МААМ-картинки

Консультация «Познавательная самостоятельность дошкольников и как её добиться?»

Татьяна Гришанова
Консультация «Познавательная самостоятельность дошкольников и как её добиться?»
▼ Скачать + Заказать документы

«Познавательная самостоятельность и как её добиться?»

Самостоятельная деятельность детей - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. № 1155 формирование самостоятельности детей заложено в принципах дошкольного образования (п. 1.2, 1.4 ФГОС ДО). Одной из целей Стандарта является формирование самостоятельности и ответственности ребенка (пункт 1.5 абзац 6 ФГОС ДО).

Публикация «Консультация „Познавательная самостоятельность дошкольников и как её добиться?“» размещена в разделах

В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Взрослым же следует помнить и принимать тот факт, что в период собственной активности дошкольники крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого.

Для развития самостоятельной деятельности должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

• Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях (п. 3.2.1. абзац 1 ФГОС ДО).

• Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности (пункт 3.2.1 абзац 4 ФГОС ДО).

• Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения (пункт 3.2.1 абзац 6 ФГОС ДО).

• Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфичных для них видах деятельности (пункт 3.2.1. абзац 5 ФГОС ДО).

Самостоятельная деятельность предполагает потребность заниматься любимым делом. Дети объединяются в подгруппы по интересам и индивидуально-личностным особенностям, для игровой деятельности, увлеченно занимаются художественным творчеством, театрально-игровой деятельностью, экспериментированием.

В процессе самостоятельной деятельности реализуются задачи пяти образовательных областей (п. 2.6. ФГОС ДО):

«Социально-коммуникативное развитие»

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

«Познавательное развитие»

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, развитие творческой активности;

«Речевое развитие»

- овладение речью как средством общения и культуры;

«Художественно - эстетическое развитие»

- реализация самостоятельной творческой деятельности;

«Физическое развитие»

- приобретение опыта в двигательной деятельности,

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Главный принцип самостоятельной деятельности: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Необходимо стремиться к поддержке разнообразия детства, сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. (п. 1.2. ФГОС ДО).

Необходимым условием развития инициативного поведения ребенка, позитивной свободы и самостоятельности является воспитание на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Способы развития инициативности:

• Давать простые задания, поручения (снимать страх "не справлюсь", создание ситуаций успеха, развивать у детей инициативу.

• Давать задания интересные или такие, в которых у человека есть личный интерес что-то делать.

• Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи). Научить адекватно реагировать на собственные ошибки (смотри "Ошибочка!").

Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС от 17 октября 2013 года № 1155 (п. 3.3).

Предметно - развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности - игре.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т. д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Оборудование развивающей предметно-пространственной среды должно давать возможность ребенку активизировать познавательные способности. Развивающие игры, технические устройства, оборудование для экспериментирования, игрушки должны быть представлены в соответствии с потребностями детей в различных видах самостоятельной деятельности (п. 3.3.1. ФГОС ДО).

Требования к построению предметно-пространственной развивающей среды определены во ФГОС ДО (п. 3.3.). В пункте 3.3.4 ФГОС ДО говорится о принципах организации предметно-пространственной развивающей среды. «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». В соответствии с принципом доступности и безопасности развивающая среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование необходимое детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребёнка, либо были доступны, чтобы ребёнок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. И чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Все элементы развивающей среды должны быть доступны детям, эстетически привлекательны, разнообразны, транспортируемы, полифункциональны, безопасны (п. 3.3.4. абзац 1 - 6 ФГОС ДО). Педагогу важно продумать, как рационально распределить игровой материал, что бы дети могли заняться разнообразной игровой деятельностью, не мешая друг другу. Развивающую среду необходимо периодически преобразовывать (пункт ФГОС 3.3.4. абзац 2 ФГОС ДО, обновлять с учётом специфики детского восприятия, стимулирующего активность детей, тематики недели, побуждать к дополнению её необходимых компонентов.

Публикации по теме:

Анкета «Как формировать самостоятельность у детей» Уважаемые родители! Для достижения взаимопонимания в вопросах воспитания и развития детей, а также оказания вам при необходимости профессиональной.

Консультация «Как привить ребенку самостоятельность или научить его обходиться без взрослого» Как привить ребенку самостоятельность или научить его обходиться без взрослого».Мир знает немало примеров, когда воспитанное в любви и достатке.

Консультация для родителей «Что такое самостоятельность?» Консультация для родителей «Что такое самостоятельность?» Что такое самостоятельность? Это активность самого ребенка в выполнении действий,.

Консультация для родителей «Как воспитывать самостоятельность?» Если родители хотят, чтобы их ребенок был самостоятельным и ответственным, они должны ему предоставить такую возможность. Другими словами,.

Консультация для родителей «Самостоятельность ребёнка и её границы» Консультация для родителей «Самостоятельность ребёнка. Её границы». Часто, по разным причинам (из-за отсутствия времени, неуверенности в.

Консультация «Я сам. Не спугните самостоятельность» «Я сам»: не спугните самостоятельность Когда малыш только появляется на свет, он просто не может выжить без помощи родителей. Ведь мама.

Развиваем самостоятельность, используя коллекции детей дошкольного возраста Педагогическая статья. Опыт работы. Тема: «Развиваем самостоятельность, используя коллекции детей дошкольного возраста» Автор: Гривко Светлана.

Консультация для родителей детей средних групп «Самостоятельность» САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности.

Консультация «Воспитываем самостоятельность» Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Наиболее типичные ответы.

Эссе «Как привить ребенку самостоятельность или научить его обходиться без взрослого» Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас. (Эрнест Легуве)«Как привить ребенку самостоятельность или научить его обходиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Познавательная самостоятельность дошкольников и как её добиться?»
Опубликовано: 28 апреля 2019 в 17:11
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Познавательная самостоятельность дошкольников и как её добиться?»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гришанова (УИ 378126) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД