Марина Игнатенко
Познавательно-исследовательская деятельность как условие совершенствования качества образовательной работы
▼ Скачать + Заказать документы
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать и я пойму»
(китайская народная мудрость).
В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно - ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информированность, сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. В детском саду это можно достичь через научно – исследовательскую деятельность, так как – этот вид деятельности направлен на получение новых и объективных знаний дошкольниками.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как условие совершенствования качества образовательной работы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Формирование исследовательских умений и т. д. про ФГОС Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.
Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом.
Замечено, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, но особенно ребенок-дошкольник усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и то, что делает сам. В связи с этим научно-исследовательская деятельность заняла особое место в моей работе с детьми ст. дошк. возраста. Она стала интересным и увлекательным процессом как для детей, так и для взрослых (педагога и родителей).
Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, становление у детей научно - познавательного, практически - деятельностного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что ребенка окружает. В исследовательской деятельности проявляются творческие способности ребенка. Последнее, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Природа творчества едина как для взрослого, так и для ребенка, поэтому познавательно - исследовательская деятельность детей организовывается практически по той же схеме, что и деятельность маститого ученого.
Задачи, которые я поставила перед собой, занимаясь с детьми исследовательской деятельностью следующие :
* Научить ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность ( помочь ему ответить на вопросы: почему, зачем, как устроен мир? и т. д.);
• Научить детей практически устанавливать причинно-следственные связи, родовидовые, пространственные и временные связи между предметами и явлениями;
• Научить детей работать согласованно, единой командой, поскольку содержание выполняемой работы во многом зависит от решений, принятых всей группой детей.
Для решения поставленных задач я планировала объем заданий и распределяла их, исходя из потребностей детей. В связи с этим, были использованы в непосредственно – образовательной деятельности взрослого с детьми различные виды и формы научно-исследовательской деятельности :
• Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, сборников стихов, рассказов и прочего материала, требующего художественно – эстетического оформления («Берегите природу!», «Моя малая Родина», «Приключения Васи Жалейкина» и др.);
• Ролево - игровые с элементами творческих игр («Туристы», «Орнитологи», «Лаборатория», «Сказка «Колобок» на новый лад» и пр., когда дети входят в образ персонажей, профессий, сказок и решают по-своему поставленные проблемы;
• Информационно – практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи мини – музеев, составление эмблем, знаков и т. п.);
• Творческие - оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна («Экологическое ассорти», «Кафе «Медуница»», «Журавушка» и другие).
Формы работы с детьми старшего возраста:
• Поиски решения проблемных ситуаций и вопросов: «Почему осенью листопад?», «Как часы ходят?», «Нужен ли свет растениям?» проходят с помощью игровой деятельности, такой как «Современный дед Мазай», «Лаборанты ищут ответы», «Часовая мастерская» и др. Действия предметов, механических устройств, манипуляция различными предметами проводятся с целью вызвать у ребенка восторг неожиданности и открытия чуда.
• Коллекционирование в подготовительных к школе группах?
• Опыты, эксперименты в уголке «мини-лаборатория» («Как испаряется вода?», «Одежда для почек», «Такая разная кора» и др.). Это исследования доступны для дошкольников, позволяют детям занять активную исследовательскую позицию, освоить причинно – следственные связи и зависимости в неживой и живой природе, окружающей действительности и т. п.
• Элементарная трудовая деятельность в групповой комнате : в уголке природы, мини – огородах на окне и на участке дошкольного учреждения: цветники, огородные участки, закрепленные за группой;
• Игры - эксперименты и дидактические игры («Экологические цепочки», «Ноги или лапы?», «Чей хвост, клюв?» и пр.) удовлетворяют детскую любознательность;
• Экскурсии - «Поздняя осень», «Зима пришла», «Приход весны», «Вот и лето долгожданное»;
• Прогулки – походы («Мы туристы», «Пожарные на ученье», «Исследователи») по экологической тропе детского сада инициируются взрослым, воображаемый масштабный план выносится на озелененную территорию ДОУ;
• Художественно - продуктивная деятельность.
Мысль о том, что дошкольник способен пройти через все этапы исследовательской деятельности, на первый взгляд, казалась сомнительной и даже пугающей. Из чего же я исходила? Что для меня было важно? Как поддержать познавательную активность? Какие условия необходимо создавать детям для самостоятельного поиска? Страхи, сомнения и вопросы были решены путем создания предметно – развивающей среды. В группе в наличии «Познавательная игротека», «Мини – лаборатории» с самыми разнообразными средствами материалами для самостоятельной работы детей и накопления ими опыта; укромные уголки, где ребенок свободно уединяется, чтобы обдумать собственные планы, посмотреть «умные» книжки (познавательная литература) по темам: «Учимся, играя», «Забавные опыты и эксперименты», «Энциклопедия юного мастера» и другая литература по различным направлениям.
Исследовательская работа с детьми проводилась по различным темам. Темы подбирались по временным ограничениям, с учетом сезонных изменений в природе, социально – значимых дат из комплексно – тематического планирования примерной общеобразовательной программы дошкольного образования. Осенью проводилась познавательно – исследовательская деятельность по темам : «Что нам осень принесла?», «Витамины и здоровье», «Какой бывает хлеб?», «Маскировка животных и насекомых», «Почему птицы летают?», и другие. Зимой - «Свойства воды», «Три состояния воды», «Почему полезно заниматься спортом?», «Как стать здоровым?», «Учимся – играя», «Чем питаются зимующие птицы?», «Ресурсы земли» и т. д. Весной – «Земля – наш общий дом», «Подземные сокровища», «Почему на Земле бывает день и ночь?», «Для чего человеку учиться?». Летом - «Воздух», «Наш зеленый детский сад», «Что у нас под ногами?», «Аптека лекарственных растений», «Насекомые» и другие. Познавательная инициатива детей поддерживалась постановкой вопросов, проблем, касающихся определенной темы, обсуждением идей, предположений дошкольников. Исходя, из данной работы, можно выделить следующие этапы ее деятельности.
Первый этап – умение педагога преподнести материал для выявления у детей любопытства, заинтересованности в исследовательской деятельности. Ребенок в процессе исследовательской деятельности организовывал свои мысли, поведение, активно обследовал окружение материала и действовал им самостоятельно. Дети сами определяли интенсивность и продолжительность деятельности, свободно планировали свое время, выбирали не только тематику, но и сами предметы собственных учебных исследований.
Второй этап – восприятие окружающего мира. На этом этапе у дошкольников была углубленная осмысленность сделанной работы. Дети уже выделяли интересные, значимые для них объекты. Прежнее представление заменялось на необычное, а иногда и несовпадающее с первоначальными замыслами. Такой толчок давал развитию мышления, любознательности, что приводило к зарождению новым идеям и развития творческого потенциала.
Третий этап познание дошкольником окружающего мира приобретал наглядно-образное мышление и воображение. Они давали ребятам возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники обобщили свой собственный опыт, устанавливали новые связи и отношения вещей, могли без особого труда усваивать полученные понятия при решении исследовательской деятельности. Так начинали закладываться основы логического мышления.
Четвертым этапом мне оставалось проверить правильность работы маленького ученого, похвалить его за усердие, дать ему возможность поделиться знаниями с другими детьми, что вызывало у них искренний интерес и желание самим проверить, а так ли это на самом деле.
Проектная деятельность в работе с детьми, родителями.
1. Работа с детьми
Начиная со средней группы работу, я строила через проектную деятельность по разделу «Неизведанное рядом». В средней группе наш проект назывался «Царство воды». В старшей группе сейчас мы работаем над проектом – «Воздух невидимка».
В рамках проектной деятельности с детьми проводились следующие мероприятия:
• Диагностика уровня развития элементарных естественнонаучных представлений (ЭЕНП) у дошкольников и построение воспитательно-образовательного процесса на основе данных диагностического обследования.
• Создание условий для детского экспериментирования (уголок экспериментирования).
• Проведение циклов познавательных занятий, эвристических бесед.
Я выстраивала занятия так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность.
При этом я придерживалась следующей последовательности этапов исследования:
• актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;
• обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;
• опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;
• предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.
Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.
• Отправными моментами стали реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления ( например: листопад) и общественные события ( например: предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).
• Также это события, специально «смоделированные» мною: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: «Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?». Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.
• Много вопросов для исследования вызывают воображаемые события, происходящие в художественном произведении, о которых мы читали или напоминали детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).
• И наконец, стимулом к исследованию стали события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
• Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.
• Использование технологии ТРИЗ в поисково-исследовательской деятельности.
• Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
• Чтение и заучивание художественного слова по теме проекта.
• Организация и проведение художественно-продуктивной и конструктивной деятельности в рамках проекта;
• Отработка различных приемов развития мысли ребенка: от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.
•
2. Работа с родителями
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываю, насколько правы те, кто строит своё общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. Мне хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребёнок захотел ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». Вот несколько советов, которые я даю родителям:
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ И ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ.
Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию. Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. Поощрять любопытство, которое порождает потребность в исследовании.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ним, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. Если у вас возникает необходимость что- то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. Не следует бесконечно указывать на ошибки недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.
ТАК ЛИ ЭТО?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребёнка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Мною были проведены следующие мероприятия с родителями:
• Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
• Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
• Оформление наглядной информации в родительском уголке
– Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
– Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
• собрание на тему : «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» Практическая часть: Открытое занятие для родителей.
Вывод
Мой Опыт работы показывает, что научно-исследовательская деятельность дошкольников хорошо вписывается в систему работы дошкольного учреждения. Она незаметно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое, т. к. знания формировались как результат взаимодействия ребенка с той или иной информацией. Исследовательская деятельность претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, параллельно с игрой, основу которой составляет познавательное ориентирование; потому что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатом большой проделанной работы стали показатели мониторинга развития детей по данному направлению, которые свидетельствуют о правильном пути решения данной задачи. Уровень знаний детей группы удалось повысить до 93% высокого и среднего уровня.
Систематические занятия экспериментально – исследовательской деятельностью развивают познавательную активность детей, способствуют расширению знаний детей о свойствах окружающих веществ и предметов. У детей развивается умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы, активизируется речь и обогащается словарь детей. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными исследователями, первооткрывателями. Динамику развития любознательности (исследовательской активности) я отслеживаю в начале и в конце учебного года. Данные диагностики свидетельствуют о возросшем уровне продуктивности детских вопросов, гибкости, возросшем количестве вопросов высокого уровня.