Папки-передвижки

Познавательно-игровой проект «Удивительный мир сенсорики» для детей 1.5–2 лет

Таня Графчикова
Познавательно-игровой проект «Удивительный мир сенсорики» для детей 1.5–2 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Графчикова Т. Н

МАДОУ Детский сад №9

г. Красноуральск

Познавательно – игровой проект

«Удивительный мир сенсорики»

Вид проекта: Краткосрочный – 2 недели.

Тип проекта: Познавательно – игровой, групповой.

Участники: дети 1,5 – 2х лет, воспитатели, родители.

Актуальность проекта

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей.

Важно предоставить детям все возможности для обогащения их чувственного опыта.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия.

Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.

Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, памяти, внимания и др.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень.

В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Новизной данного материала является так же сочетание традиционных подходов и использование современных средств обучения: развлечения, логических упражнений, практическими заданиями, заучивание стихов, потешек, разгадывание загадок о геометрических фигурах.

Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, и в семье.

Цель проекта

Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр.

Задачи проекта

• Создавать спокойную игровую среду для организации игр по сенсорному развитию детей, изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков.

• Формировать сенсорные представления детей о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине положения их в пространстве; знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.

• Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельности.

• Развивать мелкую моторику рук; внимание, память, упражнять в установлении сходства и различия между предметами; способствовать накоплению опыта, развития у детей обследовательских умений и навыков.

• Приобщать родителей к организации игр, в семье и в детском саду.

• Устанавливать с родителями доверительные и партнёрские отношения в процессе формирования у детей сенсорных способностей; повышать их педагогическую культуру;

Ожидаемые результаты проекта

В результате планомерной, системной работы происходит развитие ребенка. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем в школе.

Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов.

• У детей сформируются умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, форме, величине, количестве, положении в пространстве)

• Повысится уровень развития речи, мышления, мелкой моторики рук

у детей.

• Сформируются умения слушать и понимать то, что говорит педагог.

• Расширятся знания родителей значимости в сенсорном развитии детей.

Этапы реализации проекта

1. Диагностический:

• изучение литературы;

• проведение анкетирования родителей;

• проведение диагностики с целью определения уровня сенсорного развития детей

2. Организационный

• Родительское собрание «Участвуем в проекте»

• Составление плана работы с детьми и родителями

• Обогащение развивающей среды

• Консультации для родителей

• Индивидуальные беседы с родителями

3. Практический

• Подбор и изготовление дидактических игр

• Подбор и изготовление наглядных пособий

• Подбор наглядной информации

• Подключение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей

• Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию

• Проведение индивидуальной работы с детьми

4. Обобщающий

• Оформление наглядного и дидактического материала

• Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию

• Создание презентации проекта по сенсорному развитию

Реализация проекта

• Провести мероприятия с детьми

• Провести мероприятия с родителями

• Оснащение развивающей предметно-пространственной среды

В ходе реализации проекта были проведены занятия с детьми по темам:

«Одежда», «Посуда», «Транспорт» - учить детей подбирать предметы по цвету.

«Наш удивительный лес», «Дикие и домашние животные» - учить детей подбирать предметы по размеру, форме».

Были подобраны и применены дидактические игры «Украсим ёлочку», «Украсив валенки», «Побери заплатку носочку».

Подобраны и применены пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, экспериментирование «Катится – не катится», «Большой – маленький, «Тонет – не тонет».

Чтение художественной литературы «Три медведя», чтение «Три весёлых братца», пер. с нем. Л. Яхнина, чтение: «Красный», «Синий», «Жёлтый», «Зелёный», чтение В. Сутеев «Разные колёса».

Развлечение «Путешествие в разноцветную страну», «Этот удивительный мир сенсорики», «Путешествие по разноцветным страницам».

Работа с родителями:

• Консультации для родителей:

«Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие». «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры».

• Памятка:

«Эталоны сенсорного развития, по которым формируется познание мира».

• Наглядная информация:

«Игры, развивающие цветовое восприятие», «Влияние настроения ребёнка на выбор цвета в рисунке», «Сенсорное воспитание детей раннего возраста», «Игры для детей на изучение формы, цвета, величины».

• Анкетирование родителей.

• Мастер класс по изготовлению дидактических игр своими руками.

• Мастер – класс для родителей «Путешествие в мир сенсорики».

Итоговый продукт

• Дидактические игры, изготовленные руками родителей и педагогов.

• Буклеты «Удивительный мир сенсорики».

• Итоговое развлечение «Путешествие в разноцветную страну».

Анализ проекта

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для познавательной активности детей.

У детей сформировались сенсорные представления путём выделения формы, цвета и величины предметов, появилось умение обследовать предметы, учитывая их свойства.

Анализ анкетирования родителей показал, что родители принимая активное участие в проекте обладают информацией о сенсорном развитии ребенка, о значимости использования дидактических игр в развитии детей.

Родители получили методические рекомендации о разновидностях дидактических игр и основных приёмах игры в них.

Так же родителям были представлены дидактические игры изготовленные педагогами.

В ходе совместной работы педагогов и родителей развивающая среда группы пополнилась новыми дидактическими играми.

Список литературы:

• Васильева М. А., «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

• · Фролова А. Н. «Игры - занятия с малышами» - М. : Просвещение 1987г;

• · Венгер Л. А., «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М. : Просвещение, 1995.

• · Радина Е. И. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» – М. : Просвещение, 1987.

• · Маханева М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».

• · Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М. : Просвещение, 1985;

• · Янушко Е. А., «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.

• Павлова Л. Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей Мозаика-Синтез 2013

• Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. -М. : Просвещение, 1996. – 112 с.

• Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста Мозаика-Синтез 2014 г.

Мастер – класс для родителей

«Путешествие в мир сенсорики»

Цель мастер – класса:

Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего возраста.

Задачи мастер – класса:

- Познакомить родителей с понятием «Сенсорное развитие».

- Показать родителям значимость дидактических игр направленных на развитие сенсорных навыков у детей.

- Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьёй.

Ход мастер – класса

Вступительное слово воспитателя.

Сенсорика – что это такое? Ответы детей.

Сенсорика или сенсорное воспитание обозначает способность человека получить представление об устройстве внешнего мира путём анализа через собственные ощущения и личное восприятие. Именно сенсорное восприятие позволит сформировать маленькому человеку представление о том, что он видит вокруг. Используя, самый первый опыт ощущений и анализа он получит начальные представления о форме и величине предметов, разнообразии звуковых эффектов и запахов, цветов и их оттенков.

Говоря ещё проще сенсорное восприятие – это те навыки и умения, которые должен приобретать ребёнок в разные годы своей жизни.

А сейчас мы отправляемся в путешествие в страну сенсорики.

А поможет нам фея.

Появляется фея подходит к каждому родителю дотрагивается волшебной палочкой и превращает их в детей.

Отправляемся на паровозике.

*Первая станция «Цветная».

Фея загадывает загадки.

- У тебя ответ найдётся – цвет какой имеет солнце? (жёлтый).

- Цвет травы и листвы назовите его вы? (зелёный).

- Такого цвета наша кровь – какого кто его сказать готов? (красный).

- Им часто море называют – кто цвет возьмёт и отгадает? (синий).

Воспитатель предлагает родителям поиграть в игры «Найди по цвету»

«Волшебные карандаши», «Разноцветные зонтики».

*Вторая станция «Фигурная»

Фея читает отрывок из стихотворения.

Мы встречаем их везде, на земле и на воде.

В небесах и под землёй, они нам нужные с тобой.

Будем их мы называть, в окружении искать.

Треугольник, круг, квадрат тем фигурам каждый рад.

Воспитатель предлагает родителям поиграть в игры «Высокая и низкая башня», «Разложи фигуры», «Игры – вкладыши», Подбери заплатку».

*Станция третья «Игры для тренировки различных видов восприятия «Фольга», «Песочница на кухне», «Игры с прищепками».

*Станция четвёртая «Игры на развитие мелкой моторики» «Игры с крупами и фасолью», «Шнуровка», «Бусы», «Поймай зверька».

*Станция пятая «Пальчиковая и артикуляционная гимнастика».

Воспитатель проводит несколько наглядных гимнастик с родителями.

Фея предлагает возвращаться в детский сад и превращает их снова в родителей.

Итог мастер - класса

Организовать конкурс выставку «Мир на кончиках пальцев» на лучшую дидактическую игру сделанную своими руками, в которую мы с детьми будем с удовольствием играть в свободное время.

Уважаемые родители!

Закончена игра!

Но в сенсорную игру народ.

Играйте дома круглый год!

Публикации по теме:

«Азбука безопасности». Долгосрочный познавательно-игровой проект в младшей разновозрастной группе«Азбука безопасности». Долгосрочный познавательно-игровой проект в младшей разновозрастной группе Выполнил: воспитатель, Гунькина В. В. Актуальность: Дети с самого раннего возраста для собственной безопасности должны чётко знать правила.

Познавательно-игровой проект «Весна шагает по Кубани»Познавательно-игровой проект «Весна шагает по Кубани» Проект в подготовительной группе. Тема проекта: «Весна шагает по Кубани.» Тип проекта: краткосрочный, познавательно-игровой, творческий.

Познавательно-игровой проект «Активные малыши» для детей раннего возрастаПознавательно-игровой проект «Активные малыши» для детей раннего возраста Тип проекта: оздоровительный Вид проекта: среднесрочный Участники: дети, родители, воспитатели Актуальность проекта: Двигаясь, ребенок познает.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Познавательно-игровой проект «Удивительный мир сенсорики» для детей 1.5–2 лет
Опубликовано: 1 февраля 2025 в 14:53
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-игровой проект «Удивительный мир сенсорики» для детей 1.5–2 лет» (включая файлы) размещена пользователем Таня Графчикова (УИ 1344748) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД