Виктория Шикина
Понятие и основные требования к образовательной технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время основной задачей педагогов ДОУ является подбор наиболее эффективных методов, средств и форм организации воспитательно-образовательной работы с детьми. Актуальным, в этой связи, является внедрение современных образовательных технологий в педагогический процесс ДОУ. Педагогами используются те образовательные технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развитии личности воспитанника. Современные образовательные технологии ДОУ направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Важной стороной образовательной технологии ДОУ является определение позиции ребенка в педагогическом процессе и отношение к нему со стороны взрослых (воспитателей, родителей). Во время общения с детьми, взрослым необходимо придерживаться позиции «вместе с ребенком». То есть взрослый не должен ставить себя выше детей, довлеть над ними, стараться уместить их в рамки и шаблоны, а способствовать развитию и становлению личности ребенка вместе с ним.
Под технологией понимают совокупность приемов и средств, которые применяются в определенной области науки, деле или искусстве. Определение Образовательная технология – это совокупность различных психолого-педагогических установок, которые определяют специальный набор и комплекс методов, средств, способов, форм и приемов обучения, являющихся эффективным инструментарием педагога. На сегодняшний день насчитывают более ста образовательных технологий, применяемых на различных ступенях обучения и воспитания детей.
К образовательным технологиям предъявляется ряд требований:
Концептуальность. Предполагает опору на конкретную научную концепцию, включающую в себя обоснование различными смежными науками и направленную на достижение основной образовательной цели.
Системность. Каждая образовательная технология должна быть представлена в виде стройной системы, обусловленной логикой процесса обучения, взаимосвязью все его частей и общей целостностью.
Управляемость. Образовательная технология должна предоставлять педагогу возможность планирования и проектирования процесса обучения, осуществление промежуточной диагностики результатов с целью корректировки его течения.
Эффективность. Образовательные технологии, применяемые педагогом, должны быть эффективны и гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость. Данное требования предполагает возможность применения образовательной технологии в различных образовательных учреждениях, гарантировать получение равного эффективного результата в них.
Структура образовательной технологии ДОУ
Образовательные технологии в ДОУ имеют следующую структуру: Концептуальная часть – представлена научной базой технологии, которая является ее фундаментальной идей.
Содержательная часть – общие и конкретные цели воспитательно-образовательного процесса, его содержание и наполнение.
Процессуальная часть – комплекс методов и форм образовательной деятельности детей и педагогов, а также деятельность педагога по управлению процессом.
Виды образовательных технологий в ДОУ
Технологии проектной деятельности. Данная образовательная технология предусматривает использование в воспитательно-образовательном процессе включение детей в сферу межличностного взаимодействия. Реализация проектной технологии достигается посредством организации следующих проектов: игровые, экскурсионные, повествовательные, конструктивные.
Технология исследовательской деятельности – направлена на формирование у детей дошкольного возраста основных ключевых компетенций, развитие способности к исследовательскому типу мышления. При организации творческой работы детям предлагают решить проблемную задачу, для решения которой им необходимо что-то исследовать или провести опыт (эксперимент).
Технология «ТРИЗ». Одной из наиболее ярких и эффективных исследовательских технологий, используемых воспитателями ДОУ, является ТРИЗ-технология (решение изобретательских задач). При использовании воспитателем ТРИЗ-технологии, им организуются различные нетрадиционные формы работы, которые заставляют детей думать и размышлять.
Информационно-коммуникационные технологии. Данные технологии предусматривают использование в воспитательно-образовательном процессе современных информационных технологий. Организованный таким образом педагогический процесс являются не только познавательными и развивающими, но и достаточно интересными для детей.
Технология проблемного обучения в ДОУ. При использовании технологии проблемного обучения педагог ставит задачу и сами ее решает, при этом дети принимают активное участие в решение, рассуждают и обсуждают. Далее воспитатель ставит аналогичную задачу для детей, в процессе решения которой дети не только узнают что-то новое, но и получают опыт решения практических задач, исследовательский опыт и т. д.
Технология портфолио дошкольника. Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности. Игровая технология. Используются разнообразные игры и игровые приемы. Эффективность данной технологии заключается в том, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра.
Технология разноуровневого обучения. Данная технология позволяет педагогу организовать воспитательно-образовательный процесс таким образом, что он может уделить должное внимание и «слабому» воспитаннику, и позволить реализовать свои желания продвигаться вперед более «сильным» воспитанникам.
Технология интегрированного занятия. Интегрирование — соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития.