Климова Оксана
Понятие дисциплины как формы поведения в саду
Сущность дисциплины как педагогического явления можно усмотреть в том, что она, выступая необходимым условием плодотворной деятельности и влиятельным средством ее организации, готовит человека в период обучения к его социальной деятельности. Она обеспечивает овладение личностью путями ограничения своего поведения, формирует образы действия, одобряемого поведения.
Публикация «Понятие дисциплины как формы поведения в саду» размещена в разделах
Сознательная дисциплинированность учащихся как проблема изучается, так как она постоянно волнует школу и учителя, потому что ни одна другая сфера человеческой деятельности не обнаруживает столь непосредственной потребности в дисциплине, как учебная деятельность. Поэтому, решению проблемы формирования дисциплинированного поведения будет способствовать специальная организация учебной деятельности, организованное сотрудничество, общение со сверстниками и участниками образовательного процесса в познании.
На основе опыта московской экспериментальной школы (Школа Самоопределения) А. Н. Тубельским был сделан вывод о положительном влиянии органов ученического самоуправления и выработанного ими правила на воспитание дисциплинированности учащихся (Суда чести, который занимался разбором конфликтных ситуаций в школе, связанных в частности, со злоупотреблением дисциплины, Совета Школы) [11].
Влияние педагогических условий на успешность воспитания сознательной дисциплины школьников оказывает большое значение. Существуют группы условий учебно-воспитательного процесса: учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические и этические. Выполнение каждого из этих условий обязательно. Учитель должен:
– опираться на природную смышленость детей и не ограничиваться только механическими навыками;
– вести беседы и дискуссии с обучающимися;
– вызывать активность и заинтересованность при обучении;
–мотивировать на необходимость изучения нового материала;
–развивать способности к абстракции;
– создавать ситуации, способствующие самостоятельному выяснению новых свойств;
–использовать таблицы, схемы, кино, специальные игры, различные технологии обучения;
– развивать мышление, использовать эвристические методы.
–применять решение задач, связанных с теорией и практикой [12].
Рогожникова Р. А. на основе исследования «Профессиональная компетентность будущего преподавателя по формированию дисциплинированности школьника», выделила целый комплекс позитивных личностно-психологических образований педагога, которые являются серьезной психологической предпосылкой, которая обеспечивает успех в деле формирования дисциплинированности школьников. В числе их – преподаватели по разным предметам (педагогическая эрудиция, интуиция, а также умение понимать позиции собеседника в общении, вызвать интерес к его личности, создать атмосферу доверия [13, 77].
Исходя из вышесказанного целесообразно сделать вывод о том, что сознательная дисциплина школьников– это соблюдение установленного порядка, добросовестное исполнение обязанностей, сознательное подчинение. Будучи результатом разносторонней воспитательной работы, дисциплина является важным средством воспитания, выработки сознательности, организованности, культуры труда, разнообразных качеств школьника. Воспитание дисциплины напрямую связано с формированием и развитием у учащихся таких волевых черт, как настойчивость, инициатива и самостоятельность, сдержанность, организованность. Это длительный процесс формирования привычки послушного поведения и вооружения человека способами минимизации, нейтрализации или вытеснения отрицательного опыта, опыта недисциплинированного поведения. В общей системе школьного воспитания дисциплина выступает в качестве обязательной для всех, как нравственное качество, как средство поддержания общественного порядка и свободы жизнедеятельности.