Екатерина Лебедева
Консультация для родителей «Что такое самостоятельность?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Что такое самостоятельность?»
Что такое самостоятельность? Это активность самого ребенка в выполнении действий, обусловленных его потребностями.
В возрасте до 2-2,5 лет малыша легче приучить к самостоятельности. В чем проявляется самостоятельность ребенка на втором году жизни? Что он умеет делать сам
Публикация «Консультация для родителей „Что такое самостоятельность?“» размещена в разделах
В год малыш берет чашку из рук взрослого и удерживает ее, обхватив ладонями с двух сторон (но не за ручку чашки). После 1 года 3 месяцев начинает держать ложку, а к 1 году 6 месяцам уже уверенно удерживает ее, но не тремя пальцами, как взрослый, а в кулачке. К двум годам ребенок может самостоятельно есть ложкой и первое, и второе блюда.
Причина отсутствия этих навыков кроется в родителях, которые не «выводят» ребенка к нормам, соответствующим его росту и развитию на втором году жизни. Очень часто встречаются дети, не умеющие даже жевать, так как, желая избежать «лишних» трудностей, родители продолжали кормить их исключительно жидкой или разжиженной пищей, протертыми кашами и салатами, да еще из бутылочки!
Такое отставание в развитии навыков приема пищи необходимо преодолеть как можно скорее. Но теперь уже следует запастись терпением! Постепенно переводите малыша на полу густую пищу. Вначале он будет набирать ее в рот и некоторое время держать за щеками. Учите его глотать, предлагая каждую ложку полу густой пищи запивать бульоном, молоком или свежей кипяченой водой, побуждая при этом словом: «Глотай!». (Оно должно совпадать с самим действием малыша.) И обязательно хвалите: «Проглотил, молодец!». Если ребенок пассивен за столом, обратите его внимание на красивую тарелку, чашку, но не показывайте книжки, игрушки, так как это только отвлекает от процесса освоения навыка приема пищи.
Вполне своевременно начать приучать малыша и к мытью рук. Вначале он только подставляет ладони под струю воды, затем, подражая вам, начинает тереть ладошкой о ладошку, мыть тыльную сторону круговыми движениями, стряхивать воду, аккуратно брать полотенце и тщательно вытирать обе руки насухо.
Много хлопот причиняют дети, отказывающиеся самостоятельно одеваться или раздеваться. Скорей всего в этом виноваты сами взрослые, которые с любовью и радостью одевают проснувшегося малютку (такого милого, родного, тепленького и нежного, не предоставляя ему посильной самостоятельности. Поверьте, еще большее удовольствие вам доставят успехи ребё нка в овладении элементарными умениями: надевать платье или рубашку, застегивать пуговицы и т. д. Неважно, если это у него получилось не совсем правильно или вовсе не получилось. Помогите ему, поправьте перекосившиеся полы рубашки, похвалите. Он еще очень мал, но
элементарную самостоятельность уже проявляет, что, пожалуй, самое главное.
В этом возрасте дети охотнее воспринимают и выполняют просьбы и поручения взрослых, потому что у них возникает потребность действовать с предметами быта и личными вещами самостоятельно. «Я сам!» - звучит как победный клич этого периода детства. Если не воспользоваться этой особенностью возраста, то позже можно не дождаться от ребенка должного рвения, так как основы трудолюбия, стремление к самоорганизации закладываются на втором году жизни.
Ученые считают, что это самый благодатный сенситивный период жизни ребенка: он ходит за взрослым, ищет «работу» и охотно выполняет все поручения и просьбы.
Итак, к трем годам малыш станет еще более самостоятельным не только в плане самообслуживания, но и в выборе линии поведения, принятия решений: «буду» - «не буду», «хочу» - «не хочу».
И, конечно, слово «хочу» будет звучать в ответ на просьбу помочь младшему брату, дедушке, бабушке и вам - папе и маме.
Не упустите период от 1,5 до 2,5 лет в развитии самостоятельности. Ее можно рассматривать уже как черту характера, складывающегося на всю оставшуюся жизнь.