Анна Волкова
Познаем мир играя. Использование настольно-печатных игр в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ
▼ Скачать
На сегодняшний день необходимость коррекционной работы с дошкольниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития и ее внедрение в образовательный процесс в дошкольные организации является актуальной. Работая в коррекционном образовательном учреждении учителем – дефектологом, я понимаю, что доступное образование для каждого воспитанника, несмотря на имеющиеся интеллектуальные, физические, психические, социальные и/или другие особенности развития - это возможность быть вовлеченным в общий процесс воспитания и обучения.
Публикация «Познаем мир играя, Использование настольно-печатных игр в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Настольные игры своими руками
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
На современном этапе коррекционного образования имеются определенные проблемы, одной из которых является отсутствия методической литературы для работы с детьми ТМНР и детьми - инвалидами, вовлекая их в образовательный процесс. Сделать процесс обучения привлекательным, создать комфортные условия для детей, имеющих особые потребности, в условиях коррекционного детского сада – это задача первостепенной значимости.
Для того, чтобы дети моей группы лучше усваивали изученный на занятиях материал я использую дидактические игры, которые имеют определенный метод их изготовления, это позволяет не только в игровой форме закрепить пройденный материал и проверить степень его усвоения, но и активизировать познавательную деятельность детей, внимание, а также развивать мелкую моторику, что немаловажно для детей данной категории дошкольников. У детей с ограниченными возможностями здоровья формируется наглядно-действенная форма мышления. Высшие мыслительные операции для них недоступны. Поэтому игры на развитие мыслительной деятельности должны быть направлены на развитие наглядно-действенного мышления.
Для увеличения эффективности образовательного процесса мной была изготовлена серия дидактических настольно - печатных игр направленных на познавательное развитие детей 3-5 лет с ТМНР. Игры представляют собой яркие иллюстрации заламинированные листы формата А4, на гладкую поверхность приклеены липучки либо магнитные диски и маленькие цветные заламинированные изображения. Игры я разработала в соответствии с изучаемыми в данном возрасте лексическими темами.
Например, детям предлагается игра на закрепление знаний о диких и домашних животных, их частей тела, месте обитания и т. д. – дошкольникам необходимо определить, какой хвост принадлежит лисице, льву, лошади и т. д. Или где живет собака, волк, корова и т. д.
Регулярное использование настольно – печатных игр позволяет проводить коррекционную работу с опорой не только на слуховой, зрительный анализатор, но и тактильный, что крайне важно для данной категории детей, так как именно в этом направлении у них большой пробел. Одновременно решаются задачи не только по развитию познавательных психических процессов, но и по развитию мелкой моторики ребенка.
Мои воспитанники с удовольствием собирают ингредиенты для пиццы, расставляют по цвету машинки в гараж, подбирают ягоды для варенья и т. д.
Необходимо отметить, что использовать данные настольно - печатные игры нужно правильно. С этой целью мной разработаны инструкции, как нужно применить ту или иную настольно – печатную игру, чтобы понять, насколько усвоена определенная лексическая тема ребенком с отставанием в развитии. Дидактические игры с наглядным моделированием имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.
Разработанные авторские игры можно использовать на различных типах занятий (при ознакомлении, повторении, закрепления изучаемого материала) по соответствующей теме и/или разделу программы.
Сочетая в себе игру и обучение, настольные игры могут стать прекрасным образовательным средством для детей дошкольного возраста с ТМНР. Даже самые простые настольные игры оказывают полезное влияние на ребенка, развивая зрительную память, внимание, сообразительность, логику, воображение и образное мышление.
Главная особенность настольных развивающих игр в том, что в них удается «объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному».
При подведении итогов мониторинга дошкольников, посещающих наше коррекционное дошкольное учреждение, подтверждает, что использование в педагогическом процессе дидактических/настольно- печатных игр, подобранных в соответствии с лексическими темами, делает процесс обучения доступным, интересным и занимательным, а также активизирует деятельность «особенных» детей.