Наталья Галанцева
Познавательно-исследовательская деятельность «Знаки и символы в нашей жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Создать условия для:
- взаимодействия друг с другом в подгруппах;
- свободного выбора детьми участников совместной деятельности;
- выражения детьми своих мыслей;
- узнавания различных условных обозначений, которые используют люди в разных целях (предостережение, указание направления, передачи информации);
- определения звуковых сигналов и их использования, о графическом изображении стрелки и ее применении;
- участия в ситуации речевого общения;
- использования жестов, обозначающих разное значение у разных народов.
2. Создать условия для:
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „Знаки и символы в нашей жизни“» размещена в разделах
- развития представлений у детей о понятиях «знаки и символы», играющих огромную роль в жизни современного человека;
- знакомства с конкретными знаками: простыми (жест, звуковые сигналы, стрелка как указатель направления, универсальными (дорожные знаки).
3. Создать условия для воспитания интереса к окружающему миру, желания узнавать о нем больше
Словарная работа: жест, жестикулируем, ориентируемся, информация.
Материал: будильник, карточки с сюжетом сказки «Колобок», дорожные знаки, стрелки различных направлений размещенные по группе, схематичное изображение эмоциональных состояний (радость, грусть, обида, веселье).
Ход деятельности:
1. Вводная часть
- Вы любите путешествовать?
- Хотите совершить небольшое путешествие? Прошу вас (жестом приглашаю детей сесть).
- Как вы догадались, что нужно сесть? (ответы детей).
- А если я покажу вот так? (встать)
- Все правильно. Вы поняли меня без слов. Мы общаемся с вами при помощи рук. А как называется движение руки? (жест).
- Покажите, какие жесты вы знаете?
- Что они означают? (ответы детей).
Упражнение на развитие выразительности жестов и мимики
- При помощи жестов мы можем общаться, передавать информацию. Представьте, что мы не умеем говорить, но нам скоро нужно идти гулять, оставив в порядке все игрушки в группе. Как же мы договоримся между собой? Давайте жестами объясним друг другу, кто что будет делать.
- Мы друг друга очень хорошо поняли, объясняясь жестами – жестикулируя.
Что мы с вами делали? (жестикулировали).
2. Основная часть
(Звенит будильник).
- Что это? (ответ детей). Где же будильник? Мы его видим? А как вы догадались, что это будильник? (по звуку).
- Если с помощью жестов мы общаемся только когда видим друг друга, то звук мы слышим, не видя того, кто этот звук издает.
- Для чего человек использует звуковые сигналы? (Человек использует звуковые сигналы с целью предупреждения или сообщения о чем-либо).
- Подумайте, какие звуковые сигналы вы слышали? (звонок в дверь, телефон, сигнал машины, сирены).
Рассматривание циферблата
- Что еще есть у будильника?
Цифры и стрелки. Цифры показывают часы, а стрелки помогают определить время
Посмотри - ка на часы –
Стрелки здесь не для красы:
Они указали для нас
Секунду, минуту и час.
Секунду - тоненькая,
Минуту - длинненькая,
А коротенькая - час:
Так бывает всякий раз.
Шестьдесят секунд прошли –
Мы к минуте подошли.
Ну, а шестьдесят минут
Вместе целый час дадут.
Работа со стрелкой
Воспитатель показывает стрелку
- Что это? Стрелка - самый простой знак, с помощью которого можно показать направление. Отправляемся в путешествие!
(по стрелкам подходят к столам).
- Ребята, ведь это наши старые знакомые из сказки «Колобок». Много опасностей испытал колобок на своем пути. Давайте возьмем красный карандаш и стрелками покажем, как катился колобок в своей сказке, а синим, проложим новый безопасный путь для колобка (дети выполняют задание. Взаимопроверка в парах).
- Вот как небольшая стрелка может выручить из беды. Отправляемся дальше. (подходим к импровизированному пешеходному переходу)
- Можно ли перейти дорогу? В каком месте можно перейти проезжую часть? (ответы детей)
- Пешеходный переход – это дорожный знак. Дорожных знаков очень много.
Работа с карточками в парах
(На ковре разложены дорожные знаки).
- Выберите знаки, которые вам знакомы и объясните, что они означают.
- Дорожные знаки универсальны - их знают и понимают люди в разных городах и странах: и в Англии, и в Италии и во всех странах мира белые полоски на проезжей части означают – пешеходный переход.
Эмоциональная разминка
(По стрелке подходят к мольберту, на котором размещены изображения эмоций: радость, грусть, обида, веселье).
- Чтобы пройти дальше нам нужно изобразить этих человечков. Какой этот человечек? (веселый). Как с помощью жестов и мимики можно изобразить его? (дети выполняют задание, изображая все эмоциональные состояния, представленные на мольберте. Анализируют и отмечают у кого получилось более похоже, выразительнее).
3. Заключительная часть
- Символы и знаки сопровождают нас всю жизнь, помогают лучше ориентироваться в окружающем мире. В нашей группе есть немало примечательных мест, которые мы обозначили с помощью знаков. Выберите себе место в нашей группе или предмет и расскажите про его знаковое обозначение.
- Что мы сегодня узнали?
- Что было сложным в работе?
- Что понравилось делать?
- Каким знаком эмоции вы обозначите свое отношение к сегодняшней деятельности?