Анна Назымок
Понятие стиля общения
▼ Скачать + Заказать документы
СТИЛИ ОБЩЕНИЯ
Стиль общения – устойчивые характеристики общения индивида в различных ситуациях.
Стиль общения существенно определяет поведение человека при его взаимодействии с другими людьми.
На выбор стиля поведения влияют следующие факторы:
· цель общения
· ситуация общения
· социальный статус и личностные особенности собеседника
· мировоззрение собеседника
Темочки:
Коммуникативный стиль — это совокупность привычных для человека способов и средств установления и поддержания контактов с окружающими в различных формах делового взаимодействия: деловых встречах, беседах и переговорах, в дискуссиях и спорах, при принятии коллективных решений или выработке концептуальных и стратегических направлений развития организации, при преодолении конфликтов.
Коммуникативный стиль личности вызывает либо комфортное, либо неопределенное (нейтральное, либо дискомфортное состояние в зависимости от того, какое энергетическое влияние оказывает и в какой мере способствует возникновению атмосферы плодотворного сотрудничества.
Различают три коммуникативных стиля : синергический, нонсинергический и антисинергический (В. В. Бойко).
Синергический (от греч. synergeia — сотрудничество, содружество) стиль. Отличается тем, что личность своей манерой взаимодействия с партнерами способствует объединению и увеличению эффективности совместной деятельности. Это становится возможным, во-первых, благодаря беспрепятственному информационному обмену между участниками отношений и, во-вторых, в результате синхронизации их энергий, слаженности их совместной деятельности.
Выражением синергического стиля являются следующие характеристики партнеров по взаимодействию:
- соблюдение норм субъектных отношений;
- поддержание свободного обмена идеями и оценками;
- конструктивная и доброжелательная критика;
- стимулирование инициативы партнеров;
- соблюдение норм деловой этики;
- устранение или смягчение своей некоммуникабельности и негативных привычек;
- положительное восприятие, умение открыто радоваться успехам других и общим достижениям;
- способность работать в команде, не противопоставлять себя групповому разуму и воле;
- демонстрация высокого уровня коммуникативной толерантности (от лат. tolerantia — терпение, снисходительность к кому или чему-либо) — степени терпимости к неприятным или неприемлемым психическим состояниям, качествам и поступкам партнеров.
2. Нонсинергический (от лат. поп — не, нет) стиль. Характеризуется тем, что личность не может и не хочет содействовать успеху совместного труда. Она занимает позицию отстраненного наблюдателя, воздерживается от проявления инициативы, не демонстрирует соучастие и сопереживание в рабочем процессе.
3. Антисинергический (от гр. anti — против) стиль. Выражается в активных деструктивных формах поведения личности при взаимодействии с партнерами. Личность наносит вред процессу и результатам совместной деятельности тем, что обычно демонстративно противопоставляет себя большинству, либо конфликтует сама, либо провоцирует конфликты между партнерами. Своими настроениями вызывает хаотичность в эмоциональных связях взаимодействующих сторон.
Современный человек, профессионал, владеющий коммуникативной компетентностью, должен одинаково хорошо выступать в любом из описанных стилей и, соблюдая правила того или иного стиля, доступно и понятно выражать мысли, проводить свою линию и добиваться наивысшего влияния на собеседников и партнеров.
В профессиональном речевом общении используются, как правило, следующие стили коммуникативного взаимодействия: официально-деловой, научный, публицистический, бытовой (разговорный).
1. Официально-деловой стиль речи. Официально-деловой стиль речи обусловлен практическими требованиями жизни и профессиональной деятельности. Он обслуживает сферу правовых, управленческих, социальных отношений и реализуется как в письменной форме (деловая переписка, нормативные акты, делопроизводство и пр., так и в устной (отчетный доклад на собрании, выступление на деловом совещании, служебный диалог, беседа, переговоры).
В официально-деловом стиле различают три подстиля :
· законодательный;
· дипломатический;
· административно-канцелярский.
Каждый из перечисленных подстилей имеет свою специфику, коммуникативные формы, речевые клише.
2. Деловой стиль требует предельной точности речи, которая достигается прежде всего использованием терминов, как широко распространенных, так и узкоспециальных.
В деловой речи широко используются речевые клише и речевые шаблоны, например:
· для выражения признания — приносим наши извинения за. ;
· выражения просьбы — мы очень рассчитываем на вашу помощь в. ;
· выражения одобрения и согласия — я полностью согласен с вашим мнением. ;
· завершения разговора — я полагаю, что сегодня мы обсудили все наши вопросы.
Деловой стиль является самым распространенным в повседневной практике формального общения. Чем больше работники следуют этому стилю, тем больше в организации порядка, взаимопонимания и организационной культуры.
3. Научный стиль речи. Язык науки используется в деловой коммуникации людей, занимающихся научной, исследовательской и педагогической деятельностью, вырабатывающих объективные знания о предметах и явлениях, идеях и законах действительности, вскрывающие их закономерности. Научный стиль характерен для научных трактатов, статей, тезисов, докладов, диссертационных исследований, научных трудов, а также для выступлений на конференциях и симпозиумах, на семинарах и лекциях.
Основной формой мышления в науке является понятие, поэтому содержание научного взаимодействия участников такого общения требует максимально точного, логичного, однозначного выражения мыслей.
К основным характеристикам научного стиля речи можно отнести следующие:
· отвлеченная обобщенность
· логичность изложения информации в виде суждений и умозаключений, веских аргументаций;
· абстрактная лексика
· вместо местоимения «Я» чаще используется местоимение «Мы»
· безличные предложения
· сложноподчиненные предложения
Научный стиль речи более эффективен в профессиональной среде ученых и педагогов, при участии в научно-исследовательских или научно-практических конференциях и симпозиумах.
4. Публицистический стиль речи. Любое выступление на публике можно отнести к публицистическому: устное — речь, доклад, лекция, выступление на собрании или на митинге, интервью на телевидении или радио; или письменное — статья (заметка) в газете, рецензия на профессиональную книгу. Публицистический стиль (от лат. publicus — общественный, как правило, обслуживает сферу общественных отношений : политических, идеологических, экономических, культурных. Этот стиль речи широко используется в средствах массовой информации, в пропагандистских и агитационных акциях, на выборах.
Основными характеристиками публицистического стиля являются следующие :
· информативность сообщения
· книжно-абстрактные средства
· приемы адресации
· доступность информации для аудитории
· экспрессивность
· лаконичность речи.
· юмор, остроты, ирония.
5. Разговорно-бытовой стиль. В отличие от деловых стилей, разговорная речь обслуживает сферу неформальных отношений, которые бывают не только в быту, в семье, дружественном кругу, но и в профессиональной среде. Разговорная речь, как известно, выполняет функцию межличностного общения, поэтому наиболее часто проявляется в устной форме, в диалоге, в котором говорящие участвуют часто спонтанно. Предварительное обдумывание в таком общении не предусмотрено.
Поскольку разговорная речь способствует самовыражению, проявлению индивидуальных особенностей личности, постольку она эмоционально окрашена. Большую роль здесь играют невербальные средства коммуникации и экспрессивные сигналы тела. Кроме того в неформальном общении широко используется обиходно-бытовая лексика: просторечия, слова субъективной оценки, экспрессивно-эмоционально окрашенные высказывания, а также сокращения. Широко практикуются вопросительные, побудительные и восклицательные предложения. Такой стиль речи, несомненно, может быть использован лишь в определенных ситуациях.
Таким образом, соблюдение стилевых правил и норм позволит каждому человеку соответствовать имиджу делового человека и достигать желаемых результатов на основе кооперации совместных усилий, сближения целей и сотрудничества.
Каждый учитель знает поговорку о слове, которое не воробей, и дальше по тексту. И мы стараемся быть как можно аккуратнее со словами. Особенно, если эти слова мы относим к собственным ученикам. Каждому известно, что одно необдуманное слово может в корне изменить отношение ребенка к школе, учителю и к процессу обучения в целом. Более того, современные дети совсем другие, дети информационной эпохи, в представлении которых даже опыление цветка происходит через Wi-Fi.
На самом деле, мы все в одной лодке, на одной ветке и от того, насколько мы готовы слушать друг друга, взаимодействовать вместе зависит, сможем ли спасти новое поколение от записи его в потерянное.
Нас время шлифует то болью,то ранкой.
Чем чаще удары,тем лучше огранка.
Шедевром искусства мы станем не сразу.
Любой бриллиант был когда-то алмазом.
Ирина Ашомко
В общих чертах стиль общения педагога с детьми должен характеризоваться доброжелательностью, уважительными отношениями друг к другу, взаимной требовательностью, доверием, естественностью, искренностью, правдивостью. В теоретической литературе, посвященной проблемам общения, можно найти разные классификации стилей общения.
По большому счету, только на своем опыте методом проб и ошибок, спустя несколько лет некоторые педагоги начинают понимать, с кем и как себя вести, как управлять группой, держать дисциплину. Некоторые сбегают из детского сада после первой же практики, некоторые так и остаются в счастливом неведении, как можно в группе с тридцатью воспитаиками без применения насилия и оскорблений вести полноценные занятия и режимные моменты.
Посредственный педагог излагает.
Хороший педагог объясняет
Выдающийся педагог показывает.
Великий педагог вдохновляет.