Дарья
Диагностика лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи актуальна. При нарушении работы или полной дисфункции одного из элементов данной системы полноценное развитие речи невозможно. Для построения коррекционной работы следует провести обследование лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Обследование лексической стороны речи.
1. Исследование понимания и употребления слов (номинативного лексического значения).
Задание 1.1. Состояние номинативного словаря.
Цель: выявление особенностей сформированности номинативного словаря.
Описание: ребенку предлагается назвать предметные картинки по различным лексическим темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь»,
«Мебель», «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Животные».
Задание 1.2. Состояние глагольного словаря (глаголы действия, состояния, движения).
Цель: выявление особенностей сформированности глагольного словаря.
Описание: ребёнку предлагается посмотреть серию иллюстраций, состоящую из 24 картинок, и определить, кто и как передвигается, в каком состоянии находится, какое действие выполняет.
Задание 1.3. Состояние атрибутивного словаря.
Цель: выявление особенностей сформированности атрибутивного словаря.
Описание:
1. Исследование качественных прилагательных.
Ребёнку предлагается посмотреть на 6 иллюстраций с изображением разных предметов и назвать качества каждого предмета, отвечая на вопрос «какой? какая? какое? какие?». Например, дом (какой) большой / маленький.
2. Исследование относительных прилагательных.
Ребёнку предлагается посмотреть на 6 иллюстраций с изображением разных предметов и ответить на вопросы. Например, варенье из клубники (значит какое оно) клубничное.
3. Исследование притяжательных прилагательных.
Ребёнку предлагается посмотреть на 4 иллюстрации, с изображением разных предметов и ответить на вопросы. Например, уши медведя (значит чьи уши) медвежьи.
Задание 1.4. Словарь числительных.
Цель: выявление особенностей сформированности словаря числительных.
Описание:
1. Исследование количественных числительных. Ребёнку предлагается посмотреть на иллюстрацию с изображением детей и посчитать сколько их (их количество).
2. Исследование порядковых числительных. Ребёнку предлагается посмотреть на иллюстрацию с изображением детей и рассчитать их по порядку.
Задание 1.5. Предлоги.
Цель: выявление особенностей сформированности понимания и употребления предлогов.
Описание: ребёнку предлагается посмотреть на 12 иллюстраций и определить, где находится попугай.
2. Исследование состояния структурного аспекта лексических значений слов.
Задание 2.1. Антонимы.
Цель: выявление особенностей использования антонимов.
Описание: ребенку предлагается посмотреть на 6 пар иллюстраций с отображением слов-антонимов и ответить на вопросы. Например, этот дом (какой) большой, а этот дом (какой) маленький.
Задание 2.1. Синонимы.
Цель: выявление особенностей использования синонимов.
Описание: ребенку предлагается посмотреть на 2 серии картинок, в каждую серию входит по 4 картинки, которые отображают предметы, выполняющие сходные действия или отражающие сходные качества, и назвать эти действия либо качества разными словами с похожими значениями.
Задание 2.3. Часть-целое.
Цель: выявление умений выделять части целого.
Описание: ребенку предлагается посмотреть на 7 иллюстраций с изображением предметов и определить части, из которых они состоят.
Обследование грамматической стороны речи.
1. Исследование способности словоизменения.
Задание 1.1. Осознание рода существительных путем подстановки местоимений «мой, моя, мое».
Цель: выявление особенностей осознания рода существительных.
Описание: ребенку предлагается посмотреть на 4 иллюстрации и подставить местоимение.
Задание 1.2. Изменение существительных по числам.
Цель: выявление особенностей изменения существительных по числам.
Описание: ребенку предлагается посмотреть на 3 иллюстрации и изменить по числам. Например, один стол-много столов / три стола.
Задание 1.3. Изменение прилагательных в роде и числе.
Цель: выявление особенностей изменения прилагательных в роде и числе.
Описание: ребенку предлагается посмотреть на 4 иллюстрации и изменить по родам и по числам.
Задание 1.4. Изменение глаголов по числам.
Цель: выявление особенностей изменения глаголов по числам.
Описание: ребенку предлагается посмотреть на 2 иллюстрации и изменить по числам.
Задание 1.5. Изменение существительных по падежам.
Цель: выявление особенностей изменения существительных по падежам.
Описание: ребенку предлагается посмотреть на 12 иллюстрации и изменить по падежам с помощью вопросов.
Задание 1.6. Согласование существительных с числительными.
Цель: выявление особенностей согласование существительных с числительными.
Описание: ребенку предлагается посмотреть на 6 иллюстрации, посчитать и назвать. Например, один гриб, три гриба.
Задание 1.7. Изменение прилагательных по падежам.
Цель: выявление особенностей изменения прилагательных по падежам.
Описание: ребенку предлагается посмотреть на 12 иллюстрации и изменить по падежам с помощью вопросов.
2. Исследование способности словообразования.
Задание 2.1. Словообразование суффиксальным способом.
Цель: выявление особенностей словообразования суффиксальным способом.
Описание: ребенку предлагается посмотреть на 3 иллюстрации и назвать ласково. Например, дом-домик.
Задание 2.2 Словообразование префиксальным способом.
Цель: выявление особенностей словообразования префиксальным способом.
Описание: ребенку предлагается посмотреть на 4 иллюстрации и назвать что сделал мальчик. Например, зашел-вышел.
Таким образом, представленные задания помогают более точно определить категории лексико-грамматических нарушений. После подробной диагностики следует выстраивать коррекционную работу, восполняя пробелы от простого к сложному с учётом индивидуальных и возрастных возможностей детей.