулке!».
В пыли на дороге ненужным лежит.
Он может быть мелкий —
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять.
Педагог: «Молодцы, отгадали! Действительно, в моей шкатулке есть камушки, но не один, а много!
А где в природе мы можем увидеть камни? (в земле, в горах, воде)
Давайте рассмотрим эти камни и попробуем рассказать о них (цвет, размер, форма, поверхность)
Я собирала камни в разных местах и на море, и в горах, и возле речки и они все перепутались. (презентация слайд камни у моря, у ручья, горы)
Помогите мне выбрать морские камни и сложить вот в эту коробочку. А кто знает какие они морские камни? (морские камни гладкие без острых углов, округлой формы) (слайд с галькой)
Дети отбирают камни.
А ещё я раскрою вам секрет - морские камни не растворяются в воде.
Давайте это проверим в лаборатории, правильно ли мы отобрали морские камни.
Практическая работа в лаборатории
Проверить воздействие на камни:
- трения (потереть камни друг о друга, потереть по камню)
- воды (опустить в емкость с водой)
силу удара (постучать камень о камень)
Дети действуют с камнями, проговаривают результаты воздействия на камни.
Вывод: Ребята, посмотрите на свой камень. Он поцарапался? (нет) Растворился в воде? (нет) Раскрошился? (нет) он круглый без острых углов (да) гладкий (да). Значит, этот камень со дна морского.
Педагог: Кто из вас видел море? Купался в нем? Ответы детей
- А вы хотели бы оказаться на морском берегу?
У меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам очутиться на морском берегу, но сказать их нужно дружно и громко.
(Первый раз педагог произносит слова сам, затем дети вместе).
Детский сад наш изменился,
Вот он в море превратился,
Мы отправимся туда,
Где галька и соленая волна!
- Мы очутились на берегу моря. Какой здесь чистый, свежий, морской воздух. Давайте вдохнём его поглубже. (слайд море +шум волны)
Дыхательное упражнение «Морской воздух»
-Давайте прогуляемся по галечному пляжу.
- Дети, что вы чувствовали, когда шли по камешкам?
- Эти камешки не простые, а волшебные. Они лечебные: камушки массируют стопы ног, и это закаляет организм. Поэтому по камушкам ходить очень полезно.
Дети по очереди проходят по гальке.
- Ой смотрите я ракушку нашла. Наверно волна её выбросила на берег. Вот было бы здорово опуститься на морское дно, посмотреть на морских обитателей и собрать коллекцию ракушек.
- Ребята а вы любите путешествовать?
-Да!
Я приглашаю вас в путешествие!
Но есть одна проблема: под водой мы не сможем дышать. Как же нам её решить?
(дети предлагают варианты)
-Я предлагаю сделать это на батискафе. Батискаф – это такой большой железный шар, круглой формы, окна – иллюминаторы из толстого стекла.
Давайте попробуем совершить погружение на батискафе в глубины моря.
Вот он ждёт нас на морских волнах. Проходите, занимайте места.
На счёт «три» мы начнём погружение. (музыка пузырькового погружения)
Опыт «Подуем в бутылку с водой через трубочку»
-Вот какой звук издаёт батискаф, спускаясь под воду.
-Вот мы и на морском дне в подводном царстве. Посмотрите как здесь красиво (педагог включает проектор с видеофильмом о морском дне – рыбы, кораллы, водоросли)
После просмотра задаё т вопросы:
- В глубине – в пучине воды плавают по своим делам морские жители.
- Каких морских животных вы увидели, узнали? (ответы детей)
- Сейчас вы вспомнили и назвали различных морских обитателей. Давайте, поиграем в игру, в которой каждый из вас представит себя морским животным.
Игра «Море волнуется…»
Дети стоят лицом в круг. Они размахивают руками вперёд – назад, произнося слова:
Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, фигуру (рыбки, краба, морского конька, осьминога, морской звезды, морской черепахи) покажи! (музыкальное сопровождение)
После слова «Покажи!» дети принимают какую-нибудь позу (морскую фигуру).
- Ребята, знаете, что я узнала? Морская черепаха всё видит вокруг только зелёным цветом. А хотели бы вы посмотреть на всё вокруг глазами черепахи? А как это можно сделать? (через зелёные очки) (Слайд морская черепаха)
- А теперь давайте рассмотрим прекрасные ракушки и выберем самые интересные для нашей коллекции.
Рассказ педагога о ракушках
- Я предлагаю вам взять большие раковины и послушать, как они поют. Вы послушали, как замечательно они поют, а теперь возьмите ракушку, которая вам понравилась и расскажите почему.
Ну а теперь нам пора возвращаться. Мы всплываем.
Опыт «Подуем в стакан с водой через трубочку»
- Мы приближаемся к берегу. Вот мы и на берегу моря.
Включается музыка «Шум прибоя». Взрослый предлагает отдохнуть после путешествия.
Проводится упражнение на релаксацию «Отдых на море».
Педагог: - Ложитесь удобно, так чтобы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы находимся на берегу огромного синего моря. Мы лежим на мягком тёплом песочке…Вам тепло и приятно…
Тёплые лёгкие лучики солнышка нежно гладят вас по лицу, ручкам, ножкам, по животику… Дышим глубоко, ровно, легко…Тёплый ласковый ветерок обдувает всё тело лёгкой свежестью. Нам тепло и приятно…Мы спокойно отдыхаем… Дышим глубоко, ровно, легко… Хорошо вы отдыхали. Но уже пора вставать!
Всем открыть глаза и встать, потянуться, улыбнуться!
Мы вернулись обратно в детский сад.
- Где мы сегодня с вами побывали? Что нового узнали?
Да, мы побывали на морском дне, узнали, что такое батискаф, посмотрели на морских обитателей.
А сейчас предлагаю вам выразить свое отношение к нашему путешествию : если вам понравилось наше путешествие, возьмите на память ракушку!
Спасибо вам, мне было приятно с вами путешествовать. А сейчас на память о нашем путешествии поиграем в настольную игру «Создай морское дно».