Ирина Моисеева
Пожарная безопасность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Пожарная безопасность в ДОУ
С каждым годом растет число пожаров в России, причем основное их количество приходится на жилой сектор. Заметно увеличивается количество травмированных и погибших при пожаре людей. По данным статистики, из основных причин возникновения пожаров (неосторожное обращение с огнем, неисправность электрооборудования, печного отопления, поджоги) до 10% приходится на шалости детей.
Публикация «Пожарная безопасность в ДОУ» размещена в разделах
Дошкольное образовательное учреждение является вторым (после родителей) источником получения детьми знаний и навыков пожарной безопасности, поэтому подход к организации деятельности по этому направлению должен быть очень серьезным. Работа по пожарной безопасности не выделяется в самостоятельный раздел, но от этого не становится менее актуальной. Эта тема должна входить во все разделы и направления программы воспитания в ДОУ – как элементы игры, чтения, прогулки, конструирования, развития речи и др.
Когда и сколько времени отводить на эту работу воспитатель определяет сам – в зависимости от темы, возраста детей, вида деятельности и т. д. Но главное – не забывать принципы постоянства и планомерности обучения. К одним и тем же вопросам нужно возвращаться неоднократно, стимулировать интерес ребят, привлекать родителей, используя широкий спектр форм организации деятельности.
Форма воспитательного процесса – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств.
- Изобразительное средство рассматривают
- Звуки слушают
- Материалами манипулируют
-Инструментами оперируют, преобразуя материал.
-Текст читают
-Костюм надевают
При работе с детьми необходимо учитывать их возрастные особенности, подбирать из предложенных посильные задания, принимая во внимание общую подготовку воспитанников.
Определяя основное содержание мероприятий пожарной безопасности необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, их интересы, потребности и возможности. Проведение данных мероприятий позволяет решать следующие задачи.
1. Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности.
2. Формировать представления о причинно-следственных связях явлений окружающей действительности и деятельности человека с возникновением неблагоприятных последствий (пожара)
3. Формировать чувство ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.
4. Закреплять навыки практических действий при эвакуации по причине возникновения пожара, а также оказания посильной первой медицинской помощи пострадавшим.
5. Развивать и укреплять дружеские взаимоотношения в группе детей, чувства эмпатии, потребности во взаимопомощи и взаимоподдержке через отклик на последствия возникновения пожара.
6. Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно- экспериментальной деятельности.
7. Закреплять навыки ведения беседы (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику, самостоятельно находить решение проблем.
8. Пробудить у родителей желание помочь воспитателям реализовывать мероприятия, направленные на формирование у детей знаний о правилах пожарной безопасности, уважение к людям, которые спасают детей и взрослых, попавших в беду.
Формы проведения:
-Практическая образовательная деятельность (ОД)
-Объектовая тренировка
-Опытно-экспериментальная деятельность
-Научно – практическая конференция
-Художественно-речевое творчество
-Праздники и развлечения
-Викторины, конкурсы, соревнования.
-Театрализованная деятельность
-Различные виды игр
-Чтение художественной литературы.
Методические рекомендации по проведению мероприятий.
1. Беседа «Есть такая профессия»
Проведение работы по пожарной безопасности целесообразно начать с вступительной беседы, которая должна строиться с опорой на знания и опыт детей. Это позволит освежить в памяти уже имеющуюся информацию и настроить их на нужную тематику.
2. Музыкальное развлечение «Лисичка со спичками».
В дошкольном возрасте для более успешного выполнения любой деятельности необходим мотив, который будет побуждать ребенка к выполнению заданий и преодолению трудностей. Такую пролонгированную мотивацию поможет установить музыкальное развлечение.
3. Викторина «Что сначала, что потом»
Проведение данной викторины планируется лишь в подготовительной группе, так как именно в этом возрасте предполагается более углубленная работа по формированию представлений детей о причинно – следственных связях. Оперируя понятиями «причина» и «следствие», ребята разбирают пожароопасные ситуации, выявляя, что есть причина, что – следствие, можно ли повлиять на следствие, изменив причину; определяют возможные причины по заданному следствию, а также ряд следствий по заданной причине.
4. Развлекательное утро «Загадайка»
Рекомендуется заранее дать ребятам задание подготовить дома загадки соответствующей тематики (основную часть готовит педагог, а утром пригласить в гости, к примеру, Зайку – загадайку».
5. Лаборатория Горелкина. (Внимание! Соблюдайте технику пожарной безопасности)
Целесообразно включать в мероприятия по пожарной безопасности элементарную опытно – экспериментальную деятельность, вызывающую живой интерес у детей. Безусловно, все опыты проводит педагог. Детям можно предложить окрасить или подсластить воду (любая вода гасит огонь) и убедиться, что копоть, оставшаяся на фарфоровой чашке, действительно пачкается.
6. Игровая ОД «Огонь добрый, огонь злой»
7. Выставка рисунков «Осторожно – огонь!»
8. Выставка поделок «Огонь – опасная ига! Запомни это, детвора!» (совместно с родителями)
9. КВН «Искру туши до пожара, беду отведи до удара»
Данное мероприятие планируется во второй половине дня, с родителями.
10. Дидактическая игра «01»
11. Спортивный праздник «Юные пожарные»
12. Экскурсия в музей пожарного дела.
13. Объектовая тренировка с участием пожарной команды.
Преимущество объектовой тренировки, проведенной совместно с пожарными, заключается в том, что дети получают уникальную возможность лично познакомиться с настоящими пожарными, рассмотреть пожарную машину, оборудование и снаряжение. И кто, как не профессионал сможет по достоинству оценить четкость и слаженность действий детей и сотрудников при звакуации? А рассказы о своей профессии и предупреждения самих пожарных наверняка запомнятся детям куда более прочно.
Целью работы с детьми по пожарной безопасности является развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности.
Планируя, и работая с дошкольниками по соблюдению правил пожарной безопасности, воспитатель в доступной форме в виде бесед, рассказов, сказок, игр, ОД знакомит детей с правилами безопасности при пользовании электроприборами и горючими веществами, с тем, как вести себя при пожаре в квартире, в лесу. Также ребята знакомятся с работой пожарных и методами борьбы с пожарами, проявляют уважение к такой важной и трудной профессии.