Ольга Димитрова
Повышение интереса к НОД по познавательной деятельности путем привлечения художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
«Повышение интереса к НОД по познавательной деятельности путем привлечения художественной литературы»
К художественной литературе на образовательной деятельности можно приучать детей с младшего возраста. Практически к каждому занятию можно подобрать дополнительный материал из художественной литературы, научной, занимательной.
Публикация «Повышение интереса к НОД по познавательной деятельности путем привлечения художественной литературы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Разумеется, использование литературных материалов, помогает усвоению материала и предоставляет возможности для воспитательной работы. Применение дополнительной литературы способствует развитию эмоциональной сферы личности, привитию интереса к познавательной деятельности, чтению. Важно, что в обучении вносится элемент занимательности, позволяющий избежать однообразия занятий. При этом формируется эмоционально-окрашенное, личностное отношение к изучаемому материалу, способствующее его усвоению. Впоследствии, ребята сами подбирают занимательный материал и готовят сообщения.
Устное народное творчество: загадки, пословицы, сказки - неотъемлемая часть культуры любого народа и очень многие из них можно использовать на НОД. Особенно ценно использование в учебном процессе загадок, так как они развивают наблюдательность ребенка, позволяют воспитателю без особых тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка. Использование загадок - универсальный методический прием, так как загадывать их можно и при закреплении материала и при переходе к изучению нового материала, с целью создания проблемной ситуации.
Например, можно использовать такие загадки:
Промеж дол, промеж гор
Лежит Егор в зеленом халате (огурец)
Я видел в моpe чудо-диво:
В воде животное-чернила (осьминог)
Они все живые, с хвостами, усами
Бегать умеют они и летать,
Ползать и плавать, кусать и хватать,
Они мохнатые, они и пернатые,
Они и стройны, но бывают горбатые.
Добрые, злые, наземные, водные.
Кто же они, догадались? (животные)
На многих занятиях по познавательной деятельности можно использовать стихи, например, при изучении способов распространения семян можно использовать такие стихотворные строки:
Пока тихо он молчит
Но лишь ветер налетит,
Шлет в воздушный океан
Парашютный свой десант.
Можно с помощью стихотворных строк поставить проблемную ситуацию на занятии, например, при ознакомлении детей со строением тела человека проблемная ситуация возникает после прослушивания отрывка из стихотворения «Сердце» Э. Межелайтиса.
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе - все земное
Умещается в его пределы,
Потому-что нет ему покоя,
До всего ему есть дело.
Ребята обычно сразу называют насекомых-пчел, бабочек, жуков-посетителей цветков. Поиск смысловых «биологических» ошибок в стихах - путь к развитию логического мышления, наблюдательности детей. В стихотворении А. Фета «Бабочка», допущена ошибка
Ты прав. Одним воздушным очертаньем.
я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем-
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
и вот дышу.
Дети сразу замечают ошибку, ведь у бабочек не 2, а 4 крыла.
На занятиях можно использовать не только стихи, так сказать, сбивающие с толку, но и, наоборот, стихи - подсказки. Они развивают познавательный интерес, способствуют концентрации внимания. Например, в беседе о видовом многообразии я прошу назвать известные детям травы, деревья, кустарники. А каково происхождение названий этих растений? Почему береза так называется? Какие тайны скрываются за названиями растений?
Слушаем стихотворение подсказку.
Поэзия названий - цветов, деревьев, трав.
я раньше по поляне шел голову задрав.
я с именами древними был шляпочно знаком.
Деревья звал деревьями, цветок я звал цветком.
Был прав великий гений, цветам названья дав
в отечестве растений нет безымянных трав.
я слышу звук застенчивый в названии таком:
Зовут цветок бубенчиком, а этот погремком.
Придумывает тонко названия народ.
На камне камнеломка упорная растет:
А мне все больше нравится, тот в крапинку цветок:
в росистых травах прячется венерин башмачок.
То снег, то дождик с неба куражится апрель.
Стрелою из-под снега стремительный прострел.
Нет ничего случайного в названии любом:
в нем музыки звучание и смысл глубокий в нем.
Вновь прячется тропинка в глубокую траву.
Здесь каждую травинку по имени зову.
Изучая материал об охране природы можно также использовать стихотворные строки:
Не дарите любимым черемухи стон,
Боль сирени и вопли жасмина,
Будьте щедры душой, не тревожа кустов
Подарите звезду в небе синем.
Не губите цветы на лугах и в лесу,
Берегите красу первозданную!
При изучении раздела «Экология» можно использовать пословицы и поговорки. Например, «Как аукнется, так и откликнется», «Без хозяина и дом сирота». К некоторым урокам можно подобрать эпиграммы.
Природа и поэзия неотделимы и возможность использовать поэзию и художественные произведения на НОД по познавательному развитию безгранична.
Данные возможности необходимо использовать для того, чтобы сформировать у ребят эстетическое отношение к миру, без которого невозможно творческое самоопределение и экологическое воспитание личности.