Любовь Алексеевна Аксеновская
Конспект открытого логопедического занятия «В гостях у сказки»
Конспект открытого логопедического занятия :
«В гостях у сказки»
Автор: Аксеновская Любовь Алексеевна, учитель-логопед МАДОУ д/с № 55 «Сказка» комбинированного вида ЩМР МО
Тема: Развитие просодической стороны речи у детей с нарушением речи.
Программное содержание:
1. Учить детей воспроизводить ритмический рисунок, опираясь на наглядную схему;
2. Учить детей владеть своей интонацией;
3. Формировать правильное речевое дыхание;
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
4. Формировать плавность и слитность произношения слов;
5. Развивать артикуляционную моторику;
6. Развивать мелодико-интонационную сторону речи;
7. Формировать навык владения голосовыми модуляциями;
8. Формировать у детей навыки восприятия повышения и понижения основного тона (перелом мелодического рисунка);
9. Продолжать учить детей повышать и понижать голос;
10. Продолжать работать над силой голоса.
Коррекционно - развивающие:
• Автоматизация поставленных звуков в разговорной речи;
• Развивать умение воспринимать информацию на слух;
• Развивать память и внимание; воображение;
• Развивать интонационную выразительность речи;
• Воспитывать в детях доброжелательность
Оборудование:
Ларец, письмо, сказочные персонажи на ложках, деревья, карточки-схемы, магнитная доска, «Золотой» ключик, 2 баночки варенья (муляжи, чайная посуда, костюмы, магнитофон.
Предварительная работа:
• Разучивание стихотворений, скороговорок, инсценировки.
• Чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».
Ход занятия:
Л: Здравствуйте ребята. Посмотрите, какой сегодня хороший день. Улыбнитесь, коснитесь друг друга ладошками, передайте тепло и улыбку друг другу.
Л: Ребята, мне сегодня пришло письмо от Буратино. Давайте прочитаем, что он пишет: «Ребята, приглашаю Вас в свой Волшебный театр, только помогите найти мой Золотой ключик, я его где-то оставил, а вспомнить не могу».
Л: Ребята, поможем Буратино отыскать ключик? Да. А ключик, наверное, должен быть у кого-то из сказочных персонажей этой сказки».
Л: Посмотрите, а еще вместе с письмом доставили нам красивый ларец. Это, наверное, подсказка у кого может быть Золотой ключик. Давайте, откроем ларец и посмотрим, кто же там? Ребята, я догадалась, нам нужно попасть в гости к этим сказочным персонажам и спросить про ключик.
Л: Посмотрите, в гости мы пойдем к сказочным персонажам таким как:
1. Лиса Алиса, а что мы можем про нее сказать, какая она? (хитрая, лукавая);
2. Пьеро, а что про него можно сказать? (грустный, печальный);
3. Мальвина, а про нее что скажем? (строгая, как учитель, справедливая);
4. Черепаха Тортила, какая она? (мудрая, добрая, медлительная);
5. Буратино, что про него можете сказать? (веселый, радостный, озорной).
Л: Ребята, отправляемся в дорогу, но впереди мы видим дремучий лес. Он нас дальше не пускает.
Л: Давайте поздороваемся с лесом. Слушайте и смотрите на меня внимательно: Я поднимаете вверх соответствующие карточки, а вы читаете стихотворение. Если я поднимаю карточку со стрелкой направленной косо вверх, то ваш голос должен повыситься, если это карточка со стрелкой вниз – то ваш голос должен понизиться.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь порой,
И весною и зимой?
Что там шепчешь на заре
Весь в снегу, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Л: Не слышит нас лес, не шумит, давайте еще раз поздороваемся с Лесом. Играем второй раз. Карточки меняются.
Л: Лес, тоже с нами здоровается, покажите, как зашумел Лес: ш- ш-ш (Тихо, громко, тихо, громко).
Л: А нам очень нужно попасть в сказочную страну. Кто же нам поможет? Я кажется, знаю! Лес мне подсказал, что помочь нам может веселый ветерок. Давайте, позовем его:
Ветер, ветер прилети, в лес волшебный отнеси.
Л: зашумел ветерок, завыл: у – у – у. Поднял нас над верхушками деревьев и понес через лес. А верхушки у деревьев разные: низкие и высокие, могут быть ровными. Будем смотреть на дорожку, по которой летит ветерок и споем его песенку, смотрите на таблицы:
Л: Приготовили указательный палец, поем песенку ветра: у – у – у
Тихо, громко, плавно, проводя в воздухе указательным пальцем.
Продолжаем петь песенку ветерка, но следим за дорожкой по схеме только взглядом.
Л: Ветерок стал все тише - тише. И мы оказались на лесной полянке. А кто это тут прогуливается? Да это же Лиса Алиса.
Л. А. : А вот и я, Лиса Алиса, а вы кто? Зачем пришли?
Р: Л. А., скажи, а у тебя находиться Золотой ключик?
Л. А. : Ключика у меня нет, но если вы поиграете со мной, то я вам подскажу у кого он может быть. (Поиграем).
Л. А. : Я буду произносить скороговорки, а вы их произнесете вначале медленно, а потом все быстрее и быстрее.
Скороговорки (от медленного темпа к быстрому) :
1. Лисята в гости шли к лисе.
2. У ёлки иголки колки.
3. Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
4. Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Лиса Алиса: Спасибо, что поиграли со мной. Мне понравилось. Так и быть, я скажу у кого видела ключик. Ключик может быть у Пьеро.
Л: Ну что ж, ребята, отправляемся дальше в путь, нам нужно попасть к Пьеро.
Мы теперь пойдем направо
Раз, два, три,
А теперь пойдем налево
Раз, два, три,
В центре круга соберемся
Раз, два. Три
И на место мы вернемся
Раз, два, три.
Л: Мы пришли к какому-то домику. Кто же здесь живет?
А здесь живет Пьеро. Он грустит в своем домике один, давайте его развеселим, а потом спросим про Золотой ключик.
Для этого нам нужны маленькие колокольчики. Будем звенеть тихо или громко в соответствии с текстом. Слушайте внимательно и помогайте мне.
Колокольчики звенят:
Динь-динь, динь – динь, динь- динь. (громко)
Тихо-тихо говорят:
Динь-динь, динь – динь, динь- динь. (тихо)
Громко зазвенели бубенцы:
Динь-динь, динь – динь, динь- динь. (громко)
.
Полетела песня во все концы:
Динь-динь, динь – динь, динь- динь. (громко)
Л: Молодцы, развеселили Пьеро. А теперь нам нужно спросить про Золотой Ключик? Кто спросит? (Ребенок спрашивает).
Л: Пьеро говорит, что у него нет Золотого ключика, но он может быть у Мальвины. и предлагает нам отправиться к ней в гости.
Отправляемся в путь:
Мы теперь пойдем направо
Раз, два, три,
А теперь пойдем налево
Раз, два, три,
В центре круга соберемся
Раз, два, три
И на место мы вернемся
Раз, два, три.
Л: Ребята, посмотрите, нас встречает Мальвина, девочка с голубыми волосами. Она приглашает нас за стол и предлагает попить, чаю, но предупреждает, что чай очень горячий.
Л: Ребята, что нужно сделать, когда чай горячий? (подуть).
А как нужно дуть я вам напомню: воздух вдыхать через нос, плечи не поднимать, щеки не надувать, тянуть губы трубочкой. Подули. Выпили чай. Мальвина угощает нас конфетами. Покажите нам, что вы кушаете конфеты. (Артикуляционное упражнение «Конфета»).
А еще Мальвина предлагает варенье из клубники и вишни. Какое варенье вы будете кушать? (клубничное, вишневое). Какое вкусное варенье! Все губы испачкали. Давайте их оближем (Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»). Молодцы, вытирайте губы салфетками.
Мальвина мне рассказала, что в колодце, где она берет воду, живет очень милый дедушка Эхо. Предлагает нам с ним поиграть. Согласны? (Да). Давайте позовем его и поиграем. Будьте внимательны: повторяем вначале громко, а потом все тише и тише.
Л:
Эхо, я тебя зову-у: А-У-У, А-У-У, А-У-У,
Я тебе конфету да-ам: АМ-АМ –АМ,
Хочешь булочку мою-ю: ЧЬЮ, ЧЬЮ, ЧЬЮ
Эхо ближе подойди-и: ИДИ, ИДИ, ИДИ.
Л: Мальвина передает большое спасибо от дедушки ЭХО, и спрашивает, что мы ищем в сказочной стране?
Ребенок спрашивает про Золотой ключик.
Л: Мальвина отвечает, что у нее нет ключика, но она его видела у черепахи Тортилы.
Л: отправляемся в дорогу к черепахе Тортиле:
Мы теперь пойдем направо
Раз, два, три,
А теперь пойдем налево
Раз, два, три,
В центре круга соберемся
Раз, два, три
И на место мы вернемся
Раз, два, три.
Л: Вот мы и пришли к черепахе Тортиле. Давайте присядем.
Л: Черепаха Тортила: Здравствуйте мои дорогие, а вот и я. Очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Я очень люблю слушать песни лягушат, но они заболели и не могут сегодня порадовать меня своими песнями. Как жаль. А может, вы замените моих лягушат и споете мои любимые песенки. Я вам дам подсказки и вы легко справитесь. Согласны? (Да)
КВА-КВА
Ч. Т. : Молодцы ребята. А что вы ищете в сказочной стране?
Ребенок: Мы хотим помочь Буратино и найти Золотой ключик, который он где-то оставил.
Ч. Т. : Да, Золотой ключик у меня. Буратино прибегал в гости, и так заслушался песнями моих лягушат, что забыл ключик. Я вам отдам его, если вы отгадаете мои загадки и поиграете. Согласны? (Да).
Слушайте внимательно загадки:
1. Разные вопросы задает он всем:
Откуда, почему, зачем,
Кто, кому, когда, зачем?
Вот какой мастак. Какой же это знак (вопросительный знак).
А. Тетевкин
2. У нее особый пост
В самой малой строчке.
Если точно - Вывод прост:
Это значит …. (точка).
Ф. Кривин
3. Друзья! В произведении
Стоит он для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря он от рождения
Противник тишины!
Где он, те предложения
С особым выражением
Произнестись должны. Какой это знак? (Восклицательный знак)
А. Тетевкин
Ч. Т. Молодцы, а теперь поиграем. У меня есть карточки, возьмите по одной. Какой знак вы увидите на карточке, с такой интонацией вы должны произнести фразу: «Мы нашли ключик». Карточки со знаками:! ? .
Ч. Т. Молодцы ребята, отгадали загадки и получаете Золотой ключик. Отправляйтесь на встречу с Буратино, счастливого пути!
Навстречу выбегает Буратино:
Здравствуйте ребята, вы нашли мой Золотой ключик? Спасибо, а вы знаете, что это ключик от театра. Всех приглашаю в театр.
Буратино: Уважаемы зрители, посмотрите наше представление!
(звучит музыка)
Отрывок из инсценировки Н. Головизниной: «В школу вместе с Буратино».
Папа Карло: Был у меня мальчуган очень славный,
Веселый, смешной, озорной, деревянный.
Его из полена я сам смастерил
И азбуку книжку ему я купил.
Но мой Буратино куда-то пропал.
Боюсь, как он в беду не попал!
Мальвина: Буратино здесь сидел «Азбуку» свою смотрел.
Карабас его схватил и куда-то утащил.
Предстоит нам трудный путь,
Друга надо нам вернуть.
В зале появляются кот и лиса.
Кот: Ловко дело провернули,
Буратино обманули.
Лиса: Вот – деньжата здесь лежат
И в кармашке дребезжат!
Кот: Ты, лиса Алиса стой!
Покажи-ка золотой.
И давай поделим их,
Эти деньги на двоих.
Лиса: Хорошо, мой котик славный,
Я все сделаю исправно.
Внезапно, с криком вбегает Буратино. У него в руках Золотой ключик.
Буратино: Ой, спасите, помогите!
Гонится за мной, смотрите,
Злой и страшный Карабас!
Схватит он меня сейчас.
Сами тоже вы спасайтесь!
Ой, скорее разбегайтесь!
Буратино прячется, вбегает Карабас Барабас.
Карабас Барабас: Где хитрец мальчишка этот?
Он сживет меня со свету!
Я хочу его поймать,
Чтобы ключик отобрать!
Буратино: Нам не страшен Карабас,
Спляшет он сейчас у нас.
Логопед : (В инсценировке) : А давайте, не будем ссориться, предлагаю помириться и станцевать веселый танец…
Звучит песня: «БУ-РА-ТИ-НО» (дети поют песню и танцуют).
Л: Скажем нашим гостям. До свидания.