Юлия Захарова
Понятие «общее недоразвитие речи» (ОНР) как психолого-педагогическая проблема.
▼ Скачать + Заказать документы
На основе системного анализа речевых нарушений Р. Левина впервые дала определение «общее недоразвитие речи» и сделала вывод, что ОНР может проявляться не только в ограниченном словарном запасе, аграмматизмах, дефектах звукопроизношения и фонемообразования, но и наблюдаться при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии. Кроме того, в большинстве случаев при этом нарушении имеет место не только недоразвитие, но и системное расстройство речи.
Публикация «Понятие „общее недоразвитие речи“ (ОНР) как психолого-педагогическая проблема,» размещена в разделах
Речевое недоразвитие у детей с ОНР может проявляться по-разному: от полного отсутствия речи к развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
В зависимости от степени проявления дефекта, Р. Левина условно выделяет три уровня общего недоразвития речи. У детей с первым уровнем ОНР наблюдается полное или практически полное отсутствие словесных средств в общении, присутствуют звукоподражания и звукокомплексы, которые непонятны окружающим. Дети могут пользоваться отдельными общеупотребительными словами, но, как правило, эти слова имеют искаженную структуру и звуковое оформление. Морфологические элементы языка для выражения грамматических значений отсутствуют, дети почти полностью не понимают значения грамматически измененных слов. Обращенную речь дети понимают ситуативно, пассивный словарь значительно шире, чем активный.
Анализ работ показал, что дети со вторым уровнем ОНР имеют более высокую речевую активность. Наблюдается фонетическое и грамматическое искажение фразовой речи, бедный словарный запас, грубые ошибки по использованию многих грамматических форм, согласований слов, пропуски и замены предлогов, существенно нарушена фонетическая сторона. В лексиконе детей крайне ограниченное количество прилагательных, преобладают существительные и отдельные глаголы.
Характерным для речи детей со вторым уровнем ОНР является нарушение слоговой структуры слова, что обусловлено низким уровнем фонематических (сенсорных) и артикуляционных (моторных) возможностей ребенка.
Дети с третьим уровнем общего недоразвития речи имеют развернутое фразовое вещание с определенными недостатками в усвоении лексико-грамматической и фонетико-фонематической системы. Звуковая и слоговая структуры языка (по сравнению со вторым уровнем) более сформированы, но ошибки все еще случаются. Словарный запас детей пополняется за счет увеличения количества слов, означающих названия предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, действий. Количество слов с абстрактным значением увеличивается медленно и значительно отстает от нормы. Свойственные ошибки словообразования и словоизменения. Недостаточно сформированным является морфологический анализ. Дети испытывают трудности в образовании существительных с помощью суффиксов, глаголов с помощью приставок, не умеют свободно оперировать морфологическими единицами. У детей с уровнем речевого недоразвития наблюдаются устойчивые отклонения в усвоении и применении грамматических средств языка. Отмечаются трудности понимания сложных логико-грамматических конструкций. В экспрессивной речи часто допускают ошибки в грамматических изменениях слов и их согласовании в предложении. Характерными остаются ошибки в использовании простых и сложных предлогов.
В специальной литературе большинство авторов (Р. Лалаева, Р. Левина, Е. Соботович, В. Тарасун, Л. Трофименко, Т. Ушакова, Т. Филичева и др.) выделяют особенности грамматических нарушений при ОНР и уделяют значительное внимание изучению системы словоизменения. Но, к сожалению, несформированность грамматических процессов как операций с языковыми знаками рассматривается лишь в некоторых исследованиях (Е. Соботович, В. Ковшиков и др.).
Специально организованные исследования И. Власенко показывают, что у детей с ОНР наблюдается достаточно низкий уровень развития основных свойств внимания: недостаточная устойчивость, диффузность, ограниченность возможности распределения внимания. Смысловая, логическая память у детей указанной категории относительно сохранена, но отмечается снижение вербальной памяти, производительности запоминания.
Е. Соботович отмечает, что у детей с ОНР выявляются нарушения всех мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения на вербальном материале. Ю. Гаркуша, О. Усанова, исследуя особенности внимания детей с ОНР, определяют несформированность у них всех видов контроля.
Итак, у детей с ОНР в той или иной мере не сформированы все познавательные процессы, структура нарушений которых характеризуется неравномерностью, мозаичностью. Особенности мыслительных процессов восприятия, памяти, неустойчивость эмоционально-волевой сферы, особенности мотивации детей данной категории негативно влияют на успешность усвоения ими словообразовательных умений и навыков.