Ирина Петрюк
Постановка и реализация задач по развитию конструктивной деятельности и технического творчества у дошкольников через Лего
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: данная статья посвящена постановке и этапам реализации задач перед педагогом для успешного развития у ребё нка-дошкольника технического творчества и конструктивной деятельности посредством ЛЕГО-конструирования.
На современном этапе предъявляются качественно новые требования к повышению интереса к личности ребёнка –дошкольника, его уникальности, развития у него потенциальных возможностей и способностей в познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и техническом творчестве, меняется к нему отношение как к
Публикация «Постановка и реализация задач по развитию конструктивной деятельности и технического творчества у дошкольников через Лего» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Конспекты занятий
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
развивающейся личности, способной к дальнейшей
жизнедеятельности для своего блага и процветания Отечества.
Именно развитие познавательно-исследовательской,
конструктивной деятельности и технического творчества
ребенка посредством ЛЕГО-конструкторов ведёт к
формированию интеллектуальных и личностных качеств
дошкольников, технических способностей, конструкторских
умений и навыков, воспитание творческой и целеустремленной
личности, способной самостоятельно ставить перед собой
160
задачи и находить оригинальные способы решения. Для того,
чтобы достигнуть определённых положительных планируемых
результатов в данном виде деятельности, необходимо решить
ряд задач :
– развитие индивидуальных способностей ребенка;
– развитие у дошкольников интереса к моделированию и
конструированию, стимулирование детского научно-технического творчества;
– формирование пространственного мышления, умения
анализировать предмет, выделять его характерные особенности,
основные части, устанавливать связь между их назначением и
строением;
– развитие умения применять свои знания при
проектировании и сборке конструкций;
– развитие операции логического мышления;
– развитие познавательной активности детей,
воображения, фантазии и творческой инициативы;
– развитие мелкой и крупной моторики, ориентировки в
пространстве;
– развитие диалогической и монологической речи,
расширение словарного запаса;
– совершенствование коммуникативных навыков детей
при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
– развитие кругозора и культуры;
формирование предпосылок учебной деятельности :
умения и желания трудиться, выполнять задания в соответствии
с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до
конца, планировать будущую работу.
Уровень познавательного развития дошкольников
повысится при реализации следующих педагогических условий:
– определение сущности и особенностей развития
познавательно-исследовательской, конструктивной
деятельности и технического творчества детей дошкольного
возраста;
– разработка методических рекомендаций по развитию
познавательно-исследовательской, конструктивной
деятельности и технического творчества посредством ЛЕГО-конструирования;
161
– организация разнообразных формы взаимодействия с
родителями по развитию познавательно-исследовательской,
конструктивной деятельности и технического творчества
дошкольников посредством ЛЕГО-конструирования :
информирование родителей о проведении данной работы,
изложение её цели; консультации, папки – передвижки для
родителей; совместное проведение мероприятий по данной
теме; привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе);
– разработка модели трансформируемой развивающей
предметно-пространственной среды.
Работу необходимо организовать поэтапно. На начальном
этапе работы изучить методическую литературу по данной теме,
подобрать методику для педагогической диагностики развития у
дошкольников познавательно-исследовательской,
конструктивной деятельности и технического творчества,
выявить начальный уровень сформированности представлений.
Практический этап включает в себя разработку и
апробацию игр, так же необходимо организовать работу по
решению организационных вопросов по более широкому
использованию возможностей ЛЕГО в образовательном
процессе с дошкольниками; выявление и устранение
возникающих в процессе работы проблем.
Для работы по теме педагогом предлагается выбрать
следующие формы работы для достижения поставленной цели :
– в работе с воспитанниками: планирование
индивидуальной работы в форме увлекательной и
содержательной деятельности; совместные игры с детьми;
формирование умения строить по схеме, по замыслу, по
представлению; занятия и сюжетно-ролевые игры с
использованием ЛЕГО – конструктора; выставки «Творчество
детей по ЛЕГO – конструированию»;
– в работе с родителями: консультация для родителей
«Конструирование для дошкольников»; рекомендации и
индивидуальные беседы по возникшим трудностям и вопросам
по игре с ЛЕГО-конструктором; консультация : «Как хранить
ЛЕГО в доме с маленьким ребенком»; рекомендации родителям
(буклеты) «Конструирование из конструкторов ЛЕГО дома и в
162
детском саду»;
– самореализация : разработка конспектов, игр; посещение
и участие в проблемно – творческой группе «Лего –
конструирование – это интересно».
Каждое из указанных направлений занимает определённое
место в педагогическом процессе и является необходимым для
наиболее эффективного решения поставленных задач.
Во время образовательной деятельности рекомендуется
активно использовать математические и дидактические игры,
конструктивные игры, модели, ситуации, где ведущая роль
отведена педагогу. Во время работы с детьми создается
определённый микроклимат, в основе которого уважение к
личности маленького человека, доверительные отношения
между взрослым и ребенком. Взрослый выступает в позиции
партнера детей, участвующих в совместной деятельности, но
партнера-инициатора. Заинтересовав детей своим примером и
участием, демонстрируя образцы ее организации, важно вовлечь
детей в работу. Воспитатель поощряет, учитывает детскую
инициативу в развертывании деятельности, обеспечивает
условия для деятельности с «открытым концом» так, чтобы дети
при желании могли продолжать ее самостоятельно, пока не
исчерпают свой интерес во время работы.
Во время образовательной деятельности необходимо
учитывать некоторые аспекты:
– материал давать дозировано, постепенно;
– учитывать индивидуальные особенности ребё нка:
психотип, утомляемость, чтобы не перегружать его, настроение,
темп развития;
– развивать положительную мотивацию к занятиям,
играм.
Для эффективного решения поставленных задач
используется легко трансформируемая развивающая предметнопространственная среды группы, имеющая конструктивную и
моделирующую направленность, которая включает в себя
различные виды ЛЕГО-конструкторов ДУПЛО как крупные,
имеющие сюжет, так и ЛЕГО-конструкторы с наличием мелких
деталей для выполнения построек (ДАКТА) по схемам, задумке,
включением построек в другие виды конструкторов. Так же
163
решаются задачи по самостоятельному и с помощью педагога
составлению схем, маршрутов, моделирование с помощью картсхем, используя, например конструкторы ЛЕГО из серии
ДУПЛО: «Математический поезд», «ЛЕГО – кафе», «Зоопарк»,
«Люди мира» и др.
Чтобы ребёнок активно развивался, его необходимо
вовлечь в деятельность. Ребёнок, играя, развивается и это
истина. Чтобы ребёнок мог играть, ему необходимо создать
благоприятные условия, чтобы в игре он мог саморазвиваться.
Такие условия возможно создать, используя образовательную
среду ЛЕГО. ЛЕГО-уникальная развивашка для детей, недаром
слово ЛЕГО в переводе с датского языка означает «умная
игрушка».Этот конструктор заставляет ребёнка думать,
фантазировать, строить, задумывать и видеть, как задуманное
осуществляется в конструкциях. ЛЕГО развивает в игре и
позволяет учиться, играя. Это не только занимательная игра, но
и игра ума и рук. Игра с деталями конструктора очень похожа
на взрослую конструктивно-техническую деятельность детей,
но, в тоже время, ещё не несёт в себе какой-то материальной
или культурной ценности. Грамотное руководство взрослого
разовьёт в ребёнке конструктивные и творческие способности,
которые он разовьёт в будущем.
Список использованных источников и литературы:
[1] Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»
[2] Жуковский А. С. Конструирование в детском саду. –
М., 2008.
[3] Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование
логических отношений и объектов реального мира средствами
конструктора LEGO). – М. ; «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.