Светлана Казакова
Понятия и сущность трудной жизненной ситуации
▼ Скачать + Заказать документы
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, КАК ПРИЧИНА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Задачей данного параграфа является выявление сущности понятия «трудная жизненная ситуация» и типов семей, подверженных риску.
Содержание понятия «дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации», имеет достаточно много составляющих.
Публикация «Понятия и сущность трудной жизненной ситуации» размещена в разделах
Определение понятия «трудная жизненная ситуация» дано в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Трудная жизненная ситуация — это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное, которую он не может преодолеть самостоятельно [1].
В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации :
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети - инвалиды;
дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети - жертвы насилия;
дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
дети, находящиеся в специальных учебно - воспитательных учреждениях;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети с отклонениями в поведении;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
В соответствии с данными определениями трудную жизненную ситуацию ребенка могут подтвердить следующие документы:
- Ходатайства, справки, заключения органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, подтверждающие, что жизнедеятельность ребенка объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, и они не могут быть преодолены самостоятельно или с помощью семьи.
- Справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности ребенка.
- Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка.
- Справка органов Федеральной миграционной службы о наличии у ребенка статуса беженца или вынужденного переселенца и/или членов его семьи.
- Справка органов социальной защиты населения о проживании ребенка в малоимущей семье.
- Иные документы, подтверждающие нахождение ребенка в трудной жизненной ситуации [2].
И. Г. Кузина рассматривает общее понятие трудной жизненной ситуации, как «ситуации, объективно нарушающей социальные связи человека с его окружением и условиями нормальной жизнедеятельности и субъективно воспринимаемая им как сложная, вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы» [12].
Н. Г. Осухова рассматривает это понятие как ситуацию, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации ребёнка к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» [20].
В 2003 году согласно материалам I-II научно-практической конференции, посвященной проблемам детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профессор С. С. Гиль, д. п. н., представил результаты проведенного им анализа ключевых понятий одного из важнейших российских законов – ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [7].
По сути, именно с началом действия этого закона стало возможным говорить о восстановлении общегосударственного подхода в решении острейших проблем социального воспитания и социальной работы с подрастающим поколением. Обращение именно к этому социальному закону обосновано также и тем фактом, что он является наиболее поздним из социального законодательства РФ и вобрал в себя опыт реализации иных законов, в частности, ФЗ «Об основах социального обслуживания населения…».
Закон спроектирован с учетом принципов системности и представляет собой общегосударственную модель и технологию профилактической и социальной работы с несовершеннолетними на территории РФ, одновременно.
С точки зрения социальной педагогики и социальной работы закон обладает специфическими особенностями, формирующими и сам способ его применения.
Настоящий Закон создан в традиционной для российского законодателя манере. Он адресован управленцам и должностным лицам, определенным в качестве субъектов системы профилактики, наделенным особыми функциями и полномочиями в решении проблем несовершеннолетних.
Направленность Закона на лиц (юридических и физических, обязанных его исполнять и обеспечивать, играет двоякую, в том числе, и ограничивающую, в определенном смысле, негативную роль [15].
С одной стороны, точное определение круга субъектов системы профилактики, снимает вопросы об ответственных участниках профилактической работы, круге их полномочий и обязанностей
С другой стороны, в число субъектов системы включены исключительно представители органов власти и управления, которые в соответствии с положениями этого Закона являются и организаторами профилактической работы и ее исполнителями, что, очевидно, формирует замкнутую систему отношений внутри системы профилактики.
При этом семья и несовершеннолетние рассматриваются в законе с объектной точки зрения, исключительно в негативном контексте в качестве объектов профилактической работы, оказавшихся в социально-опасном положении.
Несомненно, что в практике работы, субъектам системы профилактики приходится преимущественно сталкиваться с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудном и социально-опасном положении.
Но цель профилактики и социальной работы в том и состоит, чтобы вывести их из этого положения и придать импульс к эффективному функционированию и жизни в обществе. Ребенок или семья в качестве объекта профилактической работы по определению не могут выйти на достижение заявляемой Законодателем цели.
Объектный подход, как доказала история отечественной, советской педагогики и мировой социальной работы, не позволяет объекту достигать целей, которые присущи лишь субъекту активной социальной жизни.
Эта же негативная направленность распространяется и на других, не указанных в тексте закона, реальных субъектов социального воспитания несовершеннолетнего. К ним относятся и общественные объединения, и организации, приближенные к месту жительства ребенка, будь то детские, либо взрослые, как-то: объединения жильцов, ветеранов и т. д., в том числе, относимые к формам низового самоуправления населения.
Объяснить подобное отношение законодателя к определению круга активных участников системы профилактики можно рядом факторов:
- сильны традиции государственно-функционального подхода в решении социальных проблем в российском обществе, и подавляющее большинство законов, регулирующих социальную жизнь общества, создано с точки зрения этого подхода, фактически монополизирует роль государственных институтов в решении проблем человека;
- крайне слабы технологические традиции в законотворчестве, предусматривающие необходимость создания тщательно выверенного алгоритма- нормы поведения;
- недостаточен, слабо обобщен, систематизирован опыт профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе, опыт применения настоящего закона на различных уровнях системы [27].
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Принципиально важно то, что, пожалуй, впервые за последние десятилетия, законодатель точно определил сторону, несущую ответственность за воспитание ребенка. В данном случае, это семья, либо лица, организации ее заменяющие. Во всяком случае, из текста последнего цитируемого понятия видно, что, не смотря на различного рода обстоятельства, именно семья рассматривается в качестве фактора ответственности за воспитание несовершеннолетнего.
Представляется логичным, что в отношении к семьям, не должным образом выполняющим функции воспитания, допускающим возможность попадания ребенка в социально-опасное положение, применяется особая понятийная характеристика : «семья, находящаяся в социально опасном положении» - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Введение нового понятия имеет важное значение для формирования баланса прав и обязанностей различных социальных и государственных институтов в воспитании несовершеннолетних. С его введением субъекты системы профилактики приобрели инструмент оказания обоснованного законом влияния на семьи, не выполняющие свои родительские обязанности по отношению к собственным детям. Именно влияния, а не снятия ответственности с семьи путем инициирования лишения ее прав на воспитание детей [6].
Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное, которую он не может преодолеть самостоятельно.
Введение понятий «трудная жизненная ситуация», «социально-опасное положение» — это своего рода критерий в различении положения детей, нуждающихся в помощи со стороны государства, и не нуждающихся в таковой.
Продвижение подобного понятия с точки зрения законодателя есть путь формирования нормы, определяющей необходимость адресного проявления внимания по отношению к тем, кто действительно нуждается в поддержке и защите со стороны органов и организаций, призванных государством обеспечивать защиту детей и их интересов. Именно по отношению к трудности ситуации каждого ребенка в соответствии с вышеназванными законами органы и учреждения, в том числе и образования, должны предпринимать необходимые действия, восстанавливающие права ребенка и ситуацию его благополучия.
Следующая категория детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, это дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий (дети, находящиеся в экстремальной ситуации) — это дети, нуждающиеся в заботе и помощи. Им должна быть предоставлена возможность учиться, включая религиозное и нравственное воспитание, согласно пожеланиям их родителей или, в случае отсутствия родителей, тех лиц, которые несут ответственность за попечение над ними. Должны приниматься все необходимые меры для содействия воссоединению временно разъединенных семей. Дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, не подлежат вербовке в вооруженные силы или группы и им не разрешается принимать участие в военных действиях; особая защита, предусматриваемая в отношении детей, не достигших пятнадцатилетнего возраста, продолжает применяться к ним, если они принимают непосредственное участие в военных действиях, и попадают в плен. В случае необходимости и по возможности с согласия их родителей или лиц, которые несут главную ответственность за попечение над ними, принимаются меры для временной эвакуации детей из района военных действий в более безопасный район внутри страны, при этом обеспечивается сопровождение их лицами, ответственными за их безопасность и благополучие [25].
Число трудных жизненных ситуаций в наше время значительно возросло в связи с ломкой прежнего уклада жизни и переоценкой ценностей. Поэтому самым неотложным и актуальным является изучение того, каким образом человеку удается справиться с жизненными трудностями, с неожиданными негативными событиями, к каким стратегиям прибегают люди, чтобы совладать с ними или предотвратить порождаемые ими эмоциональные нарушения.
Трудная жизненная ситуация переживается человеком по-разному. С одной стороны, она может оказать разрушительное действие, повышая тревогу и депрессию, чувство беспомощности и безнадежности. А с другой стороны, придать жизни смысл, сделать ее более полной и содержательной. В любом случае столкновение с трудной жизненной ситуацией болезненно переживается личностью и изменяет ее отношение к жизни, к себе, к ценностям, что формирует различные жизненные стратегии, помогающие человеку выйти из трудной жизненной ситуации [7].
Гусарова Г. И. считает, что дети, оказавшиеся в трудных жизненных ситуациях, это дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психическом и (или физическом) развитии; дети – жертвы вооруженных и международных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных действий, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи [10].
В Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты, это «лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель». Дети, оставшиеся без попечения родителей, это «лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке» [24].
Стоит уделить внимание такой категории детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, как дети - инвалиды или дети с ограниченными возможностями здоровья. Здоровье населения России находится в критическом состоянии. Результаты основательных исследований свидетельствуют о кризисном состоянии здоровья у представителей всех возрастных групп, особенно у детей. В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. Исходя из положений Закона № 181-ФЗ и Семейного кодекса РФ, «под ребенком-инвалидом понимается лицо, не достигшее 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты». Дети с ограниченными возможностями здоровья в развитии оказываются лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, дети не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости [23].
В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы, направленные на социальную реабилитацию детей-инвалидов, оказывающие помощь малообеспеченным и т. д. Существуют также специфические технологии, предназначенные для оказания помощи семье как таковой.
Нуклеарная семья может быть полной или неполной (состоящей из одного родителя с детьми). Неполной семья может стать либо в результате развода, либо в результате овдовения, либо при рождении ребёнка у одинокой женщины.
Семья, имеющая несколько семейных ядер (прародители, их дети, внуки, либо семьи братьев и сестёр, называется расширенной. Такой тип семьи когда-то был распространённым, но в настоящее время составляет около 15% от всего количества семей в результате доминирующей тенденции к нуклеаризации, разделению расширенной семьи на несколько простых, нуклеарных; вероятно, этот процесс был бы ещё более активным при отсутствии трудностей в приобретении жилья, вынуждающих порой несколько семей проживать совместно.
Существует также типология социального риска, то есть выделение семей, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания.
Это семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой (многодетные или имеющие инвалидов, в которых на одного работающего приходится более одного иждивенца; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; неполные семьи; семьи военнослужащих срочной службы [28].
В трудной жизненной ситуации автобиографическая память личности претерпевает совершенно определенные изменения. Наиболее яркими из обнаруженных являются три феномена — обеднения прошлого, утраты детства, и онтологизации настоящего.
Феномен обеднения прошлого заключается в том, что в трудной жизненной ситуации презентируется значительно (в три раза) меньшее количество жизненных событий, чем в «обычных» условиях (мы использовали модифицированную методику «Линия жизни»). Более того, четко проявляется бедность событийной тематики: представленные события индивидуального прошлого больше похожи на «стандартную автобиографию - родился, учился, женился». Тогда как события личных достижений и побед над собой, творчества и чувств — практически не представлены. В трудной жизненной ситуации остается как бы «костяк, шаблон» истории личности.
Феномен «утраты детства» заключается в том, что испытуемые, находящиеся в трудной жизненной ситуации, представляли свою жизнь, начиная с «сознательного возраста» — в среднем с 15 лет. Тем не менее, эти воспоминания не были вытеснены или подавлены — испытуемые легко могли вспомнить много «детских» событий, однако, не оценивали их как важные для них в данной ситуации, и как следствие, не считали нужным представлять их как часть их личной истории. Именно события детства, нагруженные в большей степени эмоциями, «исчезают», — так, что человек в трудной жизненной ситуации презентирует свою жизнь начиная с собственных поступков, с собственных принятых решений.
Феномен онтологизации настоящего. В условиях трудной жизненной ситуации обычно неуловимое «настоящее время» разворачивается на все время пребывания в этой ситуации — до нескольких месяцев. В этот период «настоящего времени» испытуемые включали формально прошедшие события, которые, тем не менее, актуальны, и находятся в фокусе личностной работы. Явно постоянно «прорабатывая» эти события, испытуемые охарактеризовывали их как «неподвластные» им события, на которые они никак не могут повлиять. Очевидно, что внешняя по отношению к испытуемым, эта ситуация стала личностно трудной именно потому, что не могла быть принята ими как часть личной истории.
Не менее ярким явлением стало то, что все обнаруженные нами феномены трансформации автобиографической памяти личности исчезали, как только наступало субъективное окончание трудной жизненной ситуации, т. е. когда ситуация переставала по тем или иным причинам восприниматься как личностно трудная.
Отличительные особенности трудных жизненных ситуаций можно описать только комплексным взаимодействием одновременно нескольких факторов, причем каждый из этих факторов, взятых в отдельности, не будет критерием сложности, трудности сложившейся ситуации. Мы считаем необходимым выделение следующих факторов:
1) фактор вероятностного прогнозирования – исходя из анализа своего прошлого опыта, человек оценивал вероятность наступления этого события как нулевую либо минимальную;
2) когнитивный фактор – отсутствие необходимых знаний, умений и навыков для жизни в данной ситуации, неприменимость существующих когнитивных схем;
3) поведенческий фактор – отсутствие сформированных моделей поведения;
4) витальный фактор, который выражается в субъективном ощущении невозможности жить, существовать в навязанной ситуации, человеку кажется, что он не перенесет этих условий, не сможет с ними смириться;
5) экзистенциальный фактор – ощущение смыслоутраты, «экзистенциальный вакуум».
Термин «трудная жизненная ситуация» может быть применен только к личностно трудной ситуации. Таковой ситуация может явиться лишь в случае взаимодействия характеристик ситуации и идентичности личности. Именно идентичность является основным феноменом, определяющим трудность данной жизненной ситуации.
Одни ситуации воспринимаются и переживаются как «проблематичные», другие – как «трудные», а третьи – и вовсе «переломными для жизни». Почему некоторые жизненные ситуации влекут за собой существенное изменение, или даже кризис идентичности ( и переживший ее говорит: «Я уже не тот, что прежде», «Я стал совершенно другим человеком» и т. д., другие же ситуации побуждают заметить лишь некоторые перемены в себе («Я вырос», «Я стал таким-то»? И как определить меру изменений личности – в каком случае человек будет переживать произошедшее как приведшее к «изменению личности», а в каком – к «разлому, перелому»? Сколько изменений может произойти с человеком, прежде чем наступит «разлом»?
Феномен идентичности личности ставит перед нами подобные вопросы. Никто из нас не остался в точности тем же, каким был в детском возрасте, или в школе, или даже год назад.
Для успешного решения вставших перед государством, обществом, системой образования новых и во многом неожиданных проблем важно ясно представлять причины возникновения и роста детской беспризорности и безнадзорности. Основной среди них является разрушение государственной системы социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений [19].