Дарина Круглова
Польза пальчикового театра для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Практически каждый педагог знает о пальчиковых куклах и пальчиковом театре.
Однако многие даже и не подозревают о его пользе для развития малыша. А ведь это наиболее простой способ развития мелкой моторики, что способствует раннему становлению речи, снятию стрессов и проблем ребёнка путём проигрывания различных ситуаций.
Публикация «Польза пальчикового театра для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Средняя группа
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Пальчиковый театр – это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.
Пальчиковый театр можно купить в магазине, а можно сделать самому из пластика, бумаги, картона или деревянных напёрстков.
Варианты игры в пальчиковый театр для детей зависят от возраста ребёнка. Дети 1-2 лет готовы к простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой. С 3 лет можно вводить вторую руку и усложнять сценарий. В 4-5 лет дети способны проигрывать несколько действий, последовательно сменяющих друг друга.
С помощью куколок можно решать и проигрывать проблемные ситуации: трудности в общении, конфликты, страхи и тревоги ребёнка. Например, обыграйте сказку-импровизацию: Зайчонок не слушался маму и убежал от неё, оказавшись в незнакомом лесу. Дайте ребёнку главную роль Зайчонка, пусть сюжет развивает ребёнок, вы лишь задавайте наводящие вопросы (Каких зверей встречает Зайчонок, добрых или злых? Страшно ли Зайчонку в незнакомом месте или же он ничего не боится? Как теперь вернуться Зайчонку домой). Поведение Зайчонка поможет вам лучше понять своего малыша.
Малыши привыкают слушать и раскрываются с помощью пальчикового театра. Ощущая себя в роли любимого героя, даже самый замкнутый и стеснительный ребёнок принимает активное участие в действии, и незаметно для себя становится общительным и жизнерадостным, в нём просыпаются лидерские качества. Куклы помогают детям преодолеть психологические барьеры. Малыши начинают излагать свои мысли правильно и продумывают поведение и характеры всех персонажей. Они сами становятся авторами историй, думающими, ответственными за героев своей сказки. Дети, участвующие в играх с пальчиковым театром, вырабатывают свою точку зрения и позицию. Такие умения, несомненно, помогут ему во взрослой жизни.
Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребёнка любознательность, коммуникабельность, интерес к творчеству, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.
В пальчиковый кукольный театр ребёнок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа юный актёр проговаривает события и переживания. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, развивается воображение, творческие способности ребёнка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом.
При помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Сказки – это фольклорный жанр, который никогда не останется в стороне при воспитании детей. Все они знакомы детям и очень любимы. Сказки для детей младшего возраста просты, носят циклический характер – многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет ребёнку лучше запомнить сюжет и развить память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову. Тут у ребё нка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актёром, режиссёром и автором сценария постановки. Причём очень важно для ребёнка то, что при игре «в сказку» ребёнок может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом.
Также игру в пальчиковый театр можно использовать для знакомства и изучения счёта (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроём, потом пришла лиса – их стало четверо); для знакомства с понятиями «справа-слева», «рядом», «друг за другом».
Попробуйте использовать пальчиковый театр в работе с детьми, и вы поймёте, что это отличный способ организовать досуг детей качественно и с пользой.