Лариса Куклина
Познавательная НОД «Путешествие к морю»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательному развитию "Путешествие к морю"
Цель. Формирование представления о море и морских обитателях.
Задачи:
Образовательная:
- Закреплять знания детей о морских обитателях.
-Побуждать детей отвечать на вопросы полным ответом.
Развивающая:
- Развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы.
- Развивать познавательную активность.
-Закреплять навыки дыхательной гимнастики и самомассажа.
-Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательная:
Публикация «Познавательная НОД „Путешествие к морю“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
-Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать окружающий мир, видеть его красоту.
-Ввести в активный словарь детей, слова: батискаф, водоросли, медузы
Ход.
Ребята, у нас сейчас познавательное занятие. Я бы хотела, чтобы каждый из вас поставил перед собой учебную задачу. (отвечать полным ответом; не выкрикивать с места; следить за осанкой)
-Что за предмет у меня в руках? (глобус)
-Что такое глобус (Копия земного шара в уменьшенном виде)
-Обратите внимание, какого цвета больше на глобусе?
-Что обозначает голубой цвет?
-Большая часть нашей планеты покрыта водой или мировым океаном. Люди разделили мировой океан на 4 океана. Каких? (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
-Составляющими частями океанов являются моря.
-Что больше: океан или море.
-Какие моря вы знаете?
-Какое море омывает нашу Архангельскую область с севера?
-Оно называется Белым, потому что больше полугода оно покрыто белыми льдами.
-Красное море. Оно находится.
-По одной из версий Красное море названо так из-за цветения водорослей. В это время кажется, будто море окрашивается в красный цвет.
Катя только что отдыхала на Красном море, расскажи, какое оно.
(Рассказ ребенка)
Я была на Красном море. Оно красивого голубого цвета. Красное море теплое. В нем много необычных рыб: красных, желтых, голубых, в полоску. В нашей реке такие не водятся. Мне очень понравилось Красное море.
-Кто из вас был на Черном море?
Море названо Черным, т. к. географ Страбон увидел море в шторм и оно было неприветливым, темным. Матвей, расскажи, каким ты видел Черном море.
Мы летом ездили в город Сочи. Этот город находится на Черном море. Оно большое, голубое. Мне нравилось купаться на волнах, играть камушками на берегу. Я полюбил Черное море.
-Катя, на каком море ты была? (Средиземном. показ)
Я была на Средиземном море. Средиземное море считается самым большим в мире. Вода в этом море очень солёная. Там красивая природа, чистый морской воздух. Мы на отдыхе весело и интересно провели время.
Средиземное море названо так, потому что окружено множеством земель, т. е. разных стран.
-Вы, ребята, так интересно рассказали, что мне очень захотелось прямо сейчас оказаться на морском побережье. Кто хочет это сделать вместе со мной?
-На чем можно добраться до моря? (На самолете, поезде, автомобиле и т. д.)
-Предлагаю поехать на поезде. Быстренько превратим часть группы в купе. Поставьте стулья напротив друг друга.
-Вот мы и заняли свои места в купе. Расскажите, как надо вести себя в поезде.
-Поезд - это общественное место и необходимо уважать пассажиров, едущих в вагоне вместе с вами. Не кричать, вежливо разговаривать, не мусорить.
Чем можно заниматься в поезде? (читать, разгадывать кроссворды, играть в спокойные игры)
Предлагаю поиграть в игру "Придумай слово". Нужно придумывать слова на последнюю букву. Я называю слово Цветок.
Поиграем еще в одну игру на внимание "Река, море, океан"
-Вот мы и приехали. Предлагаю сразу пойти на берег моря. Располагайтесь на песке, присядьте. кто хочет, можете прилечь. Приятно, когда тепло, ярко светит солнце. Закройте глаза, глубоко вдохните морской воздух, задержите дыхание, медленно выдохните. (музыка "Шум моря") Слышите, как шумит море, теплая волна стелется у ваших ног. Вы дышете морским воздухом. Солнечные лучи и легкий ветерок ласкают ваше лицо, руки, ноги. Вы чувствуете как тело становится легким и сильным. Дышится легко и свободно. Откройте глаза, вздохните глубоко, медленно выдохните, потянитесь, улыбнитесь.
-Какие чувства вас переполняют на морском побережье? (радость, покой, удовлетворение)
-Воздух и вода на юге - целебные. Отдых на море укрепляет организм, препятствует заболеваниям органов дыхания, сердца, кожи.
-Солнце на юге ярко светит и мы, северные люди, можем быстро обгореть. Какие правила нужно соблюдать, чтобы этого не случилось? (не находиться долго на солнце, прятаться под навес, носить головной убор, пользоваться защитным кремом)
-Еще чем можно заниматься на юге? (купаться, играть на песке)
-Я приготовила для вас песок, присядьте за столы. Предлагаю порисовать пальчиком на песке. Нарисуйте пальчиком морскую волну. Напишите слова: акула, кит, крабы.
-Акула, кит, крабы - это кто? (Морские обитатели)
-Каких морских обитателей вы знаете?
-Приглашаю вас на экскурсию на морское дно, посмотреть на подводный мир. На чем можно опуститься на морское дно? (подводная лодка, костюм аквалангиста, батискаф)
-Существуют подводные аппараты - батискафы, в которых можно опуститься на большую глубину. Имеют они прочный корпус и по кругу расположенные окна - иллюминаторы, через которые люди рассматривают растительный и животный мир моря или океана. Проходите, занимайте места в батискафе.
-Очень богат подводный мир, обратите внимание.
Наш батискаф опустился на морское дно. На дне заросли водорослей. Они бывают зеленые, синие, красные.
-А что это за животное с длинными черными иголками? (морской еж)
Морские ежи редко живут по одному, обычно они объединяются ‘компанией’. Для чего морскому ежу нужны такие большие иголки? (обороняться от врагов, с помощью иголок еж передвигается, ест)
Ходить в море нужно осторожно, можно наступить на это животное. Если вы наступили на морского ежа и его иголки остались у вас в ноге, нужно намазать это место соком лимона или лайма. На следующий день все пройдет. Доставать иголки нет смысла, т. к. вы только расковыряете ногу, а иголки сломаются.
-Кто это ползет по дну?
Морские звёзды — ползают при помощи ножек, обычно снабжённых присосками. Бываю маленькие, 2 см, а бывают большие, 1 м. ,хотя большинство имеют величину в 12—25 см. Многие виды ярко окрашены. Это малоподвижные животные, наиболее часто имеющие пять лучей, однако встречаются и экземпляры, имеющие три, четыре или шесть лучей[2].
Кто это резвиться в море? (дельфин)
- О необычайном уме и сообразительности дельфинов люди знают давно. Эти очаровательные животные спасают людей с терпящих бедствие судов, не давая им утонуть. Можно даже сказать, что дельфины – самые умные животные на планете. Многие дрессировщики считают, что интеллект дельфинов можно приравнять к человеческому, настолько разумно и необычно ведут себя эти животные. Дельфин – это не рыба, а млекопитающее животное.
Кит — морское животное (во внутренние моря не заходят)
Кит- самое большое современное животное на Земле. Его длина достигает 33 метров, а масса может значительно превышать 150 тонн[ Синий кит - одиночное животное.
Акулы - удлинённое тело, хвостовой плавник, обычно большое количество острых зубов на каждой челюсти. Акулы очень хорошо чувствуют запахи, доносящиеся по воздуху и по воде. Акула - очень опасный хищник.
Медузы. Кто не раз побывал на море, наверняка встречались с ними в процессе купания, стараясь обплыть сие живое существо стороной. И всё потому, что у медуз есть особенность: они безжалостно обжигаот нас, ну и свою добычу заодно да нападающих на них хищников.
Жить медузы могут исключительно в солёной морской воде, поэтому в пресных речках и озёрах вы их никогда не встретите. А вот океаны и моря - это их любимое место жительства.
Всего в природе мирового океана существует больше двух сотен разновидностей медуз всяких форм и окрасок. Есть и совсем прозрачные, и красные, и фиолетовые и даже в пятнышку и полоску. Из чего же состоит бесскелетная медуза? Да из воды! Причём на 98 процентов! Потому если вы её положите греться на солнышко, то она почти вся растает – высохнет. А перемещаться в воде ей помогают мышцы.
С краёв у тела медузы находятся щупальца. Они могут быть длинными тоненькими, у некоторых «лапки» короткие толстые. Вот на этими самыми щупальцами и обжигают нас медузы. Медуза дышит под водой всем своим телом, а смотрит на окружающих сразу 24 глазами.
-Вот и побывали мы на морском дне. Пора подниматься наверх. Сколько вокруг разноцветных рыб! Какие они красивые!
Игра "Море волнуется" (вы изображаете морского обитателя)
-Ну, что ж, наше путешествие подошло к концу. Садимся в поезд и возвращаемся в детский сад.
-Кому понравилось наше путешествие?
-Что нового узнали?
-Как каждый из вас справился со своей учебной задачей?
Вывод: Сегодня мы поговорили о море и морских обитателях. Я надеюсь, что вас заинтересовала эта тема и вы захотите еще больше об этом узнать.