Получи документы

Познавательно-информационный проект «У школьного порога» для детей подготовительной группы

Кривко Любовь Анатольевна
Познавательно-информационный проект «У школьного порога» для детей подготовительной группы

Тема: «Формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению».

Актуальность.

Одной из задач развития и воспитания детей седьмого года жизни является:

«Развивать стремление к школьному обучению, интерес к школе, к будущей новой социальной позиции школьника, обеспечивать становление полноценной готовности детей к обучению в школе». Проект направлен на готовность детей к школе. А именно на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной сферы детей. Поступление в школу-это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Почему одни дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов,а другие начинают отставать в учебе, не справляются с новыми требованиями, теряют интерес к школе? В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению? Прежде всего опыт показывает, что причиной неподготовленности к школе является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях. Неблагоприятные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций приводит к снижению уровня развития ребенка и неподготовленности к обучению.

Публикация «Познавательно-информационный проект „У школьного порога“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах

Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда используют возможности для полноценной подготовки детей к школе. Это во многом объясняется неправильным пониманием взрослыми сущности подготовки к школе. В некоторых семьях устраиваются самые настоящие «маленькие школы», в которых родители пытаются научить своих детей читать, писать, решать задачи и примеры по математике. Логика рассуждений при этом проста: если заранее научить ребенка тому, с чем он встретится в школе, он будет успешно учиться.

Но умение ребенка читать и писать еще не гарантия успешного обучения в школе. Этот факт отмечают именно учителя. Приходит ребенок в первый класс, он уже неплохо читает, хорошо считает, имеет довольно широкий круг представлений об окружающем мире. Но на уроке не может сосредоточиться, небрежно выполняет задания, а когда начинается новый материал, не хочет проявить старание, чтобы его освоить.

Почему это происходит? Потому, что взрослые неправильно подготовили ребенка к новому этапу – школьной жизни. Они увидели в нем только самое очевидное -те новые знания и учебные действия, которыми предстоит ребенку овладеть. Но совершенно упустили менее заметное, но наиболее важное- те качества, которые необходимо сформировать у ребенка в дошкольные годы, чтобы процесс усвоения новых знаний и умений шел успешно. Но будет ли хорошо расти дерево, если его корни слабы или повреждены? Можно ли построить здание, не заложив фундамент? Нет. Вот с такой же уверенностью можно сказать, что нельзя назвать правильной подготовку к школе, если она связана с простым заимствованием и использованием в дошкольном возрасте форм и методов обучения, свойственных школе.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

При разработке проекта был проведен анализ педагогического наследия, который показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также в пробуждении интереса к школе и учению (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко).

В современной отечественной психологии проблема готовности к школьному обучению изучалась в различных направлениях. Исследованием данной тематики занимались А. В. Запорожец, А. А. Венгер, Ф. А. Сохин, Л. Е. Журова, Т. В. Тарунтаева, М. И. Лисина, Л. И. Божович, Т. А. Репина, Р. Б. Стеркина, Т. А. Антонова и др.

Аналитический обзор литературы позволил определить содержание и структуру понятия положительного отношения к школе, которое включает в себя:

наличие четких представлений о школе и формах школьного поведения;

заинтересованное отношение к учению и учебной деятельности;

наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям, что в конечном итоге формирует положительное отношение к школе.

Как показывают теоретический анализ литературы и данные практики, эффективная целенаправленная работа по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы предполагает соблюдение следующих условий:

включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней в рамках проекта;

создание предметно-развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей, своевременное ее изменение в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение ее доступности для воспитанников;

понимание воспитателями значимости проблемы подготовки детей к обучению в школе и проявление ими творческой активности в подборе форм и методов работы с дошкольниками;

педагогическое просвещение родителей по вопросам готовности детей к обучению в школе;

обеспечение связи дошкольного образовательного учреждения со школой в вопросах преемственности в соответствии с планом проекта.

В определении готовности ребенка 6 – 7 лет к школьному обучению необходимо учитывать так называемую «школьную зрелость» (С. М. Громбах, М. В. Антропова, О. А. Лосева и др., то есть тот уровень морфологического и функционального развития,который позволяет заключить, что требования систематического обучения, разного рода нагрузки, режим школьной жизни не будут чрезмерно обременительны для ребенка и не ухудшат его здоровье.

Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, то есть «внутренняя позиция школьника».

Внутренняя позиция – это совокупность всех отношений нашего ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему. Она формируется в процессе жизни и воспитания.

Таким образом,вся эта работа отражена в долгосрочном проекте «У школьного порога».

Участники проекта – дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

Цель проекта : Формировать положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной роли — позиции школьника, повысить грамотность и компетентность родителей.

Задачи:

1. Расширять представления о школе и о ее роли в жизни людей, о том, что школа открывает человеку окно в удивительный мир знаний, о качествах, необходимых школьнику.

2. Подготовить руку ребенка к письму через развитие мелкой моторики рук.

3. Воспитывать желание идти в школу, хорошо учиться, стать учеником, найти много новых друзей, многому научиться.

4. Способствовать становлению элементарных учебных умений (правильно сидеть за партой,правильно держать ручку и карандаш, поднимать руку, отвечать на вопросы.

5. Развивать умения школьного общения (познакомить с особенностями общения с учителем, совершенствовать умения делового и игрового общения со сверстниками).

6. Развивать умения передавать свои впечатления о школе и школьной жизни в художественной и игровой деятельности.

7. Познакомить с литературными произведениями о школе и первоклассниках,развивать умение пересказывать их по ролям, использовать их в играх.

8. Привлечь родителей к работе по проекту : обшивание куклы –школьницы, сбор материалов для уголка первоклассника, выпуск стенгазеты «Наши родители-школьники».

9. Создать картотеку стихов, пословиц, загадок, пальчиковых игр.

Этапы реализации задач:

Первый этап работы (сентябрь)- донести до участников проекта важность данной темы. Изучить необходимую литературу по данной теме. Подготовить необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов, бесед и т. д.).

Второй этап работы (октябрь – ноябрь) –создать в группе развивающую среду : сбор, покупка и накопление различного материала: дидактических игр, школьного ранца, куклы-первоклассницы, школьных принадлежностей, загадок, пословиц,поговорок, рассказов о школьной жизни, создание фото альбома «наши родители-школьники».

Третий этап работы (декабрь-май) – расширение первоначальных знаний о школе, накопление и закрепление полученных знаний через беседы с детьми, наблюдения, чтения художественной литературы, дидактические игры.

Четвертый этап работы (май)- презентация проекта- оформление папки, презентация детских рисунков.

Предполагаемый результат:

— повышение учебной мотивации;

-благоприятное течение адаптационного школьного периода;

— развитие мелкой моторики рук;

-приведение в систему работы по данной теме;

-пополнение картотеки стихов, пословиц, загадок, пальчиковых игр, наглядных материалов по теме;

-повышение грамотности и компетентности родителей в вопросах о современной школе, о новых требованиях ФГОС к детям, об их особенностях, о способах их подготовки к школе;

План-проект.

Содержание:

1. Самостоятельная деятельность педагога :

-изучение учебной литературы по теме

-обмен опытом с коллегами

-социальное партнерство

2. Работа с детьми:

-посещение линейки, посвященной 1 сентября

-беседа о школе : «Кто работает в школе», «Как надо себя вести в школе», «Правила поведения со сверстниками

-экскурсия к зданию школы

-экскурсия в школу (посещение библиотеки, спортзала, класса, кабинета врача)

-встреча с первоклассниками

—чтение рассказов, стихов о школе :

Н. Носов «Веселая семейка»

Я. Аким «Учитель Так-так и его разноцветная школа»

В. Драгунский «Тайное становится явным»

Э. Успенский «Меховой интернат»

Ю. Ермолаев «Растяпа»

А. Шибаев «Одна буква»

Б. Крекотин «Пятерка»

Н. Костыря «В пенале»

Н. Гераскина «В стране невыученных уроков»

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

М. Казарина «Завтра в первый класс»

И. Сафонов «Праздничное утро»

А. Барто «Первый урок»

В. Лебедев-Кумач «Здравствуй,школа»

Р. Фархади «Первый раз в первый класс»

В. Кодрян «Первоклассники»

-выставка детских рисунков:

«Здание школы»

«Что мне запомнилось в школе»

«Мой будущий портфель»

«Школьные принадлежности»

«Цветы на 1 сентября"

-сюжетно-ролевые игры:

«В школу»

«Библиотека»

-словесные и дидактические игры:

«Собери портфель»

«Найди лишний предмет»

«Определи части суток»

«Дни недели»

«Найди 6 отличий»

«Найди 5 ошибок»

«Путаницы»

«Перевертыши»

«Состязание мудрецов»

«Ворона с бутылкой»

«Ребусы»

«Зашифрованные письма»

«Графические планы»

«Задачи-головоломки»

«Цирковое представление»

«Веселый счет»

«Неваляшки»

«Дети на прогулке»

«В зимнем лесу»

-настольно-печатные игры «Учимся, играя»

-художественно-творческая деятельность:

«Лепим буквы»

-составление рассказа «Какая она,моя первая учительница»

-приход учительницы в детский сад

-развитие мелкой моторики рук:

пальчиковые игры:

«Гимнастика для рук»

«Упражнения для рук»

«Игры ладонями»

«В гости»

«По грибы»

«На поляне»

«Игры с палочками»

Нанизывание бус и пуговиц

Переборка круп

Игры с мозаикой

Завинчивание крышек «Крестики-нолики»

Быстрый карандаш (упражнения в рисовании, раскрашивании,штриховке, графические диктанты)

Точка, точка, два крючочка (знакомство с тетрадью, рисование по клеткам)

-вечер загадок «Школьные принадлежности»

-знакомство с пословицами, поговорками об учении

-развивающие игры по обогащению словаря, развитию внимания, логики, памяти, сообразительности:

«Посмотри и запомни»

«Логика»

«Найди по схеме»

«Находим противоположности»

«АБВГДЕЙ-ка»

«Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

«Стучалочка»

«Поющие мячики»

«Разноцветные мячики»

«Мяч передавай- слово называй»

«Звуковая цепочка»

«Встречу слово на дороге- разобью его на слоги»

«Я знаю 5 имен мальчиков»

«Мяч бросай- животных называй»

«Животные и их детеныши»

«Подскажи словечко»

«Кто где живет»

«Скажи ласково»

«Составь предложение»

«Кто как передвигается»

«Что умеют делать животные»

«Горячий – холодный»

«Из чего сделано»

«Третий лишний»

«Что бывает круглым»

«Один – много»

«Веселый счет

«Вчера, сегодня, завтра»

«Утро, день, вечер, ночь»

«Кто кем был»

-мини – викторина «Как мы готовы к школе?"

3. Работа с родителями

Знакомство родителей с темой проекта на первом родительском собрании

Консультации для родителей:

«Дидактические игры, которые помогут первокласснику правильно писать

«Родителям будущего первоклассника»

«Как хвалить и ругать»

«Перекус для отличника»

«Что положить в портфель»

«Умный совет. Подготовка к уроку

«Скоро в школу».

«Готов ли ваш ребенок к школе ".

Выполнение домашних заданий вместе с детьми.

Участие родителей в создании фотоальбома «Наши родители – школьники»

Беседы с детьми.

Чтение художественной литературы детям.

Обшивание куклы –первоклассницы.

Оснащение уголка первоклассника.

Праздник по защите семейных проектов.

Литература

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». Санкт-Петербург. : Детство-пресс, 2011.

2. Вербенец А. М. ,Солнцева О. В, Сомкова О. Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной образовательной программе «Детство».Санкт-Петербург «Детство-пресс»,2013.

3. Бабаева Т. И. У школьного порога. Москва: Просвещение,1993.

4. Новоторцева Н. В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. .Ярославль «Академия развития»,1998.

5. Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Москва. :Просвещение,1990.

6. Воробьева Т. А. Логопедические игры с мячом. Санкт – Петербург, «Литера», 2010.

7. Интернет – ресурсы :

https:// nsportal/ru

https://maam/ru

https://ejka/ru

Публикации по теме:

Познавательно-развлекательная программа «Путаница» для детей младшего и среднего школьного возрастаПознавательно-развлекательная программа «Путаница» для детей младшего и среднего школьного возраста Познавательно-развлекательная программа «Путаница» Для детей младшего и среднего школьного возраста Цель: Организация содержательного досуга,.

Творческо-информационный проект для подготовительной группы «Детям о Дне Победы»Творческо-информационный проект для подготовительной группы «Детям о Дне Победы» Время проведения: 1-2 неделя мая. Участники проекта: педагоги, дети, родители. Воспитатель первой квалификационной категории:Калинина Татьяна.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «У школьного порога» Цель:Организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе. Заранее были изготовлены пригласительные.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «У школьного порога» Заранее были изготовлены пригласительные для родителей руками детей. Ход собрания: Родителям предлагается посмотреть видеозапись интервью.

Познавательно-творческий проект для детей логопедической подготовительной группы «Космос»Познавательно-творческий проект для детей логопедической подготовительной группы «Космос» Название проекта «Космос» Тип проекта Познавательно-творческий Возраст детей 6-7 лет Участники проекта педагоги группы № 7, учитель-логопед,.

Информационный краткосрочный проект «Овощи и фрукты — полезные продукты» для детей второй младшей группы Добрый вечер, дорогие коллеги! Вот и наступила снова осень, которая принесла нам богатые урожай овощей и фруктов. И наша задача привить.

Проект по развитию познавательно-речевого и логического мышления детей подготовительной к школе группы «Страна загадок» Проект по развитию познавательно-речевого и логического мышления детей подготовительной к школе группы «Страна загадок» Миграновой Э. Ф.

Творческо-информационный проект для детей подготовительной группы «7 апреля-Международный день здоровья» Творческо-информационный проект для детей подготовительной группы «Пчелки» "7 апреля- международный день здоровья- будем прыгать и скакать,.

Творческо-информационный проект для подготовительной группы «Зимующие птицы»Творческо-информационный проект для подготовительной группы «Зимующие птицы» Творческо -информационный проект для подготовительной группы «Зимующие птицы». Время проведения: январь-февраль. Участники проекта: педагоги,.

Творческо-информационный проект для старшей группы «Осень разноцветная»Творческо-информационный проект для старшей группы «Осень разноцветная» ДОУ Медновский детский сад «РОДНИЧОК» Творческо -информационный проект для старшей группы «Осень разноцветная». Осень бывает разная:зелёная,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-информационный проект «У школьного порога» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 11 ноября 2017 в 16:07
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД