Елена Селиванова
Позитивная социализация детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Немного о том,что необходимо для позитивной социализации ребенка дошкольного возраста с овз?
Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализация личности человека, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Педагоги и родители как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, успешным. Кроме того, построение и формирование высших форм психической деятельности совершается именно в процессе социализации.
Публикация «Позитивная социализация детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Социализация- процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего — системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности — в семье, дошкольных учреждениях, школе, в коллективах трудовых и прочих. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания — целенаправленного формирования личности. Воспитание — ведущее и определяющее начало социализации.
Явление социализации есть процесс усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта в ходе его деятельности и общения. Здесь важно заметить, что социализация есть не просто воспитание - привитие желаемых черт и свойств, но она наряду с воспитанием включает в себя ненамеренные, спонтанные воздействия социальной среды, благодаря чему человек приобщается к культуре и становится полноценным членом общества.
Социализация имеет сложную структуру и условно может быть разделена на объективную (внешне наблюдаемые поведенческие реакции) и субъективную (субъективное ощущение успешности, адаптированности в условиях общества). С явлением социализации неотъемлемо связана такая категория, как социальная адаптация/дезадаптация. Процесс социализации состоит из маленьких этапов, которые могут быть, в свою очередь, представлены в виде адаптации/дезадаптации индивида к окружающим его культурным нормам и требованиям как в конкретной социальной группе, так и обществе в целом.
В настоящий момент понятие «социализация» - одно из самых популярных у исследователей в области педагогики, социологии, психологии и политологии.
Согласно социологическому прочтению, социализация не только позволяет людям общаться между собой посредством освоенных ролей, но также обеспечивает сохранение самого общества.
«Социализация -двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта, с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальной связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».
Таким образом, понимают под социализацией процесс и результат усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта (трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств, процесс и результат усвоения им социального опыта, социальных связей и отношений, социальных ролей, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
По отношению к ребёнку дошкольного возраста под социализацией понимается особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного приобретения и воспроизводства ребёнком социального опыта, формирование социальной компетентности. Социальная компетентность человека – способность достигать собственных целей в процессе взаимодействия с другими людьми, поддерживая с ними хорошие отношения в любой ситуации.
Позитивная социализация — это умение взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.
Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям. Напротив, негативная социализация связана с получением нового опыта путем наказаний, суровой критики, излишней строгости – то есть, негативных реакций окружающих.
Если в ДО приходят дети с заключением ЦПМПК, имеющие различные отклонения в психо-физическом развитии: ТНР, дети с нарушением зрения, НОДА (ДЦП и др., ЗПР, синдромальные отклонения, то такие воспитанники являются детьми с ограниченными возможностями здоровья, а именно ребенок с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» воспитанников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзгодами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.
Согласно Л. С. Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешной интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.
Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.
Одним из важнейших условий позитивной социализации детей с ОВЗ является установление эмоционально-личностных контактов педагога с ребёнком.
Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОО и школы.
Процесс позитивной социализации личности ребенка сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая.
В своей работе возможно использовать следующие традиционные и нетрадиционные формы и методы реализации задач по позитивной социализации дошкольника : это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, социальные акции, игры- путешествия, игры-эксперименты, интерактивные технологии и квест-игры и многие другие. Использовать различные игровые ситуации, которые формируют у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами общества.
Человек способен предвидеть возможные последствия своего
поведения и избегать действий и ситуаций, которые приведут к негативным для него последствиям. Он субъективно оценивает вероятность их наступления: чем больше возможность негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека (закон субъективной оценки вероятности последствий).Эта субъективная оценка может не совпадать с объективной вероятностью последствий, но на поведение влияет именно она. Поэтому такой способ воздействовать на поведение человека, как предупреждение о негативных последствиях определенного поступка или поведения, очень часто ни оказывает никакого воздействия на поведение или поступок. Ребенок с нормативным развитием часто не может оценить значимость последствий своего поведения, о которых ведет речь взрослый, либо эти последствия незначимы для него. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья такой процесс затрудняется еще и психофизиологическими особенностями: дефицитарностью восприятия и внимания, своеобразием процессов памяти, недостаточностью регуляторных процессов.
Поведенческий анализ выделяет основные функции поведения человека, в
том числе и ребенка. К ним относится: достижение желаемого предмета или
занятия, избегание неприятного стимула (предмета, звука, занятия и т. д. ,
получение социального внимания от одного или нескольких окружающих, а также сенсорная стимуляция.
Одно и то же постоянно повторяющееся поведение может иметь несколько
функций. Такое поведение как крик или визг может иметь функцией:
- у одного ребенка это будет получение желаемого (другой ребенок отдает
ему игрушку);
- у другого - избегание неприятного стимула (взрослый перестает давать ему
задания или поручения);
- у третьего - получение социального внимания (взрослый успокаивает или
ругает ребенка, делает ему замечания, стыдит);
- у четвертого - сенсорная стимуляция (ребенку нравится звук от визга или
крика).
У каждого из этих детей будет индивидуальная программа работы с таким
нежелательным поведением ребенка, как крик. Бывает часто и так, что одинаковое проявление поведения (оно носит название топография поведения) у одного и того же ребенка может иметь несколько функций в зависимости от того, в каких ситуациях это поведение постоянно происходит.
Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Об этом свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Общение сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учеба, труд, игра, социальная ориентация и т. д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в общество. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.
Овладение техникой общения, как и многими другими умениями, у детей с ОВЗ происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающихся, а часто без специального обучения не происходит вообще.
Недостаточная сформированность коммуникативных навыков детей с ОВЗ отрицательно влияет на развитие личности ребенка, его межличностных отношений и затрудняет установление контактов с окружающими, отрицательно влияя на социализацию.
Дети с ОВЗ одновременно домогаются внимания и отторгают его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение; не умеют и не желают признать свою вину в конфликтной ситуации (доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях, не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, т. е. вместо развития произвольного поведения у них развивается ориентация на внешний контроль; вместо умения самому справляться с трудной ситуацией, дети склонны обижаться, перекладывать ответственность на других. Они не испытывают желания вступать в речевые и личностные контакты, обмениваться впечатлениями, договариваться о содержании предстоящей совместной деятельности. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.
Быть коммуникабельным – значит легко контактировать с другими людьми, общаться с ними, вступать в коммуникативные отношения.
При работе по развитию коммуникативных навыков необходимо опираться на возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и, в первую очередь, развивать:
- способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;
- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
- восприятие речи;
- умение подражать;
- умение соблюдать очередность в разговоре;
- умение применять навыки общения в повседневной жизни.
Для более успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы следующие коммуникативные умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому.
Работа по формированию коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности. На занятиях, прогулках, различных мероприятиях, в режимных моментах, в процессе трудовой деятельности детей необходимо систематически развивать навыки общения.
Игровые упражнения помогают в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формируют у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывают культуру общения (хорошие манеры, помогают сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
При формировании коммуникативных навыков необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и обеспечить наиболее благоприятные условия для реализации целей.
Пример игры для социально-коммуникативного развития дошкольников
Словесная игра «Позови ласково»
Детям предлагается встать в круг и по цепочке передавать друг другу мяч, называя при этом соседа ласково по имени (Миша – Мишенька, Даша – Дашуля). Следующий круг можно продолжить, придумывая названия животных, игрушек, и называя их так же – в уменьшительно-ласкательной форме.
Эта игра направлена как на речевое развитие (отработка существительных в уменьшительно-ласкательной форме, так и на развитие коммуникации. В первую очередь детей учат быть ласковыми, вежливыми и внимательными. Они тесно взаимодействуют друг с другом и обмениваются положительными эмоциями, что благотворно влияет на общий фон в детском коллектив Осуществляется наполнение развивающей предметно-пространственной среды предметами, атрибутами, пособиями, побуждающими детей к активной деятельности как самостоятельной, так и совместной со взрослыми и другими детьми. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Организация жизнедеятельности детей с ОВЗ во многом зависит от того, насколько целесообразно создана РППС, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той РППС, в которой он должен воплощаться.
Коррекционно-развивающая среда в ДО является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с ОВЗ и имеет существенное отличие, так как она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с ОВЗ.
Взаимодействие ребенка с миром на этапе дошкольного детства начинается с ощущения его безопасности. «Мир добр», — чувствует ребенок и готов дальше исследовать не только реальные пространства, но и пространства отношений и собственных интересов. Безопасность, защита, чувство опоры и устойчивости — важное измерение.
Невозможно формировать социальное поведение детей посредством отдельных занятий-уроков.
Только когда все в детском саду: и воспитатели, и педагоги на своих занятиях, и нянечки, и охранник,начнут систематически уделять внимание тому, что обращаться с другими и самим собой можно правильно или неправильно, и наконец, станут примером для подражания, только тогда поведение детей начнет меняться.
Основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе.