Антонова Светлана Владимировна
Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ
Для уверенного общения ребенка со сверстникам и взрослыми, гармоничного развития и успешности дальнейшего обучения в дошкольном возрасте большое внимание уделяется работе над правильным произношением звуков. В последнее время проблемы коррекции нарушений речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушением звукопроизношения постоянно возрастает. Работа над звуком, от его постановки до введения в речь – сложный процесс выработки речевого устойчивого навыка Однообразные задания, неоднократные повторения слогов, слов, чистоговорок, текстов быстро надоедает ребенку. Утомляет его и вызывает нежелание заниматься.
Темочки:
Для повышения интереса к занятиям с логопедом нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по автоматизации. Только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе ребенка на занятии, что приведет к желаемому результату. Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики: театр пальчиков язычка (биоэнергопластика); путешествие Веселого язычка; (комплексы игровых артикуляционных упражнений, связанных с лексической темой); «Веселые полянки (комплексы упражнений для развития речевого аппарата, сопровождаемые стихами музыкой). Когда звук уже поставлен, для привлечения внимания детей к занятиям по автоматизации можно использовать следующие игры:
• «Волшебный звоночек» - на каждый звук колокольчика произносится слог слово;
• «Необыкновенная веревочка» - на веревочке ребенок завязывае узелки и одновременно произносит слоги, слова, предложения;
• «Часы» - проговаривается слог или слово столько раз. Сколько показывает стрелка на часах;
• «Лабиринт» - ребенок произносит слоги, слова, предлжения, скороговорки, чистоговорки, проводя одновременно пальцем по лабиринту;
• «Веселый мяч» - произносить слоги, слова, отбивая мячом ритм об пол;
• «Найди Буратино» - взрослый прячет картинку с изображением Буратино под картинки с автоматизируемым звуком, ребенок называет слова и отгадывает, где спрятался Буратино;
• «Собери картинку» - из разрезных картинок, пазлов, счетных палочек в процессе проговаривания выкладывается изображение.
На этапе автоматизации в связной речи можно использовать фигурки на фланелеграфе, пересказы-драматизации. Благодаря динамичности, эмоциональности проведения, эти формы дают возможность многократного повторения. Эффективным приемом работы является мнемотехника. Очень интересны детям мультимедийные презентации. Использование сюрпризных моментов и анимации делает коррекционный процесс интересным и выразительным.
Вышеизложенное позволяет говорить о высокой эффективности использования игровых методов и приемов, что позволяет ускорить процесс активного введения звуков в речь ребенка, вызывать повышенный интерес к занятиям с логопедом, повысить уровень речевого развития старших дошкольников, что позволяет качественно подготовить их к школьному обучению.
Литература
1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов-на-Дону6 Феникс, 2011.
2. Поваляева М. А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. СПб: РГПУ, 1997.
3. Рыбина А. Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. Волгоград, 2003