Юлия Махова
Понятие культурно-гигиенических навыков и их значение в жизни человека
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья. Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил стало для них естественным, а навыки совершенствовались.
Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.
Публикация «Понятие культурно-гигиенических навыков и их значение в жизни человека» размещена в разделах
Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении.
Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
Работа по формированию культурно-гигиенических навыков включает в себя освоение детьми навыков личной гигиены, культуры еды, бережного обращения с вещами личного пользования и навыков поддержания порядка в окружающей обстановке.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.
Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Элементарные навыки начинают формироваться уже на первом году жизни. Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Для этого требуется определенный уровень развития моторики – общих движений и мелкой моторики. Ни в один из последующих возрастных периодов ребенок не развивается такими стремительными темпами, как в раннем детстве. Своевременное начатое, педагогически грамотное воспитание обеспечивает полноценное и всестороннее развитие ребенка, способствует формированию различных видов деятельности, предупреждает возникновение отрицательных привычек и форм поведения. Все это создает предпосылки для успешного овладения культурно-гигиеническими навыками в дошкольном возрасте.
У ребенка формируется представление о собственном теле. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Формирование культурно - гигиенических навыков совпадает с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с трудом. И не всегда хочется доводить дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело вставать рано утром, да ещё и самому одеваться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы. Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро формируется пассивная позиция: “Застегните”, “Завяжите”, “Оденьте”. Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать все в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действий, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цепь деятельности, не отвлекаться.
При этом формируется такие волевые качества личности, как:
-целеустремлённость;
-организованность;
-дисциплинированность;
-выдержка;
-настойчивость;
- самостоятельность.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребёнка. Ребенок достигает, под действием взрослого, успеха в овладении культурно-гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создаёт мотивационную основу для освоения новых действий ребёнка и обеспечивает последующую его социализацию.
Выполнение культурно-гигиенических навыков создаёт условия для формирования основ эстетического вкуса. Так, девочка начинает обращать внимание на себя, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов навязчиво обращал внимание ребёнка на изменение в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно начинает контролировать свой внешний вид.
С первых дней жизни при формировании культурно–гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации малыша.