Ольга Корольская
Консультация «Как привить ребенку самостоятельность или научить его обходиться без взрослого»
▼ Скачать + Заказать документы
Как привить ребенку самостоятельность или научить его обходиться без взрослого».
Мир знает немало примеров, когда воспитанное в любви и достатке чадо в результате превращалось в инфантильное, безответственное существо. Почему так происходит? И можно ли с этим бороться?
Публикация «Консультация „Как привить ребенку самостоятельность или научить его обходиться без взрослого“» размещена в разделах
Уже доказано, что ответственность – качество не врожденное. Его нужно прививать и развивать. С самых ранних лет человек должен четко усвоить: он обязан быть ответственным за свои проступки и уметь принимать вознаграждение (прежде всего, моральное) за свои успехи. Итак, как же воспитать ответственность?
Если ваш маленький ребенок выражает желание вам помочь, например, помыть посуду, собрать чистые носки или загрузить грязное белье в стиральную машинку, предоставьте ему такую возможность. Даже если у малыша не будет получаться – ничего страшного. Главное в том, что он учится вам помогать!
Предлагайте ребенку выполнить определенное действие с возможностью выбора. В таком случае, малыш это сделает, но выберет тот вариант, который подходит ему. Например, «Хочешь ли ты застелить кроватку сейчас или после того как умоешься?» Таким образом, вопрос подразумевает так или иначе выполнение определенного действия, но ребенок сам выбирает, когда ему удобно выполнить это действие. А это значит, что родители прислушиваются к его пожеланиям.
Постарайтесь показать ребенку, что каждый самостоятельный поступок приводит к конечному результату, и именно ребенок должен сам определить стоит ли ему совершать этот поступок. Это значит, что ваш ребенок научиться принимать решения, не боясь сделать что-то не так.
Не стоит расстраиваться, если на каком-то этапе ваш ребенок отказывается что-то делать самостоятельно. Вы, как родители, должны быть терпимы и научиться не делать все за малыша, а показывать, как ему это делать самому. Если не обувается обувь, родители должны показать, как правильно ее обуть, не застегивается курточка, просто один раз покажите, как правильно застегивать пуговицы и т. д. Каждый самостоятельный поступок малыша обязательно нужно хвалить.
Объясняйте, показывайте и учите ребенка всему, чему необходимо. Помните, что на это нужно время и силы. Поэтому не спешите, чтобы ребенок научился всему за пару месяцев.
Дети любят игру, в любом ее проявлении. Потому даже в таких моментах старайтесь организовать все с игровым подходом. Обращайте внимание на то, что именно нравится выполнять вашему ребенку. Бывает, малыш с азартом возьмется мыть посуду, но ни в какую не заставишь его развесить аккуратно вещи в шкаф. Пока он маленький, давайте ребенку те задания, которые ему нравятся. А уж немного позже объясните важность выполнения любой задачи.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Доброжелательные партнерские отношения между ребенком и взрослым успешно формируются в сюжетно-ролевой игре. В процессе сюжетно-ролевой игры, дети воспроизводят какую - либо сферу деятельности или общения взрослых. Главной особенностью сюжетно-ролевой игры является, то, что в ее процессе дети усваивают социальные роли, а также отрабатывают навыки общения.
Играя, дети дошколята, обучаются позитивным приемам ролевого общения и взаимодействия, проявляют активность, самостоятельно анализируют конфликты между собой и вырабатывают умение разрешать эти конфликты без вмешательства взрослого.
Сюжетно-ролевая игра способствует снятию эмоционального напряжения; снижению чувства страха; формированию выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми; развитию уверенности в себе, позитивного самовосприятия.
Еще один метод, близкий детскому восприятию – это чтение художественной литературы и ее обсуждение. Замечательные произведения на эту тему, например стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Практически в любой книге можно найти тему ответственности в поведении персонажей. Нужно лишь обращать внимание на эти эпизоды и обсуждать их с ребенком. Может быть, на примере этих произведений ребенок сам придумает свою сказку с поучительным смыслом.
Каждый раз, когда ребенок сделал верный шаг или вывод, необходимо это поощрять. Например, ребенок не в состоянии сам понять, что он должен аккуратно вешать свои вещи на стульчик, а не бросать их. Некоторым детям достаточно эмоциональной реакции взрослого, для них улыбка-награда, а сдвинутые брови – наказание. Такие дети тонко чувствуют состояние взрослого и опираются на него в своем поведении. Но не все дети способны на это. Поэтому в этом случае, нужно применять другие методы поощрения. Например, выдавать разноцветные смайлики или фишки каждый раз когда ребенок понял о своей обязанности.
Еще один метод воспитания – это наглядный пример. Основа детской ответственности – ответственное поведение близких ему людей. Жизненная позиция ответственных людей видна сразу, и ребенок как губка впитывает все это без особых усилий. Такие люди, например, всегда выполняют обещания, данные детям. Ребенок видит, как взрослый ответственно подходит к своей работе или домашним обязанностям и в игре копирует такое поведение, делая его основой своего характера.
Многие взрослые забывают о том, что ребенок различного возраста, это еще не устоявшаяся, но уже сформированная личность со своими потребностями, желаниями и приоритетами. Многие психологи советуют равноправно общаться с любым ребенком, давая ему понять, что он полноценный член семьи и общества.
Важно помнить, что личность ребенка дошкольника только формируется и к полной ответственности ребенок еще не готов, поэтому ждать от него ответственности не стоит, нам нужно лишь закладывать в него азы ответственности, которые обязательно разовьются у него позднее. Нам стоит лишь набраться терпения и ждать. Самое главное, мы взрослые должны быть примером для ребенка во всем, мы должны всячески демонстрировать и проявлять чувство ответственности, самостоятельности, требовательности.