Еремина Ольга Евгеньевна
Повышение качества профессиональной компетентности педагогов посредством активного внедрения в образовательный процесс ИТ
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд.
Тема моей работы «Повышение качества профессиональной компетентности педагогов через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий».
2 слайд.
Одним из приоритетных направлений развития сферы образования, органически связанным с процессом его модернизации, является активное внедрение в деятельность образовательных учреждений информационных технологий (в дальнейшем по тексту – ИКТ), в том числе и дошкольного.
Публикация «Повышение качества профессиональной компетентности педагогов посредством активного внедрения в образовательный процесс ИТ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Опираясь на исследования ученых (работы Л. Н. Горбунова, М. А. Горюновой, А. А. Елизарова, М. Б. Лебедевой, А. М. Семибратова, О. Н. Шиловой и пр., можно сделать вывод о том, что наряду с находящимися на поверхности возможностями, которыми обладают ИКТ (процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления, у данных технологий есть ряд скрытых развивающих возможностей:
- трансформирование (преобразование) педагогической деятельности (пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, переход к личностно-ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии);
- формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых сервисов Интернет (обмен педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование, создание коллективных гипертекстовых продуктов);
- формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, экологический тип мышления).
Владение информационными технологиями, благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в сети Интернет, позволяет увеличить поток информации, касающейся как содержания образования, так и методических вопросов.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современное общество. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса.
3 слайд.
Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональной компетентности педагогов. Современные исследователи предлагают рассматривают как один из компонентов профессиональной компетентности педагогов ИКТ – компетентность. Не случайно формированию ИКТ-компетентности педагогов уделяется в последнее время пристальное внимание.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
Что же такое ИКТ – компетентность педагога?
«Компетенция в переводе с латинского «competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
О. Н. Шилова и М. Б. Лебедева определяют ИКТ-компетентность как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Л. Н. Горбуновой и А. М. Семибратовым «как готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности».
4 слайд.
В результате проведенного анализа научной и научно-методической литературы нами были выделены следующие определения ИКТ – компетентности :
- комплекс качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность личности быстро приспосабливаться к любым изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, перемещать идеи из одной области в другую, стремление к творческому самовыражению.
- способность и готовность организовывать свою профессионально-педагогическую деятельность с использованием средств информационных и коммуникационных технологий; осуществлять информационное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.
5 слайд.
В структуре ИКТ-компетентности педагога выделяют три уровня :
-базовый,
-общий
-профессиональный.
В перечень компонентов, составляющих базовую ИКТ-компетентность включены :
- владение основами работы на компьютере (основы работы с операционной системой, создание несложных документов средствами текстового редактора, создание простых презентаций);
- владение основами работы в Интернет (электронная почта, поиск информации);
- знание возможностей информационных систем, установленных в школе (по своему предмету);
- умение создавать простые дидактические и методические материалы средствами офисных технологий;
- владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс;
- положительная мотивация к получению знаний в области ИКТ.
В перечень умений педагога, составляющих общую ИКТ-компетентность включено следующее :
- умение эффективно искать информацию в различных источниках, в т. ч. в глобальной сети Интернет, в электронных изданиях;
- критическое отношение к найденной информации; отбор той информации, к которой можно относиться с доверием;
- умения выбирать способы представления информации с учетом возможностей аппаратного и программного обеспечения;
- умения устанавливать и удалять приложения и электронные образовательные ресурсы;
- умение применять офисные технологии для подготовки различных дидактических и методических материалов:
• умение создавать и редактировать тексты, содержащие графические элементы, таблицы, схемы, формулы; готовить в текстовом процессоре различные шаблоны документов для учебного процесса;
• умение создавать расчетные таблицы с использованием формул и встроенных функций, строить графики и диаграммы в табличном процессоре;
• умение создавать педагогически эффективные презентации (к уроку, выступлению на педсовете, родительском собрании, для представления своего педагогического опыта и т. п.);
- владение способами создания собственных Интернет-ресурсов учебного назначения;
- активное участие в сетевом взаимодействии с учениками, родителями, коллегами;
- владение способами применения ИКТ в проектной и исследовательской деятельности учащихся;
- наличие представлений о ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность;
- знание социальных, этических, правовых аспектов, связанных с внедрением ИКТ в образовательный процесс;
- устойчивый интерес к применению ИКТ в учебном процессе;
- стремление самостоятельно получать необходимые знания в области ИКТ.
Профессиональная ИКТ-компетентность педагога — способность решать профессиональные педагогические задачи с помощью систематического использования средств ИКТ. К компонентам профессиональной ИКТ-компетентности педагога можно отнести :
- умение сформировать технически-насыщенную предметную среду обучения для решения задач развития личности обучаемого, подготовки его к жизни в условиях информационного общества;
- умение организовать эффективное личное информационное пространство и информационное пространство обучающихся в рамках информационного пространства образовательного учреждения;
- умение создавать собственные информационные ресурсы учебного назначения с использованием различных программных средств;
- владение различными методами оценивания для определения эффективности использования учениками информационных ресурсов в обучении;
- умение давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ;
- владение способами обобщения опыта эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности;
- умение организовать эффективное учебное информационное взаимодействие в глобальной сети со всеми его участниками: родителями, администрацией.
6 слайд.
Нам удалось наметить так же причины личной заинтересованности педагогов в повышении уровня ИКТ – компетентности :
-Экономия времени при разработке дидактических материалов,
-Перенос акцента на презентабельность оформления материалов,
-Становление нового уровня педагогического мастерства.
7 слайд.
Учитывая выше сказанное, мы пришли к выводу о необходимости и непрерывного формирования ИКТ – компетентности педагогов ДОУ.
Опираясь на полученные результаты, основной целью методической деятельности с педагогическими кадрами мы определили:
-Создание условий по освоению и использованию в практике работы ИКТ для управления процессом эффективного профессионального развития педагогов.
-Повышение качества педагогической компетентности через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий, а именно: освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог ис-пользовать современные компьютерные технологии в методической деятельности, для подготовки и проведения воспитательно – образовательной деятельности с детьми на качественно новом уровне.
8 слайд.
Задачами, ориентированными на реализацию обозначенной цели мы определили:
-Проанализировать возможности и условия педагогического коллектива в умении использовать ИКТ в профессиональной деятельности.
-Разработка системы консультативной методической поддержки педагогам в области повышения их информационной компетентности.
-Формирование информационной культуры и ИКТ- компетентности педагогов ДОУ (умение создавать графические и текстовые документы ( программы: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, владение навыками поиска информации в Интернете, владение программой Power Point для создания мультимедийных презентаций);
-Создание сайта ДОУ; (2012 год)
-Совершенствование технического оснащения ДОУ.
9 слайд.
Ожидаемый результат:
-Повышение информационной культуры педагогов.
-Информатизация ДОУ.
-Повышение эффективности и качества образовательного процесса в ДОУ.
-Активизация познавательной деятельности дошкольников.
-Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
-Повышение педагогической культуры родителей.
-Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий;
-Обновление форм и методов взаимодействия детского сада с семьей
10 слайд.
В соответствии с обозначенными задачами, первым этапом нашей работы явилось выявление базового уровня ИКТ-компетентности педагогов и условий педагогического коллектива в умении использовать ИКТ в профессиональной деятельности.
Для этого мы использовали следующие методы:
-анкетирование;
-индивидуальное собеседование;
-систематизацию и анализ выявленных проблем
11 слайд.
Анализ полученных данных позволил выделить 3 группы педагогов, характеризующихся разным уровнем как сформированности навыков работы на компьютере, так и осознания значимости использования информационных технологий как в образовательном процессе, так и в системе непрерывного повышения педагогической компетентности.
Первая группа – низкий уровень ИКТ-компетентности. Педагоги, представляющие данную группу совсем не владеют умениями работы на компьютере. Мотивация же к обучению данной деятельности у них отсутствует.
Вторая группа – средний уровень ИКТ-компетентности. Данные педагоги продемонстрировали некоторые базовые умения работы на компьютере базовый. Однако для них характерна высокая мотивация к обучению данной деятельности. Педагоги осознают, что использование ИКТ в их работе позволит реализовать индивидуальный стиль педагогической деятельности, а также обеспечит их профессиональный рост.
Третья группа – педагоги с высоким уровнем ИКТ-компетентности. Более того, у данных педагогов высоким является не только уровень владения умениями работы на компьютере, но и мотивация к совершенствованию данной деятельности.
Проблема методической работы – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности (далее – ИКТ-компетентность).
12 слайд.
Второй этап нашей деятельности направлен на решение следующих задач:
-разработку системы консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов.
-информационная работа с родителями.
-использование ИКТ в воспитательно – образовательном процессе ДОУ.
13 слайд.
Для решения поставленных задач нами были определены такие формы работы как собеседования, индивидуальные консультации, обучающие семинары, практикумы, мастер – классы, предоставление возможности выступления на методических мероприятиях, привлечение к проведению презентаций и пр. При этом формы работы с педагогами соответствовали уровню их компьютерной грамотности.
Основная цель:
-ознакомление педагогов с основами информационно –компьютерной деятельности, определение места этой деятельности в повышении своей компетентности.
-формирование информационной культуры и ИКТ-компетентности педагогов ДОУ :
-умение создавать графические и текстовые документы ( программы: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel);
-владение навыками поиска информации в Интернете;
-владение программой Power Point для создания мультимедийных презентаций.
Подготовка педагогов с низким и средним уровнем сформированности ИКТ-компетентности был ориентирован на изучение средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации, то есть, - связан с формированием их базовой информационной компетентности.
Далее педагоги осваивали способы и приемы использования средств информационных технологий в образовательном процессе.
Педагогам с высоким уровнем ИКТ-компетентности были предложены образовательные стратегии, ориентированные на расширение диапазона их осведомленности в области информационно-компьютерных технологий, оказание помощи в плане внедрения их в воспитательно-образовательный процесс, а также определение эффективных форм самообразования в области ИКТ.
При этом педагогическое управление было ориентировано на содействие и взаимодействие с данными педагогами. Тематика собеседований и консультаций определялась запросами самого педагога, его интересами и затруднениями, а семинары и практикумы, посвященные использованию ИКТ в образовательном процессе, носили практико-ориентированный характер и были направлены на отработку навыков создания, использования ИКТ в ежедневной практике педагога, а также на овладение умением отбирать, применять (адаптировать) готовые продукты для мероприятий с использованием ИКТ.
14 слайд.
Практические занятия
-Работа в микрогруппах, созданных на основе уровней ИКТ компетентности педагогов, позволяет планомерно осваивать современные компьютерные технологии.
-Наставничество – наиболее благоприятная форма работы с педагогами, которая направлена на осмысление собственного педагогического опыта и его творческую переработку.
15 слайд.
Индивидуальные практические занятия с воспитателями позволяют педагогам ориентироваться в сети Интернет, использовать возможности интернет-ресурсов в самообразовании.
16 слайд.
С целью формирования у педагогов и родителей потребности в использовании информационно – коммуникативных технологий, с целью оптимизации их взаимодействия в 2012 году был создан сайт ДОУ.
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании НОД, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях, конкурсах.
Кроме этого сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников, новые методические идеи и дидактические игры и пособия, результаты обучения дошкольников и их достижения.
Электронная почта предоставляет широкие возможности для общения с семьями воспитанников, позволяет доносить огромный объем информации до тех родителей, которые по разным причинам недостаточно внимания уделяют прочтению наглядного материала в родительском уголке, а предпочитают находиться у компьютера дома.
Кроме того размещение на сайте формы обратной связи помогает получить отзывы от различных групп пользователей, связанные с деятельностью ДОУ, которые помогут сделать выводы о результатах развития детского сада и эффективности решения приоритетных задач.
17 слайд.
Все компьютеры и ноутбуки, используемые в административном и воспитательно – образователньном процессе, объединены в локальную сеть и имеют выход в Интернет. Благодаря интернет – ресурсам расширились возможности эстетичного и более разнообразного оформления родительских уголков.
Все участники воспитательно – образовательного процесса имеют возможность использовать интернет – ресурсы.
18 слайд.
На сегодняшний день мы можем говорить лишь о промежуточных результатах:
-у всех педагогов сформирована положительная мотивация к использованию ИКТ;
-повысился уровень сформированности ИКТ-компетентности :
-при этом все педагоги умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д., владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций, владеют навыками поиска информации в Интернете и способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.
Вышесказанное позволяет сделать вывод об эффективности разработанной нами системы организации консультационной методической поддержки направленной на повышение ИКТ-компетентности педагогов.
19 слайд
На данном этапе мы имеем следующие результаты:
-Определен уровень знаний педагогов об информационно-коммуникативных технологиях.
-Проведены консультации, даны практические рекомендации педагогам.
-Создан сайт ДОУ
- Педагоги научились создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформлять групповую документацию, мониторинг и т. д.);
- Научились применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
-Овладели навыками поиска информации в Интернете; знакомства с периодикой, наработками и идеями других педагогов России;
-Часть педагогов овладели программой Power Point для создания мультимедийных презентаций;
-Улучшена материально-техническая база информатизации образовательного процесса. В ДОУ имеется современное оборудование.
Использование ИКТ в воспитательно – образовательном процессе ДОУ :
Педагоги :
-Демонстрационный материал для обеспечения работы с детьми
-Оформление наглядных консультаций, буклетов.
-Оформление «родительских уголков» и информационных стендов
-Оформление анкет и других диагностических бланков для родителей.
-Использование интернет – ресурсов в целях самообразования.
-Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, (сканирование, Интернет, принтер, презентация).
-Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям.
-Оформление групповой документации, отчётов
Музыкальный руководитель:
-Знакомство со сценариями праздников, досугов и других мероприятий
-Подбор музыкального материала для занятий, утренников, развлечений, запись фонограмм
-Использование разнообразного иллюстративного материала
-Размещение информации на сайте ДОУ
-Использование интернет – ресурсов в целях самообразования.
-Оформление диагностических материалов
-Оформление документации, отчётов
Старший воспитатель:
-Знакомство с периодикой других педагогов России
-Взаимодействие с родителями по электронной почте
-Использование книг, методических пособий, журналов в электронном варианте
-Размещение информации на сайте ДОУ
-Использование интернет – ресурсов в целях самообразования.
-Оформление диагностических материалов
-Оформление документации, отчётов
20 слайд
Перспективы на будущее:
1. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ :
-будут активно использовать информационные технологии в образовательном процессе;
-научатся разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;
-овладеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями;
-Участие педагогов в профессиональных конкурсах
-Повышение эффективности процесса обучения и воспитания детей.
-Подготовка и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне
2. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
3. Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов, для создания единой информационной среды.
Подводя итог, хочется сказать следующее: в условиях внедрения во всех сферах образования стандартов нового поколения наличие развитой ИКТ-компетентности у каждого педагога возрастает.
Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет - обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.
Информатизация образования - это большая область для проявления творчества педагогов, побуждающая искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
Применение компьютера в ДОУ возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.