Мигранова Эльза
Проект по развитию познавательно-речевого и логического мышления детей подготовительной к школе группы «Страна загадок»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по развитию познавательно-речевого и логического мышления детей подготовительной к школе группы «Страна загадок» Миграновой Э. Ф.
Русский фольклор - богатейшая сокровищница народной
мудрости и загадка - одна из её ярчайших жемчужин.
Актуальность проблемы
Публикация «Проект по развитию познавательно-речевого и логического мышления детей подготовительной к школе группы „Страна загадок“» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
В настоящее время, когда в нашу повседневную жизнь прочно вошли телевидение, компьютер, Интернет, наметилась тенденция дефицита речевого общения. Компьютерные игры заменили нашим детям непосредственное общение друг с другом. Подвижные игры, игры с правилами, сюжетно – ролевые игры, основанные на общении детей между собой, сохраняются еще лишь в детских учреждениях. Дети не хотят читать книги, а родителям не хватает времени для детей. Как следствие всего этого – речь наших детей оставляет желать лучшего: скудный словарный запас, пассивный словарь преобладает над активным, грамматический строй речи развивается медленно, страдает звуковая культура речи. Дети не умеют правильно выражать свою мысль, слабо формируют причинно-следственные связи, не развита наблюдательность и образное видение мира. А впереди школа!
Общеизвестна прямая взаимосвязь речи и мышления. К. Д. Ушинский считал, что главная цель в развитии речи – научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности; нужно приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. В связи с этим К. Д. Ушинский рекомендовал разнообразные методы развития речи и мышления.
В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего» По определению известного фольклориста В. И. Чичерова, «загадка – это иносказательное описание какого либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса»
В основе этих определений одни и те же признаки. Учитывая эти признаки, загадку можно определить так: загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или предполагаемого вопроса.
Отгадывание и придумывание загадок помогает активизировать речь и мышление ребенка, успешно решать задачи его всестороннего, гармоничного развития, что очень важно для подготовки к школе. Использование загадок как метода и средства воспитания и обучения повысит эффективность работы с детьми по развитию речи и речетворческих способностей. Особенности содержания структуры загадки как литературного жанра позволят развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания. Это будет необходимая речевая тренировка у детей дошкольного возраста.
Тип проекта – образовательный, творческий, среднесрочный, коллективный.
Участники проекта – дети подготовительной группы «Любознайки», воспитатели, родители.
Цель: Развивать познавательно-речевое и логическое мышление детей подготовительной группы посредством отгадывания и придумывания загадок.
Задачи:
• Развивать познавательную активность, любознательность через знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов.
• Учить правильно и точно использовать в речи слова, обозначающие предметы, явления, действия; их свойства, качества, материал и его особенности.
• Учить использовать в речи средства выразительности.
• Развивать образное и логическое мышление посредством разгадывания и загадывания загадок.
• Формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
• Развивать творческие способности.
• Воспитывать художественный вкус.
• Прививать любовь к окружающему миру через загадки.
• Приобщать к художественной литературе и устному народному творчеству.
• Воспитывать интерес к самостоятельному сочинительству.
Этапы реализации проекта :
1 этап - подготовительный : Постановка цели и задач, ознакомление, выбор оборудования и материалов, составление перспективных планов, пополнение предметно-развивающей среды, подбор диагностического инструментария.
2 этап – практический: Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей.
3 этап – обобщающий: Обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний, формулировки выводов, и по возможности составление рекомендаций, презентация опыта.
На первом этапе знакомились с загадкой как малым жанром устного народного творчества. В народной речи «загадывать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-то неизвестное для решения.
Загадка – это маленький вопрос, который задается стихами или обычными предложениями с целью получить короткий и точный ответ.
Признаки загадки :
- по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;
- описание часто оформлено в виде вопросительного предложения;
- описание лаконично;
- загадке часто присущ ритм.
Первые загадки появились у первобытных племен. У первобытных людей была тайная условная речь. Они считали, что все живые существа понимают человеческую речь. Древние охотники пользовались тайной речью, чтобы обмануть зверя. Позже загадки использовались для испытания мудрости и смекалки. В русских народных сказках положительные герои проходили испытания.
В далеком прошлом проводились осенью «вечера загадок». Старшие загадывали младшим загадки на различные темы. Такие вечера были уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям усваивать знания, добытые многими поколениями людей.
Постепенно загадки превратились в развлечения. Многое из того, о чем говорилось в загадках, навсегда ушло из нашей жизни. Это касается крестьянской избы, ее внутреннего убранства, предметов обихода, тех работ, которые производились в избе (пряжа, ткачество, орудий труда в поле (соха, серп). Но появились загадки о телефоне, телевизоре и многом другом, вошедшем в нашу жизнь в последние годы.
Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку.
На втором этапе знакомились с видами загадок :
Существует несколько видов загадок : загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается; загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление; комбинированные загадки – это соединение загадок – описания с загадками – сравнения; сюжетные загадки это загадки сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета.
Также проводились занятия, беседы, дидактические игры и упражнения, составление описательных рассказов, разучивание загадок, коллективное и индивидуальное составление загадок по схемам.
Занятия по обучению детей придумыванию загадок тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Ребенку предлагается описать предмет, не называя его, остальным узнать этот предмет по описанию. Наиболее удачными формами таких занятий являются игровые, например, в виде игры «Чудесный мешочек». Воспитатель заинтересовывает детей, показывая чудесный мешочек с игрушками, предлагает отгадать, что лежит внутри. Воспитатель дополняет ответы детей : «Еще можно загадать загадку о том, что в мешочке, то есть спросить о чем-то, рассказать, какой это предмет, но не называть его». В игре «Магазин игрушек» ребенок-покупатель должен подробно описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Условием получения игрушки, кроме описания, может быть требование назвать отдел, полку, на которой она стоит. Если описание игрушки не отвечает предъявляемым требованиям, продавец – воспитатель предлагает подумать, как сделать рассказ более полным и интересным. Умение выделять и называть разнообразные действия объекта является необходимым условием создания рассказов-загадок. Разгадывание загадок можно использовать и в театрализованной деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники, где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи. Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка. Структура загадки требует специфических языковых средств, поэтому следует обращать внимание на построение загадки : "Какими словами начинается загадка? Как кончается? О чем в ней спрашивается?" Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, развивают речь ребенка. Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний. Загадки можно использовать не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же. Развитие связной речи на занятиях с использованием загадок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.
Для родителей:
- Консультации для родителей
- Отгадывание вместе с детьми загадок, рассуждения о том, какие слова в загадке помогли ее отгадать.
- Разучивание загадок с детьми.
- Чтение детям художественных произведений, в которых используются различные языковые средства выразительности. Беседа по прочитанному.
- Подбор загадок по лексическим темам и изготовление вместе с детьми книжку-малышку.
На третьем обобщающем этапе:
-Итоговое открытое занятие по развитию речи «Веселые загадки». Цель: Развивать познавательно-речевое и логическое мышление детей подготовительной группы посредством отгадывания и придумывания загадок.
- Презентация проекта «Страна загадок»
- Семинар – практикум для воспитателей «Эффективные технологии и методы работы как фактор, влияющий на развитие речи детей.
Предполагаемый результат:
- Повышение интереса к устному народному творчеству.
- Расширение знаний об окружающем мире, кругозора детей.
- Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
- Привлечение родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе детского сада.
Продукт проектной деятельности :
- Картотека по развитию познавательно-речевого и логического мышления детей.
- Книжки-малышки загадок.
- Альбом самотворчества детей.
Направления реализации проекта :
- Совместная деятельность педагогов и детей.
- Взаимодействие педагогов.
- Взаимодействие с родителями.
Реализация проекта
Этапы Определение цели, задач. Формы работы
1. Этап
Подготовительный
Изучение методической литературы.
Изучение теории и опыта работы других педагогов
Составление плана проекта.
Сбор материалов (подбор загадок, дидактического и методического оснащения проекта).
Разработка диагностического инструментария.
Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.
Выбор форм работы с родителями.
Выбор основных мероприятий.
Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
Определение и формулировка ожидаемых результатов.
Анализ развивающей среды. Самообразование
Я. И. Ковальчук «Индивидуальный подход в воспитании ребенка».
В. И. Цыбульник «Игры для детей».
Н. В. Ёлкина, Тарабарина «1000 загадок».
Л. Е. Стрельцова «Литература и фантазия».
Т. И. Гризик «Знакомим детей с окружающим миром и развиваем речь»
Работа с детьми
Рассказ «История появления загадки». Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки».
Д/и «Загадки и отгадки».
Разучивание загадок.
Словесные игры «Пара к паре», «Узнай предмет по описанию», «Я начну, а ты закончи» (человек, который водит машину это., «Поиск общего», «Скажи наоборот».
Рассматривание книжных иллюстраций.
Экскурсия в осенний лес. Наблюдение за осенней природой.
Работа с родителями.
Индивидуальная консультация «Игровые упражнения на классификацию и обобщение».
Отгадывание вместе с детьми загадок, рассуждения о том, какие слова в загадке помогли ее отгадать.
Разучивание загадок с детьми.
2. Этап
Практический Разработка содержания по теме и практическая работа по ней.
Составление консультаций, бесед, рекомендаций.
Творческие задания для родителей и детей.
Совместные мероприятия с детьми: беседы, наблюдения, занятия с детьми, развлечения, чтение художественной литературы, игровая и художественно-продуктивная деятельность.
Самообразование
Н. Н. Васильева, Н. В. Новоторцева «Развивающие игры для дошкольников».
Л. М. Житникова «Учите детей запоминать».
Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»
Т. Т. Ляшко «О чем поведает дверной замок» (приемы развития речи).
Работа с детьми
НОД с использованием описательной загадки; загадки, основанные на отрицательном сравнении.
Словесные игры «Объяснялки», «Сыщик» (поиск предметов по заданному признаку, «На что похоже», «Сочинялки».
Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т. д.», «Подбери рифму», «Художник слова», «Сундучок», «Картинная галерея», «Что на что похоже». Составление загадок по заданной модели.
Разучивание загадок.
Лепка и рисование отгадок к загадкам.
Развлечение «Вечер загадок».
Экскурсия в библиотеку.
Работа с родителями.
Домашнее задание «Поиск интересных загадок».
Консультации для родителей «Роль загадки в развитии речи старших дошкольников»
Чтение детям художественных произведений, в которых используются различные языковые средства выразительности. Беседа по прочитанному.
Подбор загадок по лексическим темам для изготовления вместе с детьми книжку-малышку.
3. Этап
Обобщающий
Сбор полученного материала по проекту.
Выявление уровня развития познавательно-речевого и логического мышления детей.
Подготовка к представлению продукта проектной деятельности.
Открытое итоговое занятие для коллег и родителей «Веселые загадки».
Отчет о реализации проекта. НОД «Какие бывают загадки?», «Веселые загадки»
Беседа «Как придумать загадку».
Д/и «Придумай загадку», «Составь загадку-отрицание».
Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т. д.», «Подбери рифму», «Тайна».
Изготовление книжек-малышек.
Закрепить полученные знания о возникновении загадки, ее видах.
Сравнительная диаграмма. Уровень развития познавательно-речевого и логического мышления детей подготовительной к школе группы.
Результат:
В результате данного проекта предложенная детям идея осмыслена, принята и доведена до практической реализации. В ходе занятий они получили опыт творческой деятельности, представили и проанализировали полученный результат. Таким образом, метод проектов способствует развитию коммуникативных и рефлексивных умений дошкольников, навыков рациональной организации работы.
Проанализировав работу, можно сделать следующие выводы:
Все дети любят загадки, знают историю возникновения, различают виды, проявляют интерес к составлению загадок, большинство детей любит их загадывать и придумывать, могут самостоятельно или с помощью схемы и без неё составить загадку о любом предмете, каждый ребенок знает несколько загадок наизусть, может их загадать. Проявляют интерес, любознательность, активность.
Родители также были активными участниками проекта. Помогали в поиске информации о происхождении загадки. Выполняли творческие задания с детьми дома по изготовлению, поделок, рисунков, разучиванию с детьми загадок. Участвовали в подборке детских сборников загадок и изготовлении книжек-малышек.
Литература
1. Бородич А. М. Методика развития речи. - М., «Просвещение»,1981 г.
2. Гурэвич Л. М., Сомкова О. Н. Формирование приёмов умственной деятельности детей дошкольного возраста при отгадывании загадок // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. — Л., 1984.
3. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. «1000 загадок».- Ярославль, «Академия развития». 1997 г.
4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998 г.
5. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М. : Просвещение, 1981.
6. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. - 1986.- № 9.
7. Сборник загадок (сост. М. Т. Карпенко).- М., «Просвещение», 1988 г.
8. Симаковский А. Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, «Гринго», 1996 г.
9. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль, «Гринго», 1995 г
10. Шульгина Е. В., Третьяк Н. Н. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2011 г.