Приложение МААМ

Положительные и негативные стили отношений в семье

Бондарь Любовь Васильевна
Положительные и негативные стили отношений в семье
▼ Скачать + Заказать документы

Отношения между родителями и ребенком во многом влияют на детское развитие. То, как родители будут относиться к ребенку, а именно, какое родительское отношение выберут для себя приоритетным, напрямую повлияет на удовлетворение основных потребностей ребенка. Кроме того, именно родители оказывают влияние на формирование позитивных моделей поведения и коррекцию негативных.

Публикация «Положительные и негативные стили отношений в семье» размещена в разделах

Все знают, что отношения могут быть как положительными, так и отрицательными. Иногда оба родителя придерживаются одинакового стиля отношений. А порой присутствуют различия в отношении отдельных членов семьи к одному и тому же ребенку. В любом случае важно осознавать влияние родительских отношений на будущее наших детей.

Первые способны оказать положительное влияние на детскую самооценку, успеваемость в школе, развитие познавательных навыков и поведение. Дети, которые живут в доброй домашней атмосфере, полной взаимного уважения и любви, переносят полученные навыки на отношения с другими людьми, умеют выражать свои чувства, проявлять эмпатию и готовы к взаимодействию, лояльности и солидарности.

К положительным отношениям относятся* :

1) принятие ребенка - таким, какой он есть, как в плане внешности, так и в плане характера, природных возможностей и ограничений в сфере интеллектуального развития. Родители, принимающие своего ребенка, в состоянии увидеть и определить его недостойное (плохое) поведение, объяснить свою точку зрения, не критикуя при этом ребенка, а только лишь его нехорошие поступки.

2) взаимодействие с ребенком, а именно: одобряющее участие и заинтересованность как его занятиями, так и его развлечениями. Взрослые в данном случае являются активной стороной в установлении взаимных контактов, готовы объяснять детям окружающий мир, помогают его понять и действовать в нем с интересом и чувством внутреннего удовлетворения.

3) предоставление ребенку разумной свободы в соответствии с его возрастом. Это способность (для многих родителей тяжелая и болезненная) по мере взросления предоставить своему ребенку все более и более широкий диапазон свободы, и проявлять растущее к нему доверие. Важно при этом поддерживать свой авторитет, который не станет уменьшаться в результате расширения свободы ребенка. Предоставляя свободу, родитель, тем не менее, должен находиться рядом, чтобы вовремя распознавать те моменты, когда сын (дочь) находится в реальной опасности, требующей помощи или вмешательства.

4) признание равноправия ребенка в семье, не переоценивая, но и не недооценивая его роль. Родитель позволяет ему брать на себя ответственность за собственные решения и действия, и выражает ребенку свою надежду увидеть в нем проявление зрелого поведения. Не навязывает и не принуждает к выполнению своей воли, не управляет (и не манипулирует) ребенком. Дисциплина при этом базируется на взаимной договоренности и согласии. Используются предложения, объяснение и разъяснение, а ожидания в отношении ребенка являются четкими, ясными и учитывают его возрастные возможности.

Вторые могут привести к глубокому разочарованию и возможно даже к различным патологиям и расстройству личности. Они влекут за собой задержку развития высших эмоций (любви, милосердия, сострадания, асоциальное или антисоциальное поведение, а также различные пищевые расстройства у детей (ожирение, анорексию, булимию). К тому же отношение чрезмерного оберегания, например, порождает задержку формирования эмоциональной и социальной зрелости (инфантилизм, а чрезмерно требовательное отношение вызывает отсутствие веры в собственные силы.

К негативным отношениям относятся :

1) отчужденность - проявляется в восприятии ребенка, как обузы и порождает антипатию, неприязнь, обиды, а также разочарование. Родитель не выражает положительных чувств, но явно проявляет отрицательные, критикует, является деспотом и тираном, применяя строгие виды наказания, запугивание или даже насилие; совершенно не видит достоинств ребенка, лишь одни недостатки.

2) избегание - характеризуется эмоциональным безразличием по отношению к своему малышу. Родитель не испытывает удовольствия от общения с ребенком, заменяет его многочисленными подарками, огромной свободой и широко понимаемой либеральностью отношений. Он не чувствует ответственности за ребенка, игнорирует его, проявляет пассивность, пускает воспитание на самотек. Родитель устанавливает правила, но не соблюдает их; не вовлекается в дела ребенка и не интересуется его жизнью.

3) чрезмерное оберегание - характеризуется недостаточностью критического подхода к ребенку, неумеренной опекой и снисхождением. Для таких родителей ребенок - образец всех добродетелей, идеал, поэтому они стараются решать вместо него его проблемы, а также всячески ограждать его от неудач. Присутствует чрезмерная обеспокоенность его здоровьем, снисходительность и часто попустительство, удовлетворение всех желаний ребенка, терпя его всевозможные капризы. Зачастую позволяются ситуации, в которой ребенок управляет всем домом и становится маленьким тираном.

4) чрезмерные требования - желание «подогнать» ребенка под воображаемый образ, составленный его родителями, пренебрежение его подлинными качествами и возможностями личности. Родитель задает жесткие правила, критикует, оценивает, возводит себя на пьедестал, создает в своем лице единственный и непогрешимый авторитет. Ребенок живет под давлением, не имея прав, а лишь обязанности, должен придерживаться принятых правил и «отказаться» от своей личности.

Можно указать и другие виды родительского отношения или дать им другие названия, однако не терминология или классификация являются сутью моей статьи. Моя цель - напомнить о том, что существует разное отношение взрослых к детям – как положительное, так и негативное. А также помочь разобраться в том, каким отношением мы сами и другие взрослые члены нашей семьи руководствуемся в отношении своих детей. И если это отношение из разряда положительных, то единственное, что необходимо делать - углублять все его составляющие. А если отношение негативное, то осознавая его вред, сделать все возможное, чтобы изменить его.

Хотелось бы пожелать всем нынешним и будущим родителям, чтобы они относились к своим детям с любовью и уважением. Чтобы принимали своих детей, умели взаимодействовать с ними, предоставляли адекватную степень свободы и признавали их равные права в семье, не переоценивая и не недооценивая их роль.

*Статья основана на классификации, предложенной М. Земцовой.

Публикации по теме:

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Игры для формирования дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте Игры на формирование дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте У дошкольников дружеские отношения складываются благодаря социальной.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека "Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников".У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Положительные эмоции и техника «Квиллинг» (из опыта работы)Положительные эмоции и техника «Квиллинг» (из опыта работы) Мы с ребятами из двух подготовительных групп «Снегурочка» и «Дюймовочка» решили опробовать свои возможности при работе в технике квиллинг.

Проект «Профессии в моей семье». Перспективный план реализации проекта «Профессии в моей семье»Проект «Профессии в моей семье». Перспективный план реализации проекта «Профессии в моей семье» Проект «Профессии в моей семье» Перспективный план реализации проекта «Профессии в моей семье» Цель проекта — создать условия для усвоения.

Родительское собрание «Типы семей и стили семейного воспитания» (средняя группа) Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка. Задачи: познакомить родителей.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Зарождение дружеских отношений в детях -4» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Зарождение дружеских отношений в детях -5» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детейСтили родительского воспитания и их влияние на развитие детей Существуют три типа семей по степени эмоциональной привязанности к ребёнку, по степени контроля своего ребёнка. И в зависимости от того,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Положительные и негативные стили отношений в семье
Опубликовано: 13 февраля 2022 в 06:24
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Положительные и негативные стили отношений в семье» (включая файлы) размещена пользователем Бондарь Любовь Васильевна (УИ 87031) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД