Ольга Бадашова
Понимание эмоциональной стороны речи детьми с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Установление положительного эмоционального взаимодействия, в том числе и понимание эмоциональной стороны речи, является на наш взгляд, важным условием для благоприятного проживания детьми своего дошкольного детства в условиях образовательного учреждения. В психологических исследованиях отечественных ученых (В. П. Морозов, А. Х. Пашина и др.) важным компонентом взаимоотношений человека с окружающим миром обозначено восприятие эмоционального состояния говорящего по голосу. А способность ребёнка к эмпатии формируется через развитие восприятия и понимания речи других людей по голосу. Развитие эмоциональной чувствительности, таким образом, способствует продуктивному взаимодействию в социуме (И. В. Ковязина). Исследования в области психофизиологии; а именно, изучение межполушарной асимметрии мозга, показали, что голос является невербальным средством общения (Н. И. Горелов, В. П. Морозов, Н. Н. Брагина и др.). Левое полушарие (Рациональный мозг) ответственно за способность человека логически, связно говорить и воспринимать логику слова. А правое (эмоциональный мозг) ответственно за формирование эмоционально-образных свойств речи и их восприятие в голосе другого человека.
Публикация «Понимание эмоциональной стороны речи детьми с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
Дети с ТНР (нарушением всех компонентов речевой системы) при нормальном слухе и сохранном интеллекте обладают правополушарной ориентировкой в языковом материале. При восприятии и понимании речевого материала они опираются не на невербальную составляющую, на эмоциональный контекст речи (А. Х. Пашина). По мнению И. В. Ковязиной [1], это свидетельствует о высоком развитии эмоционального слуха, по сравнению с детьми нормального уровня развития. Учеными доказана взаимосвязь индивидуальных особенностей личности и эмоционального слуха. К примеру, успешность опознавания зависит от эмпатии, уровня тревожности, эмоционального фона во время участия в эксперименте (А. Х. Пашина). Причем, эмоциональный слух, зависимый от природных свойств мозга, называют пассивным, а совершенствующийся и развивающийся в процессе обучения – активным.
Затрагивая процесс понимания эмоциональной стороны речи, мы считаем необходимым расширение «словаря эмоций» ребёнка старшего дошкольного возраста. То есть увеличение количества понятий, которыми ребёнок может оперировать, объясняя эмоциональное состояние.
Исследования в этой области позволили ученым определить схему эмоции. К её элементам отнесены: сама ситуация, вызывающая эмоцию; внешние проявления, мимические и вокальные; сопутствующие физиологические изменения; поведенческие следствия; желания, мысли.
Н. Д. Былкина и Д. В. Люсин [3] в своем исследовании выделили уровни развития способности соотносить причину эмоции и её внешние проявления как когнитивную схему эмоций. По данным авторов, дети 5-6 лет идентифицировали эмоцию, основываясь только на одном источнике информации (ситуация или выражение лица). А дети 6-7-лет «совершали попытку» учитывать оба источника информации.
Таким образом, эти данные позволяют предположить, что если процесс развития понимания эмоциональной стороны речи насытить соответствующим содержанием, расширив эмоциональный словарь ребенка старшего дошкольного возраста с ТНР, то и эффективность коррекционно-развивающей работы повысится. А следовательно, улучшится качество и результативность речевого развития.
Список литературы.
1. Ковязина И. В., Агавелян О. К. Эмоциональный слух как путь компенсации общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. https://cyberleninka.ru/article/v/emotsionalnyy-sluh-kak-put-kompensatsii-obschego-nedorazvitiya-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
2. Морозов В. П. Язык эмоций и эмоциональный слух. Избранные труды ФГБУН Институт психологии РАН. 436 печ. страниц – 2017 год https://mybook.ru/author/vladimir-morozov-2/yazyk-emocij-i-emocionalnyj-sluh-izbrannye-trudy/
3. Развитие когнитивных схем эмоций в онтогенезе. Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин, Институт психологии РАН 2001 https://creativity.ipras.ru/texts/books/pozn_society/bilkina&lusin_pozn_society.pdf