Кристина Приданникова
Понятие «мелкая моторика» в научных исследованиях
▼ Скачать + Заказать документы
Исследование мелкой моторики происходит в различных науках, поэтому на сегодняшний день эта тема изучена в физиологическом, педагогическом и психологических аспектах.
Основополагающим аспектом в полноценном развитии личности дошкольника являет развитие мелкой моторики посредством развития координации движения пальцев рук. В работах В. А. Сухомлинского говорится о том, что на кончиках пальцев детей находится источник их способностей. Ученый сравнивал их с тончайшими ручейками, которые способны питать творческую мысль личности. Сухомлинский В. А, считал, что чем больше в движении детской руки будет уверенности и изобретательности, тем успешнее будет его взаимодействие с орудием труда, под которым он понимал карандаш или ручку. В его работах мы встречаем мысль, что от сложности движений будет зависеть оригинальность детского разума, иными словами ум ребенка находится в тесной связи с мастерством его руки.
Темочки:
Изучение мелкой моторики со стороны физиологии такими исследователями как В. М. Бехтеревым, И. П. Павловым, И. М. Сеченовым и др. показало, что на руке находится множество биологически активных точек организма человека. Следовательно, от того насколько будет у ребенка развиты ручные умения, или как принято говорить, мелкая моторика будет зависеть успешность его физического и нервно психического развития. Современные исследователи отмечают, что вывод об особенностях развития мозга и центральной нервной системы ребенка можно сделать по оценке умелости его рук.
От того, на каком уровне находится развитие тонких движений пальцев рук у дошкольников, зависит уровень развития их речи. Исследователи данной проблемы указывают на то, что тренировка пальцев рук оказывает сильное влияние на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем способствует тому, что рука будет готова к письму.
Посредством развития мелкой моторики у детей будет происходить стимулирование развития языкового аппарата. С точки зрения
С. Н. Данченковой исторически сложилось так, что со становлением речевой функции тесно связаны развитие движений пальцев рук. Кроме того, она отмечает, что большая роль движениям рук отводилась еще с периода первобытных людей, для которых это было первой формой общения, т. к. руки позволяли посредством жестов общаться друг с другом. Параллельно с данным процессом шло и формирование речи. Сегодня это можно сравнить с развитием речи ребенка, т. е. первоначально происходит развитие тонких пальцев рук, а потом возникает артикуляция слогов. А дальнейшее развитие и совершенствование речевых элементов находится в тесной взаимосвязи с тренировкой движений пальцев рук.
Изучение научной литературы позволило выделить, что в исследованиях ученых мелкая моторика рассматривается как :
«совокупность скоординированных действий человека, которые направлены на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой»;
«способность ребёнка выполнять последовательность мелких и точных движений кистями, а также пальцами ног и рук при помощи скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем организма»;
«одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, речью ребенка».
В нашем исследовании мы будем придерживаться определения «мелкая моторика», которое было дано С. Н. Данченковой. Она говорит о том, что мелкая моторика представляет собой совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Таким образом, мелкая моторика представляет собой способность малых мышц пальцев выполнять скоординированные тонкие движения. Получается, что приоритетная роль тут отводится синхронизации работы мелких мышц глаза и рук. Принято считать, что в моторном развитии мелкая моторика обладает составной частью. Это связно с тем, что с ее помощью происходит развитие способности посредством пальцев рук выполнять какое-либо действие. Кроме того, исследователи отмечают, что у ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики хорошо развито логическое мышление, т. е. он способен рассуждать. В том числе у него хорошо будут развиты связная речь, зрительная и двигательная память, а также внимание. Уровень развития мелкой моторики, отмечают врачи, педагоги и психологи, оказывает сильное влияние на успешность полноценного развития человека. К нему относят и трудовые навыки, и музыкальные способности, и изучение языка, а также развитие начальных навыков письма.
Одним из главных показателей готовности к школьному обучению является развитие мелкой моторики.
В научных работах, посвященных исследованию детского мозга, отмечается, что формирование психики детей, а также их речевое развитие находится в тесной взаимосвязи с функциями руки, а упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Получается, что если будет происходить отставание в развитии движений пальцев, то будет и затормаживаться и речевое развитие. Здесь важно отметить, что в данном случае развитие общей моторики может соответствовать установленной норме или даже превышать ее.
Развитие мелкой моторики происходит на базе общей моторики и начинается с младенческого возраста. Изначально происходит усвоение умения хватать предмет, потом возникает навык перекладывания из одной руки в другую, потом происходит формирование «пинцетного захвата» и пр., таким образом к примерно на втором году жизни ребенок уже может правильно держать кисточку, а значит может рисовать, может удерживать столовые приборы и т. д. С переходом на разные этапы возрастного развития моторные навыки ребенка становятся более уверенными и разнообразными, они становятся более сложными, в том числе происходит увеличение действий, которые требуют согласованности в движениях обеих рук.
Из этого следует вывод, что целенаправленная работа по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики будет способствовать тому, что будет происходить развитие речи ребенка, а также будет оказывать благотворное воздействие на психическое развитие ребенка.
Учеными уже подробно изучен вопрос, касающийся онтогенеза мелкомоторого развития ребенка. В частности И. Эллнеби выделила следующие этапы развития моторики рук :
1. Хватательный рефлекс (0 – 4 месяца);
2. Локтево-ладонная хватка (3 месяца);
3. Радиально-ладонная хватка (6 месяцев);
4. Хватка с помощью пальцев (8 месяцев);
5. Щипающая хватка (11-12 месяцев);
6. Верхняя хватка (1 и 2 года);
7. Хватка крест-накрест (2 года);
8. Хватка щетки (3 и 4 года);
9. Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами (5 лет);
10. Противостояние большого пальца (5 лет);
11. Скоординированные движения обеими руками (6-7 лет) [цит. по 10].
Именно поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Таким образом, мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
В процессе изучения темы, мы выявили, что специалисты в области детского развития указывают на важность развития мелкой моторики, поскольку от успешности ее становления зависят такие высшие психические процессы как внимание, мышление, восприятие, развитие свойств сознания, координация действий и пр. Упущение в развитии мелкой моторики будет оказывать пагубное влияние на ребенка и будет создавать трудности для его полноценного развития в более старшем возрасте.
Для достижения успеха в развитии мелкой моторики необходимо использовать комплексный подход и вовлекать в этот процесс всех сотрудников ДОУ и родителей. Заинтересованность родителей в данном вопросе стимулирует работоспособность детей, повышает их интерес к играм и упражнениям по развитию мелкой моторики руки.