Светлана Евсеева
Логические игры и упражнения как средство формирования мыслительных операций у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Логические игры и упражнения, как средство формирования мыслительных операций у старших дошкольников.
(Методические рекомендации для воспитателей ДОУ)
Трусилина Светлана Валерьевна,
воспитатель
МБДОУ Детского сада №172 «Голубка»,
Публикация «Логические игры и упражнения как средство формирования мыслительных операций у старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
г. Ульяновск
Многие убеждены, что главное, готовя ребёнка к школе, - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (в реальности это обычно выливается в стремление выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах десяти).
Но при обучении математике по учебникам современных развивающих систем данные умения лишь на маленький промежуток времени выручают его на уроках математики. Запас заученных знаний заканчивается весьма быстро (через месяц-два, и несформированность собственного умения к продуктивному мышлению довольно быстро приводит к появлению "проблем с математикой».
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, систематизация, сериация, абстрагирование - в специальной литературе получили название логических приемов мышления. Организуя специальную развивающую работу над формированием и развитием логических приемов мышления, человек отмечает, как значительно повышается результативность данного процесса, и это происходит даже независимо от исходного уровня развития дошкольника.
Наличествуют различные приемы умственных действий, помогающих усилению эффективности использования логико-конструктивных заданий.
То есть однозначно, чтобы выработать определенные математические умения и навыки, нужно стремиться к развитию дошкольника логического мышления. Так как в дальнейшем, в школьном обучении, детям необходимо будет применять такие мыслительные операции как сравнение, анализ, конкретизация, обобщение. Поэтому необходимо научить ребенка решению проблемных ситуаций, умению делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность к выделению существенного, самостоятельному подходу к обобщениям.
Логические игры математического содержания формируют у дошкольников познавательный интерес, вырабатывают способность к творческому поиску, желанию и умению учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, что присуще характерными для любой занимательной задаче, всегда возбуждает интерес у дошкольников.
Занимательные задачи помогают развивать у дошкольников умения к быстрому восприятию познавательных задачи и нахождению для них верных решений. Дошкольники приходят к пониманию того, что для того, чтобы правильно решить логические задачи, нужно обязательно сосредоточиться, они начинают понимать, что такая занимательная задачка заключает в себе какой – то "подвох", и чтобы ее решить, требуется осознать, в чем тут состоит хитрость.
Логическое развитие малыша предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения, выстраивая простейшие умозаключения, основываясь на причинно-следственной связи.
Если дошкольник не может справиться с задачей, то, скорее всего, он еще не научился концентрации внимания и запоминанию условий. Вполне возможно, что, читая или слушая второе условие, он при этом забывает предыдущее. В таком случае взрослый может оказать ему помощь уже в умении выстраивать определенные выводы из условия самой задачи. Прочитав выразительно первое предложение, можно спросить дошкольника о том, что он узнал, что понял из него. Потом продолжить чтение, обратившись ко второму предложению, после чего задать ему тот же вопрос. И так далее. Вероятно, что к концу прочтения условия, дошкольник уже сможет догадаться о том, какой в данной задаче предполагается ответ.
Таким образом, за два года до поступления дошкольником в школу, возможно, значимо повлиять на развитие математических способностей дошкольника. Даже если дошкольник не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то имеются все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем школьном обучении.
Таким образом, логическое развитие дошкольника предполагает также формирование умения для понимания и прослеживания причинно-следственных связей явлений и умения для выстраивания простейших умозаключений на основе причинно-следственной связи. Легко убедиться в том, что при выполнении логических задач и упражнений дошкольник упражняется в данных умениях, так как в их основу также положены мыслительные операции : анализ, синтез, обобщение и др.