Людмила Федорова
Консультация для родителей детей средних групп «Самостоятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя:
1) развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов - необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий;
Публикация «Консультация для родителей детей средних групп „Самостоятельность“» размещена в разделах
2) складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям.
Продуктивные виды деятельности имеют художественно-образное начало и носят моделирующий характер. Моделируя предметы окружающего мира в процессе изобразительной и конструктивной деятельности, ребенок приходит к созданию реального продукта, в котором представления о предмете, явлении, ситуации получают материальное воплощение в объемном изображении. При этом основной признак, объединяющий все виды аппликации – силуэтность. (Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М., 1996.)
Аппликация может быть:
- предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т. д.);
- сюжетной, отображающей те или иные события;
-декоративной, включающие орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Занятия аппликацией интересны и привлекательны дошкольникам занимательностью содержания, направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Помимо этого, у дошкольников обнаруживается элементарный познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы с бумагой и способов осуществления новых целей. Благодаря этому, создание аппликативных поделок обогащает педагогическую среду и является действенным средством формирования самостоятельности и творчества дошкольников.
Проблема формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста на занятиях аппликацией сегодня становится все более актуальной. Это связано с тем, что изобразительная деятельность и, в частности, аппликация заключают в себе большие возможности для формирования этого качества личности: структура занятий по аппликации от целеполагания, ориентировочной части до получения наглядного результата и его оценки предполагает освоение детьми целого комплекса интеллектуальных и технологических умений. При этом сущность термина «самостоятельность детей в процессе занятий аппликацией» может быть охарактеризована как интегральное качество личности, которое проявляется в интересе воспитанников к аппликации, способности детей действовать без помощи взрослого при выборе содержания, средств и способов выполнения аппликативных заданий.
Проблема самостоятельности многоаспектно исследовалась в работах В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева, И. Я. Лернера, Н. Н. Поддьякова, Л. Я. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, В. А. Селиванова, А. И. Щербакова, Д. Б. Эльконина и др. В них даны разные трактовки исследуемого нами феномена. Кроме того, имеются отдельные исследования, в которых изучались особенности становления самостоятельности дошкольников и намечались этапы ее развития (Г. Н. Година, Т. В. Гуськова, А. А. Люблинская, Л. А. Порембская); были выявлены некоторые условия формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе обучения (В. А. Аванесова, А. М. Леушина, Н. П. Сакулина, А. П. Усова и др., игровой (Р. Жуковская, Р. А. Маркова, В. Н. Нечаева, Л. А. Порембская и др.) деятельности.
В области изобразительной деятельности самостоятельность изучали : Т. С. Комарова (рисование, Т. А. Парамонова (творческое конструирование, Н. Б. Халезова (лепка- развитие творчества в лепке). Проблема развития самостоятельности на занятиях аппликацией в методической литературе изучена недостаточно. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя:
1) развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов - необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий;
2) складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям.
Продуктивные виды деятельности имеют художественно-образное начало и носят моделирующий характер. Моделируя предметы окружающего мира в процессе изобразительной и конструктивной деятельности, ребенок приходит к созданию реального продукта, в котором представления о предмете, явлении, ситуации получают материальное воплощение в объемном изображении. При этом основной признак, объединяющий все виды аппликации – силуэтность. (Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М., 1996.)
Аппликация может быть:
- предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т. д.);
- сюжетной, отображающей те или иные события;
-декоративной, включающие орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Занятия аппликацией интересны и привлекательны дошкольникам занимательностью содержания, направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Помимо этого, у дошкольников обнаруживается элементарный познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы с бумагой и способов осуществления новых целей. Благодаря этому, создание аппликативных поделок обогащает педагогическую среду и является действенным средством формирования самостоятельности и творчества дошкольников.
Проблема формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста на занятиях аппликацией сегодня становится все более актуальной. Это связано с тем, что изобразительная деятельность и, в частности, аппликация заключают в себе большие возможности для формирования этого качества личности: структура занятий по аппликации от целеполагания, ориентировочной части до получения наглядного результата и его оценки предполагает освоение детьми целого комплекса интеллектуальных и технологических умений. При этом сущность термина «самостоятельность детей в процессе занятий аппликацией» может быть охарактеризована как интегральное качество личности, которое проявляется в интересе воспитанников к аппликации, способности детей действовать без помощи взрослого при выборе содержания, средств и способов выполнения аппликативных заданий.
Проблема самостоятельности многоаспектно исследовалась в работах В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева, И. Я. Лернера, Н. Н. Поддьякова, Л. Я. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, В. А. Селиванова, А. И. Щербакова, Д. Б. Эльконина и др. В них даны разные трактовки исследуемого нами феномена. Кроме того, имеются отдельные исследования, в которых изучались особенности становления самостоятельности дошкольников и намечались этапы ее развития (Г. Н. Година, Т. В. Гуськова, А. А. Люблинская, Л. А. Порембская); были выявлены некоторые условия формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе обучения (В. А. Аванесова, А. М. Леушина, Н. П. Сакулина, А. П. Усова и др., игровой (Р. Жуковская, Р. А. Маркова, В. Н. Нечаева, Л. А. Порембская и др.) деятельности.
В области изобразительной деятельности самостоятельность изучали : Т. С. Комарова (рисование, Т. А. Парамонова (творческое конструирование, Н. Б. Халезова (лепка- развитие творчества в лепке). Проблема развития самостоятельности на занятиях аппликацией в методической литературе изучена недостаточно.