Наргиза Терехина
Познание предметного мира для детей старшей группы «Народные игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Познание предметного мира для детей старшей группы «Народные игрушки»
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Публикация «Познание предметного мира для детей старшей группы „Народные игрушки“» размещена в разделах
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
Цель: продолжать знакомить детей с историей России, уточнять и расширять знания о характерных особенностях русской глиняной игрушки; прививать интерес к художественным произведениям русских мастеров.
Планируемые результаты: описывает предметы, умеет формулировать ответы на вопросы, способен рассуждать; проявляет устойчивый интерес к разным видам детской деятельности.
Оборудование: мультимедийная презентация; образцы изделий – игрушек народных промыслов.
Ход деятельности
I. Организационный момент.
Воспитатель: (в русском народном сарафане). Сегодня, ребята, мы пройдемся по старинной русской улице. На этой улице мастера живут и трудом своим нам добро несут. Что же это за мастера?
II. Познавательная деятельность.
Воспитатель: Послушайте старую добрую сказку. (Дети размещаются перед картой России.) Жила- была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марья мастерица была! И шить, и вышивать, и игрушки делать могла. И прозвали ее за это Марьей-искусницей. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный, налетел, схватил ее и понес в свое царство. А Марьюшка превратилась в прекрасную жар-птицу и стала ронять на землю красивые перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и рождался новый мастер или мастерица. Одно перо упало в селе Дымково, и родился чудесный промысел изготовления дымковской игрушки. Другое перо упало в близи города Каргополя, и появилась красавица – каргопольская игрушка. А третье перо упало у деревни Филимоново Тульской области. И там мастера стали делать филимоновскую глиняную игрушку. (Воспитатель на карте прикрепляет перышки, расписанные орнаментом соответствующих промыслов.) Но вот беда: налетел ураган на Русь-матушку! Перепутал все краски, узоры, материалы (воспитатель показывает поднос с разрезными картинками различных игрушек, лежащих хаотично). Чтобы все разложить по своим местам, надо вспомнить, какие игрушки делают мастера разных промыслов.
2. Рассматривание изделий филимоновского промысла.
Воспитатель: Давайте зайдем в первый дом на улице мастеров. В этом доме живут мастера филимоновского промысла. На столе расставлены готовые глиняные игрушки, заготовки, краски, кисти.
Вопросы:
- Какие изделия делают мастера филимоновского промысла?
- Из какого материала сделаны игрушки?
- Какими красками они расписаны?
- Какой узор мы видим на филимоновской игрушке?
- Нравится ли вам эта игрушка?
- Какие чувства она у вас вызывает? (Ответы детей.)
Вывод: филимоновская игрушка – яркая, праздничная и добродушная. Не зря ее называют «Маленькой радугой».
3. Дидактические игры.
1. «Сложи целое».
- Сложите из маленьких частичек большую радугу.
Дети рассматривают изделия каргопольского промысла.
- А теперь мы зайдем в дом, где живут мастера, сохраняющие для нас секреты изготовления каргопольской игрушки.
На столе расставлены готовые глиняные игрушки, заготовки, глина, краски, кисти.
Вопросы:
- Какие изделия делают мастера каргопольского промысла?
- Из какого материала сделаны игрушки?
- Какими красками они расписаны?
- Каким узором украшены каргопольские игрушки?
- Нравится ли вам эта игрушка?
- Какие чувства она у вас вызывает? (Ответы детей)
2. «Четвертый лишний»
Назвать игрушку, не относящуюся к каргопольскому промыслу.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Дети вместе с воспитателем выполняют движения по тексту стихотворения.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
4. Рассматривание изделий дымковского промысла.
- Ну а в этом доме живут мастера самого известного промысла. Я думаю, вы сами его назовете.
Вопросы:
- Кто знает, как давно и где зародился промысел изготовления дымковской игрушки?
- Почему слободу назвали Дымково?
- Кто и к какому празднику делал дымковскую игрушку?
- Какую глину использовали для изготовления игрушек?
- Как лепили игрушку : из целого куска или соединяли несколько частей вместе?
- Что дальше мастерицы делали с игрушкой?
- Какие цвета выбирали для росписи?
- Какие узоры использовали? (Ответы детей.)
5. Чтение стихотворения.
Дети слушают стихотворение в исполнении воспитателя.
Наш город старинный когда-то был Вяткой
И был на большую деревню похож.
А в Кирове Вятки старинной остатки
С трудом в отдаленных районах найдешь.
В родимой сторонке над Вяткой-рекой
Есть сказочный домик, известный такой.
Там руки художниц из глины простой
Готовят для нас хоровод золотой.
И дымковских кукол сверкающий ряд
Выходит на свет показать свой наряд.
Волшебницы в городе нашем живут,
На радость народу их солнечный труд.
Т. Неунылова
6. Дидактическая игра «Подбери узор».
- Выберите узор, характерный для дымковской игрушки.
III. Рефлексия.
1. Дидактическая игра.
- Ребята, вернемся по нашей улице труда, откуда мы начали свой путь. Порядок на нашей карте наведем, правильно игрушки соберем!
Задание: собрать их перепутанных частей силуэты всех трех видов игрушек и разместить их на карте.
2. Заключительное слово.
- Вот и закончилось наше сегодняшнее путешествие по улице мастеров. Не у всех мастеров мы побывали в гостях. Но это не беда! У нас еще будет время прийти на эту старинную улицу в гости к мастерам, дарящим нам радость.