МААМ-картинки

Диагностика лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Дарья
Диагностика лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема формирования лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи актуальна. При нарушении работы или полной дисфункции одного из элементов данной системы полноценное развитие речи невозможно. Для построения коррекционной работы следует провести обследование лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Обследование лексической стороны речи.

1. Исследование понимания и употребления слов (номинативного лексического значения).

Задание 1.1. Состояние номинативного словаря.

Цель: выявление особенностей сформированности номинативного словаря.

Описание: ребенку предлагается назвать предметные картинки по различным лексическим темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь»,

«Мебель», «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Животные».

Задание 1.2. Состояние глагольного словаря (глаголы действия, состояния, движения).

Цель: выявление особенностей сформированности глагольного словаря.

Описание: ребёнку предлагается посмотреть серию иллюстраций, состоящую из 24 картинок, и определить, кто и как передвигается, в каком состоянии находится, какое действие выполняет.

Задание 1.3. Состояние атрибутивного словаря.

Цель: выявление особенностей сформированности атрибутивного словаря.

Описание:

1. Исследование качественных прилагательных.

Ребёнку предлагается посмотреть на 6 иллюстраций с изображением разных предметов и назвать качества каждого предмета, отвечая на вопрос «какой? какая? какое? какие?». Например, дом (какой) большой / маленький.

2. Исследование относительных прилагательных.

Ребёнку предлагается посмотреть на 6 иллюстраций с изображением разных предметов и ответить на вопросы. Например, варенье из клубники (значит какое оно) клубничное.

3. Исследование притяжательных прилагательных.

Ребёнку предлагается посмотреть на 4 иллюстрации, с изображением разных предметов и ответить на вопросы. Например, уши медведя (значит чьи уши) медвежьи.

Задание 1.4. Словарь числительных.

Цель: выявление особенностей сформированности словаря числительных.

Описание:

1. Исследование количественных числительных. Ребёнку предлагается посмотреть на иллюстрацию с изображением детей и посчитать сколько их (их количество).

2. Исследование порядковых числительных. Ребёнку предлагается посмотреть на иллюстрацию с изображением детей и рассчитать их по порядку.

Задание 1.5. Предлоги.

Цель: выявление особенностей сформированности понимания и употребления предлогов.

Описание: ребёнку предлагается посмотреть на 12 иллюстраций и определить, где находится попугай.

2. Исследование состояния структурного аспекта лексических значений слов.

Задание 2.1. Антонимы.

Цель: выявление особенностей использования антонимов.

Описание: ребенку предлагается посмотреть на 6 пар иллюстраций с отображением слов-антонимов и ответить на вопросы. Например, этот дом (какой) большой, а этот дом (какой) маленький.

Задание 2.1. Синонимы.

Цель: выявление особенностей использования синонимов.

Описание: ребенку предлагается посмотреть на 2 серии картинок, в каждую серию входит по 4 картинки, которые отображают предметы, выполняющие сходные действия или отражающие сходные качества, и назвать эти действия либо качества разными словами с похожими значениями.

Задание 2.3. Часть-целое.

Цель: выявление умений выделять части целого.

Описание: ребенку предлагается посмотреть на 7 иллюстраций с изображением предметов и определить части, из которых они состоят.

Обследование грамматической стороны речи.

1. Исследование способности словоизменения.

Задание 1.1. Осознание рода существительных путем подстановки местоимений «мой, моя, мое».

Цель: выявление особенностей осознания рода существительных.

Описание: ребенку предлагается посмотреть на 4 иллюстрации и подставить местоимение.

Задание 1.2. Изменение существительных по числам.

Цель: выявление особенностей изменения существительных по числам.

Описание: ребенку предлагается посмотреть на 3 иллюстрации и изменить по числам. Например, один стол-много столов / три стола.

Задание 1.3. Изменение прилагательных в роде и числе.

Цель: выявление особенностей изменения прилагательных в роде и числе.

Описание: ребенку предлагается посмотреть на 4 иллюстрации и изменить по родам и по числам.

Задание 1.4. Изменение глаголов по числам.

Цель: выявление особенностей изменения глаголов по числам.

Описание: ребенку предлагается посмотреть на 2 иллюстрации и изменить по числам.

Задание 1.5. Изменение существительных по падежам.

Цель: выявление особенностей изменения существительных по падежам.

Описание: ребенку предлагается посмотреть на 12 иллюстрации и изменить по падежам с помощью вопросов.

Задание 1.6. Согласование существительных с числительными.

Цель: выявление особенностей согласование существительных с числительными.

Описание: ребенку предлагается посмотреть на 6 иллюстрации, посчитать и назвать. Например, один гриб, три гриба.

Задание 1.7. Изменение прилагательных по падежам.

Цель: выявление особенностей изменения прилагательных по падежам.

Описание: ребенку предлагается посмотреть на 12 иллюстрации и изменить по падежам с помощью вопросов.

2. Исследование способности словообразования.

Задание 2.1. Словообразование суффиксальным способом.

Цель: выявление особенностей словообразования суффиксальным способом.

Описание: ребенку предлагается посмотреть на 3 иллюстрации и назвать ласково. Например, дом-домик.

Задание 2.2 Словообразование префиксальным способом.

Цель: выявление особенностей словообразования префиксальным способом.

Описание: ребенку предлагается посмотреть на 4 иллюстрации и назвать что сделал мальчик. Например, зашел-вышел.

Таким образом, представленные задания помогают более точно определить категории лексико-грамматических нарушений. После подробной диагностики следует выстраивать коррекционную работу, восполняя пробелы от простого к сложному с учётом индивидуальных и возрастных возможностей детей.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья»Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья» Цель – создать условия для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: - учить детей составлять.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Диагностика лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 февраля 2025 в 10:23
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Дарья (УИ 1306070) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД