Светлана Павловна Лапина
Познавательно-игровое развлечение для старших дошкольников по ознакомлению с ремёслами на Руси
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в тридевятое государство»
Познавательно-игровое развлечение по ознакомлению старших дошкольников с народными ремёслами
Цель: формирование представлений о многообразии ремёсел на Руси, приобщение детей к культурному богатству русского народа через традиции обычаи и игры.
Кадр №3
Мы Василисы премудрые, помните нас? Из какой мы сказки?
Ответы детей.
Послушайте и скажите, о чём мы рассказали?
Педагог читает :
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Публикация «Познавательно-игровое развлечение для старших дошкольников по ознакомлению с ремёслами на Руси» размещена в разделах
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.
Ответы детей:
О профессиях
Педагог:
Совершенно верно о профессиях, но раньше это называлось ремеслом.
Кадр№4
Мы предлагаем вам отправиться в путешествие с Вовкой и узнать, а какие ремёсла были на Руси.
Кадр№5
Покос травы издавна воспринимался на Руси как общее дело. Однако основной «ударной силой» являлись все же косари – обычно очень сильные и выносливые мужчины. Если таковых было недостаточно, на покос выходили и женщины, и старики. К слову сказать, некоторые пожилые люди могли дать фору молодым парням. Косить начинали по первой росе, которая увлажняла траву и облегчала ход косы. Определенное положение рук, взмах косы, ее направление – в этой работе много тонкостей. От того, насколько хорошо трудится косец, напрямую зависело, какой продукт получат скотина в хлеву и человек на столе. Обычно во время кошения пели – дружно, весело, тем самым создавая нужный ритм работы, ведь если один из косцов замешкается – и до беды недалеко.
Кадр № 6 Задание на смекалку.
Кадр №7 Рассматривают и называют орудия труда.
Кадр№8 Поощрения.
Кадр№9
Шитье и вышивка.
Изначально шитье имело практичный характер, служило оно для обновления старой одежды или создания бытового текстиля. Из оставшихся лоскутков ткани, женщины мастерили различные покрывала, одеяла и коврики. Вся одежда была натуральной и служила не одному поколению. С течение времени одежда стала приобретать декоративные элементы, она украшалась разного рода вышивкой, камнями или жемчугом. С семи лет девочки учились шить и вышивать. Как только она оттачивала свое мастерство, то начинала готовить себе приданое, которое дарилось родне жениха в день свадьбы. Все фигуры изображались в геометрическом виде. На одежде вышивали защитные знаки и символы, чтобы предать ей обережную силу. Праздничные наряды обшивали натуральными камнями, жемчугом, вышивали узоры золотой нитью. Узоры и отделки указывали на статус человека. Больше всего в одежде преобладал красный цвет, из-за приписываемых ему магических свойств. В узорах использовали различные геометрические фигуры, завитки, птиц, животных и деревья. Работали женщины на пяльцах, это два деревянных кольца разного размера. На меньшее кольцо натягивали ткань, сверху надевали кольцо большего размера и, используя иголку, наносили рисунок.
Ткацкое дело.
Прядение и ткачество, означает создание ткани. Ткань изготавливали из льна и конопли. Позже появилась шерстяная ткань. Для создания ткани служил ткацкий станок. Первые ткацкие станки изготавливались из дерева. Техникой для создания нити из волокон растений или комков шерсти служила прялка. Волокно льна, конопли или состриженная шерсть называлось кудель. Первые прялки мастерились из дерева и были ручными. Они имели колесо, на которое наматывалась готовая нить, потом нити снимались и скатывались в клубок.
Кадр№10 Задание на смекалку.
Кадр№11 Рассматривают и называют.
Кадр№12 Поощрения.
Кадр №13 Рассматривают изделия и заводят хоровод «Прялица»
Кадр№14
Кузнечное дело.
Кузнечное ремесло на Руси являлось самым популярным делом, кузнецы очень ценились, ведь они производили большинство полезных и незаменимых предметов. Благодаря этому ремеслу создавались различные орудия труда для работы на поле, оружия и доспехи для воинов, различные предметы быта. Самым старым способом обработки металла являлась ковка. Ковка – это обработка металла, с помощью нагревания его до высоких температур. Для каждого вида металла необходима своя температура. После нагревания изделие помещалось на наковальню и доводилось до нужной формы с помощью молота. Когда была достигнута поставленная цель, изделие опускали в воду, для затвердевания металла. Так же древние кузнецы занимались литьем, металл нагревался до жидкого состояния и отливался в нужные формы.
В кузнечном деле использовались различные инструменты, такие как молот, наковальня, кувалда, горн, зубила и клещи. Молот – это орудие, которое использовалось при ковке, с помощью его правились изделия. Молоты, чаще всего, выполнялись из чугуна, по форме и принципу действия напоминали современный молоток. Кувалда – это инструмент для нанесения очень сильных ударов, которая еще больше напоминает современный молоток. Кувалда имеет длинную деревянную рукоять и тяжелый металлический наконечник. Для плавления металлов использовался горн, большая печь, ширина которой больше высоты. Так же не обойтись кузнецу без наковальни, главного опорного кузнечного инструмента, на котором производилась ковка. Для удерживания раскаленного металла использовались кузнечные клещи, а для его обработки – прочный металлический стержень, называемый зубило.
Кадр№15 Исполнение педагогом Р. Н. П. «Во кузнице»
Кадр №16 Другие ремёсла
Кадр №17 Предметы труда
Кадр №18 Организация народной игры «Горшки»
Кадр №19 Подведение итогов
Кадр №20 Спасибо, до новых встреч!