Получи документы

Понимание эмоциональной стороны речи детьми с тяжелыми нарушениями речи

Ольга Бадашова
Понимание эмоциональной стороны речи детьми с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Установление положительного эмоционального взаимодействия, в том числе и понимание эмоциональной стороны речи, является на наш взгляд, важным условием для благоприятного проживания детьми своего дошкольного детства в условиях образовательного учреждения. В психологических исследованиях отечественных ученых (В. П. Морозов, А. Х. Пашина и др.) важным компонентом взаимоотношений человека с окружающим миром обозначено восприятие эмоционального состояния говорящего по голосу. А способность ребёнка к эмпатии формируется через развитие восприятия и понимания речи других людей по голосу. Развитие эмоциональной чувствительности, таким образом, способствует продуктивному взаимодействию в социуме (И. В. Ковязина). Исследования в области психофизиологии; а именно, изучение межполушарной асимметрии мозга, показали, что голос является невербальным средством общения (Н. И. Горелов, В. П. Морозов, Н. Н. Брагина и др.). Левое полушарие (Рациональный мозг) ответственно за способность человека логически, связно говорить и воспринимать логику слова. А правое (эмоциональный мозг) ответственно за формирование эмоционально-образных свойств речи и их восприятие в голосе другого человека.

Публикация «Понимание эмоциональной стороны речи детьми с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Дети с ТНР (нарушением всех компонентов речевой системы) при нормальном слухе и сохранном интеллекте обладают правополушарной ориентировкой в языковом материале. При восприятии и понимании речевого материала они опираются не на невербальную составляющую, на эмоциональный контекст речи (А. Х. Пашина). По мнению И. В. Ковязиной [1], это свидетельствует о высоком развитии эмоционального слуха, по сравнению с детьми нормального уровня развития. Учеными доказана взаимосвязь индивидуальных особенностей личности и эмоционального слуха. К примеру, успешность опознавания зависит от эмпатии, уровня тревожности, эмоционального фона во время участия в эксперименте (А. Х. Пашина). Причем, эмоциональный слух, зависимый от природных свойств мозга, называют пассивным, а совершенствующийся и развивающийся в процессе обучения – активным.

Затрагивая процесс понимания эмоциональной стороны речи, мы считаем необходимым расширение «словаря эмоций» ребёнка старшего дошкольного возраста. То есть увеличение количества понятий, которыми ребёнок может оперировать, объясняя эмоциональное состояние.

Исследования в этой области позволили ученым определить схему эмоции. К её элементам отнесены: сама ситуация, вызывающая эмоцию; внешние проявления, мимические и вокальные; сопутствующие физиологические изменения; поведенческие следствия; желания, мысли.

Н. Д. Былкина и Д. В. Люсин [3] в своем исследовании выделили уровни развития способности соотносить причину эмоции и её внешние проявления как когнитивную схему эмоций. По данным авторов, дети 5-6 лет идентифицировали эмоцию, основываясь только на одном источнике информации (ситуация или выражение лица). А дети 6-7-лет «совершали попытку» учитывать оба источника информации.

Таким образом, эти данные позволяют предположить, что если процесс развития понимания эмоциональной стороны речи насытить соответствующим содержанием, расширив эмоциональный словарь ребенка старшего дошкольного возраста с ТНР, то и эффективность коррекционно-развивающей работы повысится. А следовательно, улучшится качество и результативность речевого развития.

Список литературы.

1. Ковязина И. В., Агавелян О. К. Эмоциональный слух как путь компенсации общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. https://cyberleninka.ru/article/v/emotsionalnyy-sluh-kak-put-kompensatsii-obschego-nedorazvitiya-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

2. Морозов В. П. Язык эмоций и эмоциональный слух. Избранные труды ФГБУН Институт психологии РАН. 436 печ. страниц – 2017 год https://mybook.ru/author/vladimir-morozov-2/yazyk-emocij-i-emocionalnyj-sluh-izbrannye-trudy/

3. Развитие когнитивных схем эмоций в онтогенезе. Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин, Институт психологии РАН 2001 https://creativity.ipras.ru/texts/books/pozn_society/bilkina&lusin_pozn_society.pdf

Публикации по теме:

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понимание эмоциональной стороны речи детьми с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 27 августа 2020 в 04:37
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Понимание эмоциональной стороны речи детьми с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бадашова (УИ 2230676) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД