Ольга Чарушина
Повышение эффективности процесса обучения посредством использования заданий в тестовой форме на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
О. П. Чарушина,
учитель – логопед МАОУ СОШ №27,
г. Петропавловск-Камчатский
Повышение эффективности процесса обучения посредством использования заданий в тестовой форме на логопедических занятиях.
Реализация образовательных и коррекционных целей на логопедических занятиях в рамках личностно-ориентированного подхода предполагает использование таких методов в организации обучения, которые позволяют достичь высокой эффективности образовательной деятельности обучающихся.
Темочки:
Задания в тестовой форме - часть образовательной технологии, используемой на логопедических занятиях с учащимися начальной школы. Применяется данная технология для контроля знаний и активизации учебной деятельности младших школьников.
Задания в тестовой форме (как система) отличаются от работы с тестом, в первую очередь, требованиями содержания, формы, логики и технологии. Понятие, сформулированное B.C. Аванесовым, характеризует задание в тестовой форме, как задание «к которому, помимо содержания, предъявляются требования тестовой формы: одинаковость инструкции для всех испытуемых; адекватность инструкции форме и содержанию задания; краткость, формулирование заданий в логической форме высказывания - истинного или ложного, зависящего от ответа; правильность расположения элементов задания, краткость, фасетность (варьирование содержания в пределах укрупненной единицы знания, определенное место для ответов, одинаковость оценки в рамках принятой формы» [1].
В ходе учебного процесса задания в тестовой форме выполняют следующие функции: обучающую, формирующую, диагностическую и контролирующую, организующую, развивающую, воспитательную, социальную.
Задания в тестовой форме позволяют точно выразить содержание, быстро и объективно оценить уровень знаний и умений, учитывать индивидуальные особенности младших школьников и применяются с другими формами контроля и обучения (в условиях фронтальной работы и в работе с малыми группами, на индивидуальных занятиях). Преимуществами заданий в тестовой форме являются оптимизация процесса обучения и создание равных условий для всех учащихся.
Виды заданий в тестовой форме
I. Задания закрытой формы
• Задания с выбором одного правильного ответа.
На каждое задание предлагается несколько вариантов ответов, из которых только один верный.
Например:
1. Вставь нужный предлог: пёс сидит … конуры.
а) в
б) за
в) у
г) перед
2. В слове карандаши второй слог
а) ранд
б) ра
в) анд
г) ран
Ответы: 1в, 2г.
• Задания с выбором одного неправильного ответа.
На каждое задание предлагается несколько вариантов ответов, из которых один неверный.
Например:
1. Выбери неверный ответ. В слове купаюсь
а) 7 букв
б) 6 звуков
в) 3 слога
г) 7 звуков
2. Найди ошибку. Можно вставить букву «з» в слово
а) ку_нец
б) слё_ы
в) лу_ок
г) гла_а
Ответы: 1б, 2в.
• Задания множественного выбора.
В варианты ответов может быть внесено более одного верного ответа.
1. Найди однокоренные слова.
а) горка
б) гористая
в) горящий
г) предгорный
д) горевать
2. Гласные II ряда обозначают два звука
а) после мягкого согласного
б) после гласного
в) в начале слова
г) после разделительных «ь» и «ъ»
Ответы: 1 а, б, г; 2 б, в, г.
• Задания на восстановление соответствия.
В заданиях на восстановление соответствия необходимо найти или приравнять части, понятия, восстановить соответствия между элементами двух списков. Школьникам предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов можно планировать больше, чем заданий. В результате учащийся должен предоставить цепочку двузначных чисел.
Например:
1. Соедини слова и схемы к ним (с – синий, к – красный, з – зелёный).
1) яблоко
2) пряник
3) заявка
4) крылья
а) сскззк
в) ззкзкс
г) зксскск
д) скзксск
Ответы: 1г, 2в, 3д, 4а.
2. Соедини стрелками части пословиц.
1) Не имей сто рублей,
2) Старый друг лучше
3) Слово – не воробей,
4) Слово – не стрела,
а) новых двух.
б) а сердце насквозь ранит.
в) а имей сто друзей.
г) вылетит – не поймаешь.
Ответы: 1в, 2а, 3г, 4б.
• Задания на установление правильной последовательности.
Этот вид используется при работе с текстом и определяет последовательность действий в учебной ситуации.
Например:
1. Восстанови последовательность действий. Чтобы выделить корень, нужно
а) сравнить однокоренные слова
б) выделить общую для этих слов значимую часть
в) подобрать однокоренные слова
Ответ: в, а, б.
2. Расставь предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ (предлагается текст «Храбрый дрозд» [3, с. 259]).
а) Кот полез на дерево.
б) Кот испугался и убежал.
в) Дрозд стал клевать Пушка в нос и глаза.
г) Один раз кот Пушок увидел на дереве гнездо, в котором пищали птенцы.
д) Он был уже у гнезда, когда прилетел старый дрозд.
Ответ: г, а, д, в, б.
II. Задания открытой формы
• Задания свободного изложения.
Предполагают свободные ответы учащихся.
Например:
1. Составь предложение из пяти слов с предлогом над.
___
2. Составь предложение с союзом а, используя слова смелый, трусливый.
___
• Задания – дополнения.
Задания оформляются с пропущенными словами или символами. Пропущенное место должно быть заполнено учащимися.
Например:
1. В слове пошла «по» - это ___
2. (по) дороге пишется ___
II. Альтернативные задания.
Задания, требующие установления истинности или ложности утверждений, которые предусматривают два варианта ответов: «да» – «нет».
Например:
1. Даша сказала, что горка изо льда – ледовая. Права ли Даша?
а) да
б) нет
2. Катя нарисована Владом. Рисовал Влад?
а) нет
б) да
Ответы: 1 б, 2 б
IV. Текстовые задания.
Предполагают выбор ответов на вопросы к предъявленному тексту.
Например:
Выбери правильный ответ (предлагаются упражнения по содержанию текста «Случай на реке» [3, с. 370]).
1. Река покрылась льдом, потому что
а) выпал снег
б) пришла зима
в) мороз ещё не очень сильный
2. Ребята прибежали кататься
а) на санках
б) на лыжах
в) на коньках
3. Что было слышно?
а) крик, грохот
б) шутки, смех, веселье
в) пение, шум
4. Провалился в воду
а) Федя
б) Коля
в) Вадим
5. Кто спас мальчика?
а) дети
б) дети и взрослые
в) взрослые
Ответы: 1б, 2в, 3б, 4а, 5в.
Требования к составлению заданий в тестовой форме
• однозначность формулировки цели и задач, определение вида заданий и времени применения.
• Краткость и корректность содержания, адекватность целям.
• Систематичность и технологичность.
• Логичность и последовательность формы заданий.
• Однозначность и одинаковость формулировки инструкции для всех учащихся.
• Адекватность инструкции по форме и содержанию задания.
• Отсутствие двусмысленностей, тем более «ловушек».
• Учёт типичных ошибок и уровня усвоения данного материала учащимися.
• Наличие определённого места для ответов.
• Однозначность и дифференцируемость ответов.
• Одинаковость правил оценки.
Использование заданий в тестовой форме на логопедических занятиях поддерживает максимальный интерес у младших школьников, испытывающих значительные трудности в усвоении родного языка. Применение такой технологии позволяет учащимся произвольно регулировать своё внимание, вовремя включаться в коллективную работу, своевременно переключаться на новый вид деятельности, регулировать темп своей деятельности относительно темпа группы. У учащихся формируется адекватная самооценка, т. к. такая форма контроля лишена личностной, эмоциональной оценки и является объективной.
Данный вид заданий в сочетании с традиционными подходами способствует лучшему усвоению программного материала, позволяет преодолеть трудности в усвоении языка, повышает мотивацию к обучению.
Литература
1. Аванесов В. С. Теория и методика педагогических измерений. – (Материалы публикаций в открытых источниках и Интернет) – ЦТ и МКО УГТУ-УПИ, 2005. – 98с.
2. Архипова Е. В. О методе моделирования и возможностях применения тестовых заданий при обучении орфографии. / Е. В. Архипова//Русский язык в школе. – 2003 - №2.- С. 3 – 9.
3. Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб. : КАРО, ДЕЛЬТА, 2008. – 384 с. – (Серия «Коррекционная педагогика»).
4. Козырева Л. П. Комплект тетрадей для логопедических занятий №1 – №4. – М. : Академия развития, 2006.
5. Логопедические занятия со школьниками (1 – 5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ Меттус Е. В. ,Литвина А. В., Турта О. Е., Бурина Е. Д. и др. – СПб. : КАРО, 2008. – 112с.
6. Российская Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 240с. – (Библиотека логопеда-практика)
7. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М. : АРКТИ, 2000. – 56 с. – (Библиотека практикующего логопеда)