Елена Голикова
Занятие по окружающему миру и изобразительному искусству для учащихся начальной школы «Лесная аптека на службе человека»
▼ Скачать + Заказать документы
«Лесная аптека
на службе человека»
Составила Голикова Е. В.
педагог дополнительного образования МКУ ДО ЦДТ с. Арзгир Ставропольского края.
Цели и задачи:
• закрепление навыков работы различными художественными материалами и техниками;
• развитие творческих способностей и эстетического вкуса;
• воспитание чувства бережного отношения к природе;
Публикация «Занятие по окружающему миру и изобразительному искусству для учащихся начальной школы „Лесная аптека на службе человека“» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Начальная школа. 1-4 классы
- Окружающий мир
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• закрепление знаний о лекарственных растениях через изобразительное искусство;
Оборудование: образцы лекарственных растений выполненные различными техниками (аппликация, набрызг, бумагопластика, живопись, гербарий, фото, изображения, фрагменты изображений лекарственных растений и ягод, изображение корзины, магнитофон, костюмы на сценку).
Зрительный ряд: на доске тема «Лесная аптека на службе человека», изображения
лекарственных растений и ягод (одуванчик, ромашка, шиповник, пион, липа, емляника, калина, мать и мачеха, реквизиты к играм.
Музыкальный ряд: классическая музыка «Времена года» П. И. Чайковского и А. Вивальди, песня «Самая счастливая».
Литературный ряд: стихи о лекарственных растениях.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ:
• Организационный момент
• Вступительное слово педагога
• Сказка «Лесная аптека»
• Актуализация знаний
• Выполнение заданий
• Игры – загадки
• Подведение итогов. Рефлексия.
Зал украшен рисунками лекарственных растений, выставкой книг, на доске высказывания и тема мероприятия. (Звучит музыка.)
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! На дворе осень, холодно и сыро и поэтому многие из нас болеют. Сегодня наш праздник, посвящён лекарственным растениям. Давайте прочитаем тему нашего праздника.
Хором: Лесная аптека на службе человека.
Педагог: Мы с вами узнаем, о природных лекарствах и о том, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека. А поможет мне и всем вам известный добрый Доктор Айболит.
Выходит Доктор Айболит: Добрый врач, бывалый врач
Чуть услышит детский плач
В ранний час и полночь
Поспешит на помощь.
Садится за стол. Входит 1-й больной.
1-й больной: Доктор у меня болит горло, кашель, температура.
Доктор Айболит: При простуде, появлений кашля, жара помогает ромашка, придвиньте к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый душистый отвар. (вручает больному пузырёк с каплями ромашки.)
2-й больной: Доктор, у меня такой плохой аппетит. Что мне делать?
Доктор Айболит: Вам поможет возбудить аппетит корень одуванчика. Корень этого растения охотно едят и животные (даёт капли больному и уходит). Вот какие чудеса могут делать лекарственные растения.
Неожиданно появляется Баба – яга.
Баба – яга: Ну, уж о чудесах буду рассказывать я!
Доктор Айболит: (удивлённо) Баба – Яга!
Баба – яга: Ну, уж не такая я Баба – яга, а сейчас я совсем не Баба – яга!
Доктор Айболит: А кто же ты?
Баба – яга: Ведунья и знахарка лесных трав, я тоже умею колдовать травами. Хотите проверить?
Хором: Хотим!
Баба – яга: Тогда смотрите!
Входит 3-й больной.
3-й больной: Доктор я последнее время сильно нервничаю и совсем не сплю.
Баба – яга: Вам поможет пион!
Доктор Айболит: Действительно пион это успокаивающее и снотворное средство (даёт капли больному, больной уходит.) Молодец Баба – яга! Ты действительно понимаешь в травах.
Слышатся крики. Мама ведёт девочку. Девочка упирается.
Девочка: Не хочу! Не пойду! Не буду пить эти противные таблетки!
Мама: Моя дочка заболела. У неё ангина. Но она никак не хочет пить таблетки. Вы можете нам помочь?
Доктор Айболит: Вам поможет шиповник и липа. Настой шиповника пейте для профилактики, тогда не будете болеть гриппом. Делайте чай из липы он ароматный и приятный на вкус (даёт капли).
[bПедагог: [/b] Давайте поможем больным детям изготовить лекарственные растения с помощью художественных материалов. А чтобы больным не пришлось долго ждать, каждой из групп будет дано своё задание: изготовить лекарственное растение с помощью различных техник. (Идёт краткое объяснение после демонстрации образцов, дети приступают к выполнению заданий, педагог им помогает)
Выполнение учащимися лекарственных растений, разными художественными средствами по группам.
Педагог: Ребята, давайте вспомним, какие способы выполнения работ вы знаете.
Дети: Аппликация, бумагопластика, набрызг, живопись.
Педагог: Правильно. А кто помнит как это выполняется?
1 учащийся: Аппликация – это накладывание или наклеивание одного материала на другой.
2 учащийся: Бумагопластика – это выполнение объемного изделия из бумаги.
3 учащийся: Набрызг – это разбрызгивание краски на бумаге.
4 учащийся: Живопись – это рисование красками.
Педагог: На ваших столах есть всё необходимое для работы.
На столах учащихся:
1 группа – альбомные листы, трафареты ягод, карандаш, кисти и краски, ножницы, баночка с водой.
2 группа – белый лист бумаги, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей, простой карандаш и стёрка.
3 группа – белый лист бумаги, широкие кисти, баночки с водой, краски акварельные или гуашь, простой карандаш.
4 группа – цветная бумага и цветной картон, белая бумага, окружность из бумаги, ножницы, клей, зубная щётка, кисти, белая краска и баночка с водой.
5 группа – белый лист, цветная бумага, ножницы и клей.
На каждом столе красные, синие и зелёные цветы. На доске педагог записывает задание для групп, напротив названия художественных техник:
Аппликация: шиповник (2 группа)
Живопись: пион (3 группа)
Набрызг: одуванчик (4 группа)
Бумагопластика: ромашка (5 группа)
Педагог обращается к 1 группе ребят, которые менее подготовлены для выполнения сложных заданий.
1 группа: - Вы, ребята, поможете собрать корзину полезных ягод для больных детей. На вашем столе есть краски и трафареты всяких ягод. Вам надо выбрать полезные для здоровья, наложить трафарет на белую бумагу, вырезать изображение ягоды и поместить в корзину, которую вы видите на доске. Когда вы справитесь с работой, поднимите руки.
2 группа: должна выполнить шиповник с помощью аппликации, вспомните, как он выглядит, посмотрите на доску. Вам понадобится цветная бумага, ножницы, клей и белый лист.
3 группа: живописно нарисуйте пион красками (показывает наглядное изображение).
4 группа: набрызгом изобразить одуванчик, для этого вам необходимо вырезать трафарет, наложить его на цветную бумагу и кисточкой нанести краску на щётку и сделать набрызг.
5 группа: из белой бумаги выполняет лепестки ромашки, а из цветной серединку цветка и листочки.
Звучит мелодия.
Во время работы учащимся, педагог оказывает помощь и консультирует.
Работа закончена.
Педагог: Вы закончили работу, покажите, что у вас получилось.
Предоставляет слово одному обучающемуся из каждой группы, который представляет лекарственное растение, выполненное его группой, и читает стих об этом растении, заранее подготовленный.
Ромашка.
Знакомы с детства, родные ромашки
Мы рвём на лужайки у тихой реки.
Как белые звёзды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
Вся в белом наша полянка одета,
Качает цветы ветерок на бегу…
Ромашки! Ромашки! Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу.
Одуванчик.
Я – одуванчик!
Когда идёшь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо – шарики
На тонких стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и чуть качаются
От ветерка с реки.
Пион.
Семена мои целебны,
При гастритах пьют настой.
Корни убирают яды
И сжимают в почвах боль.
У меня одна беда:
Зацветаю я когда,
То моих цветов краса
Всем бросается в глаза.
И в букеты рвут меня,
Я боюсь их как огня!
Я прошу вас, пощадите,
И пионы зря не рвите!
Шиповник.
Где – то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешены на ветке.
Меня зовут царём кустов
За цвет и запах
Моих лепестков.
Хоть куст мой зелёный
Вас ранить готов,
Но я помогу всем больным
И тем, кто здоров.
Дети по очереди выходят к доске и прикрепляют свои работы на магнитную доску.
Педагог: Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Теперь вам понятно как выглядят эти лекарственные растения, и вы применили различные художественные техники или способы. Запомните всё это. А теперь мы наполним корзину полезными ягодами, которые приготовили ребята 1 группы.
Учащиеся подходят и заполняют корзину ягодами, вырезанными из бумаги.
Педагог: Молодцы, ребята. Теперь вы знаете, что это полезные ягоды, и вы их сделали с помощью трафарета и красок.
Игра: «Угадай растения»
Педагог:Ну, а теперь проверим, много ли лекарственных растений мы знаем. Перед вами изображение лекарственных растений и их названия. Но они перепутаны. Попробуйте совместить изображения и названия.
Учащиеся выполняют задание.
Педагог: Спасибо ребята. Постарайтесь запомнить эти растения. Ребята, лекарственные травы хотят вам дать наказ. Давайте послушаем.
Учащиеся читают стихи от имени лекарственных растений.
Ромашка.
Знакомы с детства, родные ромашки
Мы рвём на лужайки у тихой реки.
Как белые звёзды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
Вся в белом наша полянка одета,
Качает цветы ветерок на бегу…
Ромашки! Ромашки! Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу.
Одуванчик.
Я – одуванчик!
Когда идёшь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо – шарики
На тонких стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и чуть качаются
От ветерка с реки.
Пион.
Семена мои целебны,
При гастритах пьют настой.
Корни убирают яды
И сжимают в почвах боль.
У меня одна беда:
Зацветаю я когда,
То моих цветов краса
Всем бросается в глаза.
И в букеты рвут меня,
Я боюсь их как огня!
Я прошу вас, пощадите,
И пионы зря не рвите!
Шиповник.
Где – то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешены на ветке.
Меня зовут царём кустов
За цвет и запах
Моих лепестков.
Хоть куст мой зелёный
Вас ранить готов,
Но я помогу всем больным
И тем, кто здоров.
Дети по очереди выходят к доске и прикрепляют свои работы на магнитную доску.
Итог занятия. Рефлексия.
Педагог: Спасибо. Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? На ваших столах лежат красные, синие и зелёные цветы. Если вам очень понравилось занятие поднимите красный цветок, если не очень – синий, и если вам было неинтересно - поднимите зелёный.
Педагог: Молодцы, ребята! Мы сегодня много вам рассказали и поиграли. Но растения хотят дать наказ, который вы должны помнить, и тогда природа будет вам благодарна.
Калина.
Увидел молодой росток,
Не трогай и не рви.
Пройди – ка мимо, улыбнись.
Пройдут года и вырастет там
Целебная трава.
Крапива.
Лес зелёный охраняй,
Никого не обжигай!
Не губи деревья ты,
Сохраняй в лесу цветы.
Ландыш.
Ты пришёл за помощью к природе?
Добрым будь и береги её.
Ветки не ломай, не трогай.
Помни, нужно много лет,
Чтоб кустик снова смог помочь тебе.
Подорожник.
Ты, дружок,
Смотри, не подкачай!
Правдивым быть
И добрым обещай!
Не обижай не птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сочка!
Люби цветы, леса,
Простор полей-
Все, что зовётся Родиной твоей!