Арбанакова Айсула Михайловна
Портфолио воспитателя педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Общие сведения педагога. 2
Ведение. 3-5
Раздел 1. Аналитическая часть
1.1 Анализ результатов педагогической деятельности. 5-7
1.2 Анализ условий развития речевой активности дошкольников через устное народное творчество. 8-17
1.3 Диагностика.. 17-20
1.4 Противоречия, пути их решения. 20-24
Раздел 2. Заключение. 24-26
Раздел3. Список литературы. 27
Раздел 4. Отзывы, аналитические справки на педагога
Раздел 5. Приложения
Общие сведения о педагоге
Ф. И. О. Арбанакова Айсула Михайловна
Дата рождения 4 февраля 1989 года
Публикация «Портфолио воспитателя педагога» размещена в разделах
Образование, наименование учебного заведения, специальность по образованию, год окончания Средне- профессиональное, Горно- Алтайский педагогический,2008г., учитель начальных классов.
Профессиональная переподготовка в бюджетном образовательном учреждении Республики Алтай «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай».
Должность Воспитатель
Место работы МБДОУ детский сад «Искорка» с. Шебалино
Общий стаж работы 11 лет
Стаж педагогической работы 11 лет
Стаж работы по должности 6 лет, 10 мес.
Стаж работы в данном учреждении 6 лет, 10 мес.
Сведения о предыдущей аттестации (категория, дата присвоения) Соответствует занимаемой должности, 2019
Курсы повышения квалификации Учебный центр профессиональных квалификаций БПОУ РА «Г-АПК» по теме «Современные подходы к построению образовательного процесса в ДОУ в условиях внедрения ФГОС д. о.»2014г., «Академия роста» по теме «Комплексно- тематическое планирование образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях по программе «Кунеш (Солнышко)» 2018г., Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РА» по теме «Психолого- педагогическое сопровождение развития ребенка с ОВЗ в условиях ДОО» 2019г.
Награды, звания Грамота управления образования МО «Шебалинский район» в соревнованиях среди учреждений д. о., Диплом организатора Всероссийского конкурса детского рисунка «Раскрась бабочку- красавицу», Грамота управления образования МО «Шебалинский район» за участие в муниципальном конкурсе «Дошкольник», Почетные грамоты МБДОУ Детский сад «Искорка», Благодарственное письмо МБДОУ детский сад «Искорка».
Контактные телефоны: рабочий, мобильный;
Ссылка: 8-(38849) 22-8-05
89835824486
https:www.ru/users/
Аналитический отчет
По устному народному творчеству в развитии речевой активности детей дошкольного возраста.
Составитель: Арбанакова А. М
Введение
Речь в жизни человека -это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Общение со взрослыми носит положительно эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и, разворачивается позднее. При недостатке общения, речь ребенка не развивается, и он может вырасти замкнутым. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества.
Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности.
Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Малый фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку.
Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Итак, посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
Цель моего аналитического отчёта заключается в проведении самоанализа и оценке результатов собственной педагогической деятельности в рассматриваемый период.
Я работала по теме: «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей дошкольного возраста».
Цель: воспитание ребенка активно говорящего, хорошо ознакомленного с произведениями устного - народного творчества, эмоционального, инициативного раскрепощенного.
В работе по данной теме я поставила следующие задачи:
1. Изучить литературу по УНТ.
2. Разработать проект по устному народному творчеству, а так же методические рекомендации для родителей.
3. Познакомить детей с содержанием и понятием «Детский фольклор», дать общее представление.
4. Дать представление об укладе жизни и быта русского и алтайского народа.
5. Развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории.
6. Воспитывать чувство гордости за свой народ, его культурное наследие.
7. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на учебную деятельность.
Для решения этих задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение, синтез, классификация.
Объектом исследования - процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - жанры детского фольклора как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Гипотезой исследования выступило предложение о том, что использование произведений различных жанров детского фольклора на занятиях и в повседневной деятельности способствуют повышению уровня развития речи дошкольников.
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:
- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;
- будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;
- малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития ребенка.
1. Аналитическая часть
1.1 Анализ результатов педагогической деятельности
Проблема, связанная с развитием речи, особо остро встала в последнее время. По данным статистики за последние 20 лет количество детей с речевыми нарушениями значительно увеличилось. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать.
Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
В связи с этим актуально изучение особенностей развития словаря детей дошкольного возраста.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для повышения эффективности процессов развития речи детей дошкольного возраста через ознакомление их с устным народным творчеством.
Обозначенная выше педагогическая идея воплощалась на протяжении 5 лет. Работу по созданию опыта можно разделить на несколько этапов:
1 этап – диагностический.
Задачи:
-выявить уровень речевого развития, провести анализ полученных данных;
-изучить методическую литературу по данной теме, опыт коллег;
-определить цели и задачи опыта.
2 этап – формирующий.
-подобрать консультативный материал, рекомендации для родителей по темам: «Использование фольклора в развитии ребенка – дошкольника, «Пословица недаром молвится», «Русская народная мудрость в воспитании», «Мудрость алтайского народа, через алтайские сказки"»;
-провести развлечение для детей «Веселая ярмарка» ;
-изготовить и оформить папки: «Считалки. Дразнилки», «Рисуем сказки», «Пословицы и поговорки», альбом по работе с потешками, "Алтай табышкактар", "Кеп состор", "Атай кожондор".
-изучить методику ознакомления с устным народным творчеством;
-изучить методику ознакомления с фольклором на занятиях.
3 этап – итоговый.
Задачи:
-провести мониторинг, сравнить полученные данные с результатами первичных обследований;
- соотнести результаты с поставленной целью.
Диапазон работы в этой области довольно широк. Он предполагает использование устного народного творчества не только в образовательных областях, но и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.
В исследованиях отечественных педагогов Жуковской Р. И., Сакулиной Н. П., Тихеевой Е. И., Ушинского К. Д. Флериной Е. А. и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка как в целом, так и совершенствования связной речи.
Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Русское народное творчество не перестает удивлять и восхищать своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Е. Н. Тихеева, Е. А. Флерина также считали, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку. Они писали: «Загадки, пословицы, поговорки - образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений.
Изучая литературу мне очень хорошо помогла книга М. П. Чочкина "Алтайский детский фольклор". Она выделяет три группы детского фольклора:
1."Jаш балдарга учурлалган оос чумделге" - фольклор предназначенный для детей: первая возрастная группа;
2. "Балдардын оос чумделгези"- произведения взрослых, ставшие со временем детскими: вторая возрастная группа;
3. "Балдардын ойындары"- игровой фольклор.
Из современных изданий текстов детского фольклора использовала в работе книгу "Огош балдарга кычырар бичик" (хрестоматию для чтения дошкольникам, составленную Е. Н. Кергиловой, в которую она включила ранее опубликованные произведения алтайского детского фольклора, но с учетом возрастного критерия в подаче материала. В 1991 году вышел сборник скороговорок " Модор сос", составленный В. П. Ойношевым, в котором были представлены неопубликованные до этого времени скороговорки. Также выписываю журнал "Солоны" ("Радуга"). Он знакомит детей с произведениями алтайского детского фольклора. (см. Приложение №1)
Таким образом, я делаю вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка. Но эффективность их использования будет зависеть не только от того - понимает ли воспитатель, какова роль фольклора, а и от того, насколько хорошо он знает о средствах народной педагогики, о методах и приемах их использования. Поэтому полагаю, что процесс развития речи детей дошкольного возраста будет эффективным, если в процессе НОД и совместной деятельности педагога и детей большое внимание будет уделяться использованию устного народного творчества. Взрослые должны предусмотреть значительное увеличение и обогащение возможностей участия в речевом общении каждого ребенка, при этом первостепенно важным должно быть полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный для этого период.
Новизна опыта состоит:
- в использовании устного народного творчества в развитии речевой активности детей;
- в изучении методики ознакомления с фольклором на занятиях и применении ее в работе;
- в изучении методики и применении ее в работе ознакомления с устным народным творчеством ;
- в обогащении предметно-развивающей среды пособиями для развития речевой активности детей.
- в использовании различных видов театра.
- использование песочной терапии.
1.2 Анализ условий развития речевой активности дошкольников через устное народное творчество
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, мои дети не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Произведения детского фольклора можно широко использовать в работе с детьми. На прогулке, во время игр, в процессе работы, в ходе занятий эти произведения станут прекрасным дополнением к содержанию наблюдений, анализу и оценке того или иного вида деятельности. Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.
Находясь на работе, в процессе ознакомления детей с устным народным творчеством я стараюсь следить за речью детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем лучше ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми. Обращаю внимание на то, чтобы дети чётко произносили слова, договаривали фразы до конца. Стараюсь на всех занятиях требовать от детей полных ответов.
Необходимо учить детей понимать вопросы. Я пытаюсь оценивать не только содержательную сторону ответа, но и его речевое оформление.
Детей старшего дошкольного возраста учила умению связно последовательно рассказывать и пересказывать небольшой рассказ, сказку.
Своим примером я стараюсь правильно произносить звуки, слова, грамматически правильно строить предложения; логически, последовательно излагать мысли. Умело делаю переходы от громкого звучания к тихому. И ещё я уверена в том, что огромное значение имеет то, с каким выражением лица разговариваю с детьми, каким тоном.
На шестом году жизни у детей уже достаточно велик и разнообразен словарный запас. Он постоянно пополняется, так как ребёнок обогащает свой опыт за счёт новых впечатлений, информаций. Я старалась уточнять и активизировать словарь. Это происходит, прежде всего, в процессе общения в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. (см. Приложение №2)
Провожу дидактические игры. Например:
«Кто заметит больше»?
«Кто расскажет подробнее»?
«А как наоборот»?
«Кто скажет иначе»?
Проводила с детьми упражнения- нелепицы:
«Вот это да»?
«Кто как кричит»?
«Что на свете не бывает»?
Небылицы веселят ребят, развивают их фантазию.
Я считаю, что очень важно подумать над тем, как лучше и выразительнее прочесть или рассказать детям текст. Работу осуществляю в повседневной деятельности детей: в утренние часы, в часы игр, во время прогулок.
Знакомя детей с устным народным творчеством, развиваю у них речь, память, внимание, мышление, воображение, фантазию.
Я поставила перед собой задачу – формирование у детей этих качеств,
развивать их. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать её глубокое идейного содержание, чтобы им надолго заполнилось содержание и полюбились поэтические образы.
При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями я помогаю ребёнку почувствовать красоту и наивность стихотворения, глубже осознать содержание.
Я конечно должна передать смысл слов, и показать интонацию, ритм их речи, их эмоциональное состояние. Рассматривая хорошую сделанную подборку иллюстраций дети делятся друг с другом своими впечатлениями. Рассматривая книги с потешками я часто спрашиваю у детей: «Какая книга интереснее? С картинками или без них»? Дети отвечают: с картинками, потому, что смотришь на них, можно догадаться, о чём говорится в книге. Без картинок книжка совсем неинтересна, в ней ничего не понятно.
У детей старшего возраста появляются большие возможности для раскрытия творческого потенциала в театрализованной игре. (см. Приложение №3) Они более самостоятельны в выборе ролей, развитии сюжета. Дети могут придумать новую концовку, описать или даже создать новую декорацию. В высказывании детей замечаю, что появляется много разных частей речи, относящихся к деятельности людей, им взаимоотношениям, поступкам, поведению. Для чего нам нужно изучать русское народное творчество? Чтобы знать свои обычаи, традиции, свою культуру, чтобы быть культурными людьми. Чувство красоты пронизывает многие виды народного творчества – песни, пословицы, загадки, сказки, стихи, рассказы, игры, забавы.
Знакомя детей с устным народным творчеством, я отметила, что народные пословицы, поговорки, приметы, загадки усваиваются детьми тогда, когда содержание их отражает близкие им явления.
"Модор сос"- игра в скороговрку
1. Jугуре, jугуре дум таптым,
Jум алдынан тарак таптым,
Таракты апарып таадама бердиим,
Таадам меге сагалын берди.
Сагалын апарып колго салдым,
Кол меге кобугин берди.
Кобукти апарып ийнекке бердим,
Ийек меге судин берди,
Jайым Jуйым ичип отурзам,
Колым менин корс! этти,
Койонок сооги торс! этти.
Приметы:
"Аш кылгада, бала дашта"
"Олоннон озо,Jалбрак болбо"
"Агаш тазылы- Jер откуре,
Кижи тазылы - jон откуре".
«В августе солнце греет, а вода холодеет».
«Июль сорвал листок, придёт август- отщипнёт два листочка».
Пословицы, поговорки:
«Что летом родится – зимой пригодится».
«Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок».
«День прозевал – урожай потерял».
«Кто рано встаёт, тот грибы себе берёт, а сонный да ленивый идёт после за крапивой».
«Для умелой руки – все работы хороши».
Загадки (табышкактар).
"Бастым,бастым тарак таптым,
Таракты колго салдым,
Колдок кобук алдым,
Кобуктен алтын алдым. (Уйдын суди,каймак,сарду).
«Что выше лесу?»
«Что краше свету?» (солнце)
«Всё время стучит, деревья долбит,
Но он их не калечит, а – лечит» (дятел)
«Полна печь чёрненьких лепёшек» (арбуз)
«Одно бросил, целую горсть взял» (зерно)
«Что не сеяно родиться?» (трава)
Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей.
Использую потешки (соотомолдор, чтобы заставить детей двигаться, например:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!
Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок.
Топ – топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ – топ!
Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
Травка – муравка со сна поднялась,
Птица – синица за зерна взялась,
Зайка - за капусту,
Мышка – за корку,
Детки за молоко.
Умница Танечка,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
При подготовке детей ко сну, мы также обращаемся к потешкам.
Вот и звери спят.
Вот и люди спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят – поспят, всему миру спать велят.
Во время одевания на прогулку:
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Это с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем колошки;
Этот – с правой ножки,
Этот – с левой ножки.
Вот так хорошо.
Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывания её спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Во время умывания, причёсывания детей знакомила с такими потешками, как «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса». Дети взрослели и я стала подбирать потешки с более сложным содержанием. Перед ними я ставила не только запомнить потешку, но и эмоционально обыграть её. Дети учились двигаться и говорить как лисичка, заяц, медведь в зависимости от того, о ком потешка.
Одна из основных задач чтения состоит в том, чтобы научить детей слушать и слышать, т. е. правильно воспринимать речь. Картинка-иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя.
В зависимости от возраста детей я меняла приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам. Приемы следующие:
1) узнавание ребенком персонажей, вещей («Узнай, кто это?»; «Покажи, где кто или что?»);
2) соотнесение фраз текста с картинками («Найди картинку к таким словам.»; «Какие слова подходят к этой картинке?»);
3) оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур («Почему нравится тебе эта картинка?»);
4) сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.
С целью обогащения знаний детей о художественных произведениях детям были прочитаны следующие произведения, русские народные сказки: «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой», «Лиса, заяц и петух», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Пых», «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему веленью», «Бычок - чёрный бочок, белое копытце».
Читали алтайские сказки: "Тарбаган", "Агас ла койон", "Айу ла Тарал", "Ат ла Уй", "Кой", "Сартакпай"," Муркут ле Уку","Саныскан", "Борокушкаш","Керик Бака","Ырыс улешкени","Чай ла Сымда","Томыртка,"Боконок","Такаа ла Куртук".(см. Приложение №4)
После прочтения художественных произведений дети узнавали, что в сказках побеждает всегда добро зло, узнавали, что нехорошо быть жадным, злым, нужно заботиться о ближних, высмеивались неряхи, воспитывались такие качества как аккуратность, трудолюбие, прилежание.
Затем проводились игры – драматизации отдельных эпизодов из сказки, если сказка объёмная или целой сказки. Были обыграны сюжеты из сказок: «Лиса и журавль», «Морозко», проведены драматизации по сказкам: «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Кот петух и лиса», «Теремок» и «Лиса и журавль»,"Теерпек", "Ат ла Уй","Кой","Томыртка".
В ходе обыгрывания сюжетов и сказок, драматизаций дети научились передавать характеры и голоса персонажей, их мимику, говорить голосами героев сказки (лиса – хитрым голосом, волк и медведь – грубым, высказывать отношения к героям сказки, передавать их настроение.
В ходе этих драматизаций развивалась у детей речь, память, творческое воображение.
Часто я прибегала к такому приёму, как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки её персонажей помогали детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.
С целью развития речи детей я в своей работе использовала чистоговорки, скороговорки. Были проведены дидактические игры: «Угадай какой звук», «Определи, какой звук в начале, в середине и в конце», «Назови слово с заданным звуком», «Назови слово на определенную тему», «Докончи предложение» и другие. Были разучены чистоговорки и скороговорки со звуками «ч», «ц», «ш», «щ», «з», «с», «ж», а также скороговорки на мягкие звуки «л», «д», «т».
В ходе таких упражнений совершенствовалась речь детей, дети научились четко выговаривать слова со звуками «ч», «ц», «ш», «щ», «ж», «з», «с», «л», «д», «т», развивался фонематический слух у ребёнка, дети научились подбирать слова с этими звуками.