Таня Графчикова
Познавательно-игровой проект «Удивительный мир сенсорики» для детей 1.5–2 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Графчикова Т. Н
МАДОУ Детский сад №9
г. Красноуральск
Познавательно – игровой проект
«Удивительный мир сенсорики»
Вид проекта: Краткосрочный – 2 недели.
Тип проекта: Познавательно – игровой, групповой.
Участники: дети 1,5 – 2х лет, воспитатели, родители.
Актуальность проекта
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей.
Важно предоставить детям все возможности для обогащения их чувственного опыта.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия.
Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.
Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, памяти, внимания и др.
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень.
В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
Новизной данного материала является так же сочетание традиционных подходов и использование современных средств обучения: развлечения, логических упражнений, практическими заданиями, заучивание стихов, потешек, разгадывание загадок о геометрических фигурах.
Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, и в семье.
Цель проекта
Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей.
Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр.
Задачи проекта
• Создавать спокойную игровую среду для организации игр по сенсорному развитию детей, изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков.
• Формировать сенсорные представления детей о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине положения их в пространстве; знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.
• Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельности.
• Развивать мелкую моторику рук; внимание, память, упражнять в установлении сходства и различия между предметами; способствовать накоплению опыта, развития у детей обследовательских умений и навыков.
• Приобщать родителей к организации игр, в семье и в детском саду.
• Устанавливать с родителями доверительные и партнёрские отношения в процессе формирования у детей сенсорных способностей; повышать их педагогическую культуру;
Ожидаемые результаты проекта
В результате планомерной, системной работы происходит развитие ребенка. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем в школе.
Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов.
• У детей сформируются умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, форме, величине, количестве, положении в пространстве)
• Повысится уровень развития речи, мышления, мелкой моторики рук
у детей.
• Сформируются умения слушать и понимать то, что говорит педагог.
• Расширятся знания родителей значимости в сенсорном развитии детей.
Этапы реализации проекта
1. Диагностический:
• изучение литературы;
• проведение анкетирования родителей;
• проведение диагностики с целью определения уровня сенсорного развития детей
2. Организационный
• Родительское собрание «Участвуем в проекте»
• Составление плана работы с детьми и родителями
• Обогащение развивающей среды
• Консультации для родителей
• Индивидуальные беседы с родителями
3. Практический
• Подбор и изготовление дидактических игр
• Подбор и изготовление наглядных пособий
• Подбор наглядной информации
• Подключение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей
• Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию
• Проведение индивидуальной работы с детьми
4. Обобщающий
• Оформление наглядного и дидактического материала
• Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию
• Создание презентации проекта по сенсорному развитию
Реализация проекта
• Провести мероприятия с детьми
• Провести мероприятия с родителями
• Оснащение развивающей предметно-пространственной среды
В ходе реализации проекта были проведены занятия с детьми по темам:
«Одежда», «Посуда», «Транспорт» - учить детей подбирать предметы по цвету.
«Наш удивительный лес», «Дикие и домашние животные» - учить детей подбирать предметы по размеру, форме».
Были подобраны и применены дидактические игры «Украсим ёлочку», «Украсив валенки», «Побери заплатку носочку».
Подобраны и применены пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, экспериментирование «Катится – не катится», «Большой – маленький, «Тонет – не тонет».
Чтение художественной литературы «Три медведя», чтение «Три весёлых братца», пер. с нем. Л. Яхнина, чтение: «Красный», «Синий», «Жёлтый», «Зелёный», чтение В. Сутеев «Разные колёса».
Развлечение «Путешествие в разноцветную страну», «Этот удивительный мир сенсорики», «Путешествие по разноцветным страницам».
Работа с родителями:
• Консультации для родителей:
«Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие». «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры».
• Памятка:
«Эталоны сенсорного развития, по которым формируется познание мира».
• Наглядная информация:
«Игры, развивающие цветовое восприятие», «Влияние настроения ребёнка на выбор цвета в рисунке», «Сенсорное воспитание детей раннего возраста», «Игры для детей на изучение формы, цвета, величины».
• Анкетирование родителей.
• Мастер класс по изготовлению дидактических игр своими руками.
• Мастер – класс для родителей «Путешествие в мир сенсорики».
Итоговый продукт
• Дидактические игры, изготовленные руками родителей и педагогов.
• Буклеты «Удивительный мир сенсорики».
• Итоговое развлечение «Путешествие в разноцветную страну».
Анализ проекта
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для познавательной активности детей.
У детей сформировались сенсорные представления путём выделения формы, цвета и величины предметов, появилось умение обследовать предметы, учитывая их свойства.
Анализ анкетирования родителей показал, что родители принимая активное участие в проекте обладают информацией о сенсорном развитии ребенка, о значимости использования дидактических игр в развитии детей.
Родители получили методические рекомендации о разновидностях дидактических игр и основных приёмах игры в них.
Так же родителям были представлены дидактические игры изготовленные педагогами.
В ходе совместной работы педагогов и родителей развивающая среда группы пополнилась новыми дидактическими играми.
Список литературы:
• Васильева М. А., «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
• · Фролова А. Н. «Игры - занятия с малышами» - М. : Просвещение 1987г;
• · Венгер Л. А., «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М. : Просвещение, 1995.
• · Радина Е. И. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» – М. : Просвещение, 1987.
• · Маханева М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
• · Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М. : Просвещение, 1985;
• · Янушко Е. А., «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.
• Павлова Л. Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей Мозаика-Синтез 2013
• Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. -М. : Просвещение, 1996. – 112 с.
• Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста Мозаика-Синтез 2014 г.
Мастер – класс для родителей
«Путешествие в мир сенсорики»
Цель мастер – класса:
Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего возраста.
Задачи мастер – класса:
- Познакомить родителей с понятием «Сенсорное развитие».
- Показать родителям значимость дидактических игр направленных на развитие сенсорных навыков у детей.
- Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьёй.
Ход мастер – класса
Вступительное слово воспитателя.
Сенсорика – что это такое? Ответы детей.
Сенсорика или сенсорное воспитание обозначает способность человека получить представление об устройстве внешнего мира путём анализа через собственные ощущения и личное восприятие. Именно сенсорное восприятие позволит сформировать маленькому человеку представление о том, что он видит вокруг. Используя, самый первый опыт ощущений и анализа он получит начальные представления о форме и величине предметов, разнообразии звуковых эффектов и запахов, цветов и их оттенков.
Говоря ещё проще сенсорное восприятие – это те навыки и умения, которые должен приобретать ребёнок в разные годы своей жизни.
А сейчас мы отправляемся в путешествие в страну сенсорики.
А поможет нам фея.
Появляется фея подходит к каждому родителю дотрагивается волшебной палочкой и превращает их в детей.
Отправляемся на паровозике.
*Первая станция «Цветная».
Фея загадывает загадки.
- У тебя ответ найдётся – цвет какой имеет солнце? (жёлтый).
- Цвет травы и листвы назовите его вы? (зелёный).
- Такого цвета наша кровь – какого кто его сказать готов? (красный).
- Им часто море называют – кто цвет возьмёт и отгадает? (синий).
Воспитатель предлагает родителям поиграть в игры «Найди по цвету»
«Волшебные карандаши», «Разноцветные зонтики».
*Вторая станция «Фигурная»
Фея читает отрывок из стихотворения.
Мы встречаем их везде, на земле и на воде.
В небесах и под землёй, они нам нужные с тобой.
Будем их мы называть, в окружении искать.
Треугольник, круг, квадрат тем фигурам каждый рад.
Воспитатель предлагает родителям поиграть в игры «Высокая и низкая башня», «Разложи фигуры», «Игры – вкладыши», Подбери заплатку».
*Станция третья «Игры для тренировки различных видов восприятия «Фольга», «Песочница на кухне», «Игры с прищепками».
*Станция четвёртая «Игры на развитие мелкой моторики» «Игры с крупами и фасолью», «Шнуровка», «Бусы», «Поймай зверька».
*Станция пятая «Пальчиковая и артикуляционная гимнастика».
Воспитатель проводит несколько наглядных гимнастик с родителями.
Фея предлагает возвращаться в детский сад и превращает их снова в родителей.
Итог мастер - класса
Организовать конкурс выставку «Мир на кончиках пальцев» на лучшую дидактическую игру сделанную своими руками, в которую мы с детьми будем с удовольствием играть в свободное время.
Уважаемые родители!
Закончена игра!
Но в сенсорную игру народ.
Играйте дома круглый год!