Куликова Оксана Юрьевна
Потенциал естественнонаучного образования в формировании целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПОТЕНЦИАЛ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Куликова Оксана
Магистрант
Научный руководитель: Захарова Лариса Михайловна
д. п. н., профессор
ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный
педагогический университет им. И. Н. Ульянова»
Темочки:
Аннотация: в статье на основе обобщения научной литературы представлено обоснование педагогического потенциала естественнонаучного образования в формировании целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Отмечена его роль в становлении у детей взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений об окружающей действительности, которые и являются той основой, на которой постепенно устанавливается мировосприятие и миропонимание дошкольников.
Ключевые слова: естественнонаучное образование, целостная картина мира, дети старшего дошкольного возраста.
THE POTENTIAL OF NATURAL SCIENCE EDUCATION IN FORMING A COMPLETE PICTURE OF THE WORLD IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN
Kulikova Oksana
Scientific adviser : Zakharova Larisa Mikhailovna
Abstract : based on the generalization of scientific literature, the article presents the substantiation of the pedagogical potential of natural science education in the formation of a holistic picture of the world in preschool children. Its role in the formation of interrelated and interdependent ideas about the surrounding reality in children is noted, which are the basis on which the worldview and worldview of preschoolers are gradually established.
Key words : natural science education, a holistic picture of the world, children of senior preschool age.
Современное дошкольное образование нацелено на полноценное и всестороннее развитие детской личности в соответствии с возрастными особенностями и возможностями. При этом наиболее значимым аспектом является обеспечение условий для формирования целостной картины мира, как основы мировосприятия, миропонимания детей, что позволяет каждому ребенку наиболее полно и сознательно отражать в сознании и понимать сложность окружающей действительности, ориентироваться в ней. Именно это обуславливает основу становления личности дошкольника как субъекта отношений с самими собой, другими людьми и миром в целом, на что особо указывается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [1].
Однако формирование целостной картины мира достаточно сложный процесс и понимание его особенностей и механизмов относительно детей старшего дошкольного представляется одной из важных задач в проблеме определения места и роли естественнонаучного образования в нем.
Сегодня в психолого-педагогической науке имеется ряд основополагающих исследований, раскрывающих возможности и особенности формирования целостной картины мира в период дошкольного детства. Одной из фундаментальных работ в этом направлении является исследование Э. И. Куликовской [2]. Его содержание достаточно полно раскрывает возможность уже в дошкольном возрасте формировать целостную картину мира на основе обеспечения познания детьми окружающей действительности как единство ее составляющих, тесным образом взаимосвязанных и взаимообусловленных.
Разделение процесса познания дошкольников на отдельные линии, которые не пересекаются, приводит к формированию отрывочных и разрозненных представлений, нарушая процесс понимания мира как целостного феномена. В соответствии с этим Л. И. Пономарева, Н. Ю. Ган и К. А. Обухова указывают, что окружающая действительность для ребенка станет источником знаний, фундаментом его мировоззрения только тогда, когда он овладеет представлением о взаимосвязях объектов и явлений, освоит способность обобщать и абстрагировать [3, с. 33]. При этом сформированные четкие образы-представления способствуют тому, что дошкольники постепенно начинают самостоятельно замечать изменения, открывать новые связи и зависимости.
Процесс воспитания и обучения в современной дошкольной образовательной организации, согласно И. А. Лыковой должен быть нацелен на формирование целостной картины мира. Именно это позволит каждому ребенку выстраивать собственную систему взаимодействий в окружающем мире, приобрести возможность полноценно и всесторонне воспринимать, понимать и осознавать объекты, процессы, явления и события, происходящие вокруг него. Для этого И. А. Лыкова рекомендует обеспечить единство познавательного, эстетического, социального, нравственного и физического содержания педагогического воздействия. Именно это позволит ребенку-дошкольнику выстроить структурированную систему всех приобретаемых представлений и знаний в единую картину [4].
Обобщая данные работ Э. И. Куликовской [2], И. А. Лыковой [4], Л. И. Пономаревой [3] и многих других, можно определить, что целостная картина мира у старших дошкольников формируется на основе их способности к эмоционально-чувственному познанию, собственной любознательности, открытости ко всему новому в условиях общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, где все знания и умения представлены во всем многообразии своих связей и зависимостей.
Огромное значение в формировании целостной картины мира у старших дошкольников имеет естественнонаучное образование. На это указано в положениях ФГОС ДО, в которых подчеркивается важность обеспечения условий для формирования у детей естественнонаучного мировоззрения [1].
Определяя педагогический потенциал естественнонаучного образования в формировании целостной картины мира относительно старших дошкольников, необходимо отметить, что оно обеспечивает познание естественнонаучных представлений, объединяя такие научные области знаний, как биология, география, химия, математика, астрономия и т. д.
Современное естественнонаучное образование, по словам Е. А. Аникудимовой, имеет выраженную направленность на передачу эмпирического опыта познания окружающего пространства, на формирование системы представлений о картине мира, которая выступает в качестве глобальной модели природы, «отражающей целостность и многообразие мира в соответствии с основными концепциями естествознания, понимание принципов преемственности в изучении природы» [5, с. 13]. При этом автором отмечено, что в дошкольном возрасте именно естественнонаучные представление составляют фундамент целостной картины мира, которая приближена к самому человеку и социокультурным условиям.
Благодаря естественнонаучному образованию, как отмечает В. В. Фомина, старшие дошкольники получают возможность наиболее полно познакомиться с окружающими миром, освоить представления о его многообразии и уникальных взаимосвязях [6, с. 50]. При этом в процессе познания интегрируются познавательные, эстетические, нравственные аспекты, позволяющие наиболее полно понять многие абстрактные понятия и неявные зависимости. Необходимо стремится к тому, что приобретаемые детьми знания в области естественных наук также были взаимосвязаны с их собственным внутренним миром, чтобы обеспечить у каждого ребенка осознание своего Я как части окружающего мира. Поэтому не следует увлекаться только накоплением определенных знаний и понятий, а стремится к развитию личностных качеств, мировоззренческих установок.
Естественнонаучное образование дошкольников, согласно Г. А. Соколовой, должно включать следующие составляющие [7, с. 52] :
- познавательный опыт личности, представленный системой знаний о природе и складывающейся картиной мира;
- опыт практической деятельности, включающий совокупность умений и навыков познавательно-исследовательских действий;
- опыт творчества, обеспечивающий готовность к преобразованию окружающего пространства;
- опыт отношений, характеризующийся оценочным отношением к миру, деятельности, людям.
Основываясь на всем вышеперечисленном, можно определить педагогический потенциал естественнонаучного образования в формировании целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста, который заключается в следующих положениях:
- естественнонаучное образование позволяет формировать достаточно целостные, системные и взаимосвязанные представления о различных объектах, явлениях и процессах окружающего мира. Знакомить детей с различными свойствами, закономерностями и отношениями, которые позволяют детям осознать внутреннее содержание и смысл окружающего мира. Именно на этой основе начинается процесс целенаправленного формирования целостной картины мира;
- посредством естественнонаучного образования дошкольники овладевают первыми умениями поисково-исследовательской деятельности. Это позволяет на основе собственной познавательной активности детей развивать способность к применению различных способов и приемов, раскрывающих причинно-следственные связи в окружающем пространстве;
- осваивая естественнонаучные представления и поисково-исследовательскую деятельность старшие дошкольники приобретаю опыт познавательного общения с окружающими, учатся рассуждать, убеждать, строить элементарные доказательства, воспринимать и понимать точки зрения других людей. Это, в свою очередь, является немаловажным аспектом процесса формирования целостной картины.
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно признать значимость и педагогический потенциал естественнонаучного образования старших дошкольников в процессе формирования целостной картины мира. Однако его полноценное использование в практике дошкольного образования требует установления соответствующих педагогических условий его реализации, что и является следующим аспектом нашего научного исследования.
Список литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – URL : https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Куликовская И. Э. Эволюция мировидения детей дошкольного возраста и ее педагогическое сопровождение: 13.00. 03: автореф. дис. док. пед. наук / И. Э. Куликовская. – Ростов- н/Д, 2002. – 46 с.
3. Пономарева Л. И., Ган Н. Ю., Обухова К. А. Знакомство с философскими категориями ка основа понимания целостной картины мира детьми дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 6. – С. 32-36.
4. Лыкова И. А. О своеобразии картины мира ребенка-дошкольника // Педагогика искусства. – 2011. – №4. – С. 193-202.
5. Аникудимова Е. А. Педагогические условия преемственности в естественнонаучном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста : 13.00.01. автореф. дис. канд. пед. наук / Е. А. Аникудимова. – Ульяновск, 2004. – 26 с.
6. Фомина В. В. Естественно-научные знания как основа ознакомления с окружающим миром // Инновации в образовании (Казахстан). – 2021. – № 2 (54). – С. 50-52. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=45664021
7. Соколова Г. А. Картина мира в естествознании дошкольного детства. Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2019. – 268 с.